Подземелья Евпатории: катакомбы, колодцы, тоннели

Древняя Евпатория напоминала «сухопутный айсберг», значительная часть которого до сих пор находится под землей. Речь идет о катакомбах, которые залегают на глубине 9 м.

Подземелье в Евпатории

Подземелья Симферополя: бункеры, убежища, «метро»

Подземный Симферополь остается темой, закрытой для массового обсуждения. Отсутствие официальной информации неизбежно порождает легенды и слухи, тем более что основания для их возникновения имеются.

Симферопольское метро

Подземелья Севастополя: объект 221, объект 825, шахты

Рыть подземелья в Севастополе начали едва ли не со дня его основания, в 1783 г. При советской власти этим начали заниматься с середины 30-х гг. Строили склады для хранения боеприпасов, командные пункты и узлы связи.

На западном берегу Южной бухты в 1934 году в тоннеле на глубине 30 м была оборудована подземная телефонная станция АТС-175. В районе Юхариной балки был построен подземный склад химических боеприпасов и боевых отравляющих веществ. В Троицкой балке — подземный комплекс центрального торпедного арсенала флота.

Нельзя не вспомнить и о башенных береговых батареях № 30 (фото) и № 35 (фото), предназначенных для защиты Севастополя с моря. В них располагались посты управления, артиллерийские погреба, силовые станции, резервуары для топлива и воды, лазареты с операционными, кубрики и каюты личного состава и даже... ленинские комнаты.

Батарея №30 в Севастополе
Батарея № 30

Батарея №35 в Севастополе
Батарея № 35

В 30-е годы строили с размахом. Так, электростанция в скальном массиве южного берега Севастопольской бухты (объект «Крот» (фото)) должна была состоять из 2-х турбогенераторов, мельниц для размола каменного угля, бункеров для его хранения, трансформаторных и насосных станций, помещений для обслуживающего персонала. В совокупности все это представляло собой 5-этажный подземный лабиринт общей площадью около 30 тыс. кв. м. Объект «Крот» был достроен уже в 50-е годы, и сегодня это, пожалуй, самое крупное подземное сооружение Севастополя. Тогда же, в конце 30-х, под центральным городским холмом началось строительство транспортного тоннеля, который должен был соединить улицы Ленина и Фрунзе (ныне — Большая Морская).

Объект Крот в Севастополе
Объект «Крот»

После первых испытаний атомной бомбы в мире начался настоящий бум подземного строительства, не обошедший стороной и СССР. В октябре 1952 г. был официально утвержден сталинский план создания подземного города под Севастополем. Проектом предусматривалось сооружение под каждым военным объектом центральной части города на глубине 25–50 м его подземного дублера. Ввиду того, что некоторые сооружения предполагалось разместить близко к берегу моря, был произведен специальный расчет высоты волн от взрыва атомной бомбы в Севастопольской бухте. План был так грандиозен, что к моменту прихода к власти Хрущева подземный город в Севастополе не был построен даже наполовину. При новом лидере достраивались и были сданы в эксплуатацию лишь несколько подземных убежищ для населения. Остальные особо секретные сооружения словно исчезли. Входы в них были замурованы, чертежи и планы уничтожены. Другие были просто брошены, как, например, недостроенный узел связи — бетонированное помещение в толще скалы на берегу Южной бухты. К нему ведет ход с набережной, другой тянется на полторы сотни метров к центру города, где кончается тупиком примерно под зданием городского Дома культуры.

Куда грандиознее выглядит комплекс подземных сооружений, расположенный под живописным сквером на улице Ленина. Он состоит из десятка обширных помещений, связанных между собой коридорами. Попасть туда можно через два входа на Минной пристани. Такие же подземные пути уходят оттуда вглубь, за улицу Ленина.

Существует также вырубленная в скале 30-метровая шахта, ведущая в подвал здания Морского гидрофизического института. Этот подземный комплекс входил в план строительства подземного города как «командный пункт тыла, вооружения и судоремонта и местной противовоздушной обороны ЧФ». Сооружение было сделано наполовину и тоже заброшено.

Правда, некоторым недостроенным подземельям «повезло», они пригодились городу для размещения вполне мирных объектов. К примеру, один из подземных комплексов, построенный в 1954 г. под Историческим бульваром, был отдан под склад винзаводу.

Начиная с 1958 года центр тяжести подземных работ переместился на окраины Севастополя, в том числе в Балаклаву. Здесь всего за несколько лет под названием «объект 825» была построена огромная подземная база для подводных лодок (фото, видео). Она представляла собой 300-метровый дугообразный подземный канал. К нему примыкали подземный сухой док и судоремонтный завод с несколькими цехами-тоннелями. Транспортные штольни вели от набережной канала к складам торпед и топливным резервуарам. В отдельном тоннеле хранились ядерные боеголовки... После того как в начале 1996 г. части Российского Черноморского флота покинули Балаклаву, подземная база была брошена.

Объект 825 в Севастополе (подземная база подводных лодок)
«Объект 825» (подземная база подводных лодок)

Самое «молодое» из севастопольских подземелий — «объект 221»: подземный командный пункт ЧФ в районе села Морозовка (Алсу), у шоссе Севастополь — Ялта. Объект начали строить в конце 70-х годов в обстановке строжайшей секретности. Инженерам и строителям запрещалось даже называть его иначе как «каменный карьер». «Объект 221» скрыт на 200-метровой глубине в толще поросшей лесом горы. После распада СССР это недостроенное сооружение оказалось заброшенным и постепенно разрушается.

Объект 221 в Севастополе

Дмитрий Синица, «»

Ссылки по теме: