Сообщения

Сообщения за июля 19, 2007

Пещеры, боги и герои

В религиозных представлениях многих народов мира божественное, небесное и даже космическое начала очень тесно связаны с земным и подземным. Отзвуками этих представлений является и то, что многие пещеры и их элементы названы именами мифических объектов и героев. Посмотрим, как связаны боги и пещеры только в наиболее близких нам греческих преданиях. ...Вначале существовал лишь вечный, безграничный, темный Хаос. Из него возник весь мир и бессмертные боги, в том числе богиня Земли Гея. Далеко под землей возникла ужасная бездна, полная вечной тьмы,- Тартар. Благодатная Земля без отца породила Небо (Урана), Горы и Море. В мире воцарился Уран, который взял себе в жены Гею (первое кровосмешение в истории!). Они породили шесть сыновей и шесть дочерей, могучих Титанов, которые восстали против отца. Победил младший из них, коварный Крон (греч. hronos время). От него богиня Рея в пещере Дикта на острове Крит родила и воспитала Зевса. После длительной борьбы с Кроном Зевс воцарился на Олимпе и разд

Пещерные рисунки первобытного человека

Изображение
В популярной литературе пещеры с наскальными рисунками часто называют палеолитическим Лувром или Эрмитажем. Сравнение не совсем удачное: любая картинная галерея - отдельные полотна, мало связанные с помещением. Пещерные изображения приспособлены к изгибам, выступам и трещинам той скалы, на которую они нанесены, используют ее фактуру и цветовую гамму.

Чем и как рисовал первобытный человек

Изображение
Открытие пещерных картинных галерей поставило перед археологами ряд вопросов: чем рисовал первобытный художник, как он рисовал, где размещал рисунки, что рисовал и, наконец, зачем он это делал? Изучение пещер позволяет с той или иной степенью достоверности ответить на них.

Открытие Саутуолы

Изображения на стенах пещер южной Франции известны давно. Первым упоминанием об искусстве палеолита считается описание грота Руффиньяк (тогда известного под названием Кро дю Клузо), сделанное одним из любимцев Маргариты Наваррской. В 1575 г. Франсуа де Бельфлорес писал: "...в Перигоре есть пещера: вошедших в нее встречают великие чудеса - здесь под землей... красивые залы и комнаты. В них алтари и росписи во многих местах изображают контуры или следы крупных и мелких зверей разных видов..." История научного открытия палеолитической живописи драматична. В 1868 г. в узкую трещину на склоне холма Альтамира (Испания) попала собака. Чтобы вызволить ее, хозяину пришлось раскидать немало камней, открыв вход в таинственное подземелье. Владелец собаки, адвокат Марселино Саутуола начал его исследование и вскоре обнаружил грубые каменные и костяные топоры, ножи, молотки. Но только в 1879 г. его шестилетняя дочь Мария увидела на плоскости нависающего свода рисунки. "Торос, Торос&quo