Автор «мёртвой петли» Петр Нестеров сто лет назад долетел из Киева до Севастополя за день

Более 100 лет назад, в марте 1914‑го, из Одессы в Севастополь прилетел знаменитый лётчик Пётр Нестеров. На Качинском аэродроме его встречали, как героя: на заре авиации каждый «междугородный» перелёт становился сенсацией, а уж в исполнении автора «мёртвой петли» — и подавно.

Петр Нестеров

Борясь с ветром и докупая бензин


Надо сказать, в те времена подвигом был даже перелёт из города в город в пределах Крыма. Самолёты развивали невысокую скорость и летали довольно низко, их сносил ветер, да ещё и топливо могло закончиться в самый неподходящий момент. Поэтому перелёт даже на небольшое расстояние порой превращался в целую эпопею, о которой узнавала вся страна. Вот лишь одна из таких историй, опубликованная в журнале «Огонёк» в 1911 году:
Лётчик севастопольской школы авиации поручик Андреади 29 июля совершил удачный перелёт с пассажиром из Севастополя в Евпаторию и Симферополь. Поднявшись на значительную высоту, лётчик принуждён был бороться с сильным боковым ветром, который всё время относил аппарат в сторону моря. Тем не менее поручик Андреади долетел до Евпатории вполне бодрым и опустил над набережной, на парашюте, донесение о первой части своего воздушного путешествия. Затем он направился, не спускаясь, в Симферополь. Однако в 22 верстах от этого города обнаружил, что бензина не хватит для завершения перелёта. Лётчик опустился вблизи шоссе и, привязав «Блерио» верёвками к вбитым в землю кольям, оставил аппарат под присмотром взятого пассажиром нижнего чина, а сам на почтовом автомобиле поехал за бензином в Симферополь. Вернувшись через несколько часов к аэроплану, поручик Андреади благополучно довершил перелёт до Симферополя.
В 1912‑м Дмитрий Андреади совершил ещё более смелый и длительный перелёт: Севастополь — Одесса — Москва — Петербург. А в 1914‑м погиб, разбившись на самолёте на Качинском аэродроме. Это произошло как раз в те дни, когда в Севастополь из Одессы прилетел Пётр Нестеров.

Два костра для штабс-капитана


Среди авиаторов начала ХХ века постоянно велись соревнования за первенство в дальних перелётах с установлением рекордов высоты, скорости, подъёма грузов. Неудивительно, что бесстрашный пилот Нестеров, девизом которого были слова: «Риск — просчитанный, страх — контролируемый, опасность — прирученная» — тоже участвовал в этом негласном чемпионате. Рекорд длительности нахождения в рейсе был установлен Нестеровым в марте 1914 года в ходе перелёта по маршруту Киев — Одесса — Севастополь. В газетах писали:
Перелёт Киев — Одесса, совершённый в течение 3 часов 15 минут, замечателен тем, что штабс-капитан Нестеров не сделал ни одной остановки в пути. Вылетев из Киева в 11‑м часу утра, штабс-капитан П. Н. Нестеров, держась всё время на высоте 800–1000 метров от земли, прилетел в Одессу через 3 часа 15 минут. Погода была солнечная. В ресторане состоялось чествование смелого лётчика его одесскими коллегами. Из Одессы Нестеров предполагает вылететь на том же «Ньюпоре» со своим механиком в Севастополь, причём и этот перелёт также будет сделан без всяких остановок в пути.
По рации в Севастопольскую авиационную школу 19 марта 1914 года поступило известие, что Нестеров уже приземлился в Одессе и вот-вот должен отправиться в полёт с посадкой в Каче. К 19 часам на Качинском аэродроме разожгли два огромных костра — чтобы пилот видел, куда садиться. Через час Нестеров приземлился. Выяснилось, что добраться до Качи без остановок в пути лётчику всё же не удалось: подошло к концу горючее, пришлось сделать посадку и дозаправиться в Перекопе. Нестеров пробыл на Каче двое суток: пообщался с инструкторами авиационной школы, поприсутствовал на торжественном обеде в свою честь и, конечно, продемонстрировал своё мастерство, показав на своём «Ньюпоре» фигуры высшего пилотажа. 20 марта Нестеров на несколько часов улетел в Севастополь. Пока его не было, разбился штабс-капитан Андреади, лучший инструктор школы. Андреади решил на малой высоте продемонстрировать большой крен до 40 градусов, хотя Нестеров буквально накануне предупреждал об опасности подобного манёвра. Самолет выровнять не удалось — он зацепил крылом землю и разбился, пилот погиб…

Интересно


Акробатические номера

27 августа 1913 года на киевском военном аэродроме Пётр Нестеров впервые в мире выполнил «мёртвую петлю». Об этом «головоломном сальто-мортале» писали все газеты, однако не все отзывы были восторженными. К примеру, газета «Речь» сообщила:
…сенсационный полёт в Киеве пор. Нестерова вызвал в военных кругах недовольство тем обстоятельством, что лётчик без разрешения начальства рисковал собой и казённым аэропланом. Полагают, что командиру второй авиационной роты будет предложено посадить пор. Нестерова под арест за совершение опасного полёта.
А газета «Невская мысль» написала:
По поводу полёта киевского военного лётчика поруч. Нестерова, сделавшего в воздухе «мёртвую петлю», начальник воздухоплавательной части генерального штаба генерал Шишкевич в интервью с сотрудниками газет заявил: опыты военных лётчиков, подобные тому, который произвёл Нестеров, бесполезны. Эти акробатические номера находят себе оправдание в исполнении профессионалов, но я удивляюсь, что начальство разрешило это офицеру.

Татьяна Шевченко, «Крымская газета»

Читайте также:

Популярные сообщения из этого блога

Симеиз — крымский гей-курорт

Редкие фотографии Крыма во время Второй мировой войны

История ветроэнергетики в Крыму

Борис Хохлов: «Навек, друзья мои, прощайте!»