
Конечно,
Но внимание многочисленных любителей крымских красот больше привлекает вершина более чем стометрового обрыва Белой Скалы. Вид оттуда действительно впечатляет! Но вот пещеры, а их на горе несколько,
Основные породы, из которых сложен белогорский массив, — известняк и мергель. За многие тысячелетия солнце, вода и ветер сделали своё дело, образовав причудливые формы. Вот так же миллион лет отшелушиваются от заморозков камешки на стене
Существует много легенд, связанных с пещерами

Традиционно эти знаки связывают с сарматами. Письменные источники свидетельствуют о проникновении сарматов в Крым с
Слово «тамга», тюркско-монгольское по происхождению, в языках этой группы имело несколько значений: «тавро», «клеймо», «печать». Но популярность этого слова в тюркской среде всё-таки не может считаться доказательством именно тюркско-монгольского происхождения тамг как принципиально новой знаковой системы, отличной, например, от письменности. Это так называемое «рисуночное письмо».
Известный российский историк Сергей Рябчиков, тот самый, который недавно прочитал знаменитый Фестский диск, тоже изучал знаки
Наши сведения о религии причерноморских скифов очень скудны и основываются главным образом на известном кратком сообщении Геродота: «Из божеств чтут скифы только следующих: Гистию выше всех прочих божеств, потом Зевса и Землю (причём Землю представляют себе супругой Зевса), далее — Аполлона, Афродиту, Уранию, Геракла и Арея. Эти божества почитаются у всех скифов, а так называемые царственные скифы приносят жертвы ещё и Посейдону.
Геродот интерпретирует скифский пантеон на свой лад, отождествляя скифских богов с греческими. Эти отождествления могут иметь лишь приближённое значение, поскольку полного типологического тождества между греческой и скифской религиями не могло быть. А вот о сарматских богах известно ещё меньше. Однако ряд исследователей считает, что эти кочевые народы были родственными, и зачастую говорят о скифско-сарматской системе верований. Скифы и сарматы принадлежат к ираноязычной ветви индоевропейских народов. Иранские племена долгое время сохраняли культурное единство и, вероятно, единство верований.
Таргитай — в скифской мифологии первочеловек, прародитель скифов, сын Папая и дочери реки Борисфен. Он — отец Липоксая, Арпоксая и Колаксая, положивших начало разделению скифского общества на роды. Гойтосир же — солнечный всадник, великий лучник, победитель волшебных чудовищ. Он был богом ветров, гроз и бурь. Скифы и, вероятно, сарматы верили, что Гойтосир охраняет их стада от болезней и падежа.
Таким образом, можно говорить о нижней пещере
Конечно, кто из нас не видел в любых пещерах, более или менее доступных, следов человеческого разума в виде формул любви, имён и годов их нанесения? Вот и эта аккайская пещера — не исключение. Стены её украшены такими «шедеврами», что тоже граничат с историей — 1937 года нанесения и старше, стоит только внимательнее оглядеться. А уж Чёртов камень и камешки поменьше рядом — просто испещрены надписями. Наверняка они скрыли ещё сарматские знаки, неизбежно тут
В нескольких путеводителях В. Килессы говорится и о других гротах в Белой Скале. С верхней пещерой Алтын-Тешик, что значит в переводе Золотая Нора, тоже связано несколько преданий. «Пещера труднодоступна: вход в неё в виде круглого отверстия расположен в пятидесяти двух метрах от подошвы и в сорока девяти метрах от края обрыва. Согласно одной из легенд, Алтын-Тешик был логовом змея-оборотня, который приносил сюда похищенных им в округе красавиц. Другая легенда сообщает, что пещера тянется до самой Феодосии. А если верить третьей, то здесь будто бы разбойники спрятали сундук с золотом», — пишет Владимир Григорьевич.
А ещё бытовала легенда, что
В общем, легенды легендами, а пытливый ум краеведов пытается дать своё толкование легенд.
«В 1960 году группа ялтинских альпинистов, покоривших Алтын-Тешик, установила, что это не пещера, а двадцатиметровой высоты грот, круто поднимающийся вверх. Лучи солнца никогда не заглядывают в его дальнюю часть, и поэтому так заманчиво чернеет снизу „ход“ этой не совсем обычной пещеры», — рассказывает Килесса.
Вот такое место есть совсем недалеко от Белогорска и оживлённых дорог, идущих через этот город. Потому, приехав на Белую Скалу, не поленитесь спуститься. Откроете для себя ещё много интересного. Только не надо вырезать в податливом известняке своё имя. Оно важно, несомненно, но вот истории совсем ни к чему. Как, впрочем, и Белой Скале. Ведь её «застолбили» за много тысячелетий до нас!
Сергей Ткаченко, «Крымская Правда»
Ссылки по теме: