Пещеры, боги и герои

В религиозных представлениях многих народов мира божественное, небесное и даже космическое начала очень тесно связаны с земным и подземным. Отзвуками этих представлений является и то, что многие пещеры и их элементы названы именами мифических объектов и героев. Посмотрим, как связаны боги и пещеры только в наиболее близких нам греческих преданиях.

...Вначале существовал лишь вечный, безграничный, темный Хаос. Из него возник весь мир и бессмертные боги, в том числе богиня Земли Гея. Далеко под землей возникла ужасная бездна, полная вечной тьмы,- Тартар. Благодатная Земля без отца породила Небо (Урана), Горы и Море. В мире воцарился Уран, который взял себе в жены Гею (первое кровосмешение в истории!). Они породили шесть сыновей и шесть дочерей, могучих Титанов, которые восстали против отца. Победил младший из них, коварный Крон (греч. hronos время). От него богиня Рея в пещере Дикта на острове Крит родила и воспитала Зевса. После длительной борьбы с Кроном Зевс воцарился на Олимпе и разделил мир между братьями, взяв себе небо, отдав Посейдону море, а Аиду - подземное царство. У Зевса было много детей. От брака с собственной сестрой Герой (второе кровосмешение!) родился Гефест, бог подземного огня, проводивший большую часть жизни в подземной кузнице; от нимфы Майи в пещере Киликия в Греции родился Гермес, бог странников и торговли, обманщик и краснобай; от дочери фиванского царя Семелы в пещере родился бог растительности, покровитель виноделия Дионис; от супруги царя Тиринфа Алкмены родился легендарный герой Геракл. Пять из его подвигов тоже связаны с пещерами: именно в них обитали Немейский лев и Лернейская гидра (1 и 2 подвиги), в пещере жил мудрый кентавр Хирон (5 подвиг), в них располагались Авгиевы конюшни (6 подвиг), через Тенарскую пропасть (Пелопоннес) Геракл спустился в подземное царство и вывел наверх трехглавого пса Цербера (12 подвиг).

Тесно связаны с пещерами и другие греческие боги и герои. В пещерах на берегу великого Океана, сына Урана и Геи, живут три тысячи их дочерей - океанид. В пещере, увитой зеленью, из которой вытекает ручей, любила отдыхать дочь Зевса Артемида; в пещере пыталась скрыться от разгневанной Геры нимфа Эхо; в пещерах жили дочери Зевса и Фемиды Мойры, покровительницы девушек, хотевших выйти замуж; много времени проводил под землей бог лесов и рощ Пан, которому посвящена пещера в Афинском акрополе; с пещерой Полифема связано одно из путешествий Одиссея; в пещере кентавра Хирона до 20 лет прожил сын иолкского царя Ясон; сюда приходили боги, герои и люди, чтобы посоветоваться с мудрым кентавром; в сырых темных пещерах скрывались дочери царя Охомена, превращенные богом Дионисом в летучих мышей; в пещере горы Латама любовалась красотой спящего Эндимиона богиня Луны Селена... В пещере обитал и бог сна Гипнос; он лежал на ложе из натеков, с цветком мака в руке, а в глубине пещеры журчала река Забвения. В пещере Киликия обитала дочь Тартара и Геи, полуженщина-полузмея Ехидна. Под землей, в пещере, украшенной драгоценными камнями, жила дочь аргосского царя Даная. Сюда в виде золотого дождя проник Зевс, после чего она родила греческого героя Персея.

Властитель морей Посейдон, казалось бы, не связан с пещерами, но зато ему подчинено морское божество, старец Протей, обитающий в пещерах острова Фарос, где он пас тюленьи стада. Подобно морю, Протей мог менять свой образ, превращаясь в различных животных. Сын Посейдона Тесей с помощью дочери царя Миноса Ариадны разгадал тайну лабиринта и победил Минотавра. Через мрачную пещеру Тесей спустился в подземное царство.

Второй брат Зевса, Аид, был властителем подземного царства, в которое ведут бездонные пропасти. Там протекает священная река Стикс (названа по имени дочери Крона), водами которой клянутся боги; катит свои воды Лета, испив которые забываешь землю...

Таким образом, пещеры, бывшие некогда жилищами первобытных людей, стали считаться местом рождения и обитания богов. С пещерами Греции и Италии отождествляются входы в царство мертвых - Аид. Сперва это была Тенарская (в Лаконии), Пилосская (Пелопоннес), Авернская (Италия) пещеры. Затем "адреса" изменились: по средневековым представлениям, вход в ад находился на вулкане Гекла (Исландия), а в чистилище - на о-ве Св. Патрика. Не остались в долгу и наши современники: в 1995 г. спелеолог Г. С. Романенко на основании изучения античных мифов пришел к выводу, что входом в ад считался Бездонный провал на горе Агармыш в Крыму...

Такие же легенды и мифы связывают пещеры богов и у других народов мира. Их анализ - задача специального исследования. А здесь отметим только одну интересную особенность. В мифах народов Центральной и Южной Европы Аид (ад) отождествляется с "горячим" подземным царством. Отсюда и помещение входов в него в кратеры действующих вулканов, раскаленные могилы, рвы с горячей водой, озера с кипящей смолой (6-8 круги дантовского Ада). В мифах народов Северной Европы и Центральной Америки ад - это царство вечного холода и леденящих ветров. В чем причина этих различий - пока неясно.

Между мифологией и спелеологией существуют не только прямые, но и обратные связи. На страницах атласов пещер мира часто встречаются знакомые имена: пещеры Зевса, Пана, Геракла, залы Хаоса и Тартар, подземные реки Стикс и Лета, с мифологией связано и наименование удивительного пещерного животного - протея.

Дублянский В.Н.,
научно-популярная книга

Пещерные рисунки первобытного человека

В популярной литературе пещеры с наскальными рисунками часто называют палеолитическим Лувром или Эрмитажем. Сравнение не совсем удачное: любая картинная галерея - отдельные полотна, мало связанные с помещением. Пещерные изображения приспособлены к изгибам, выступам и трещинам той скалы, на которую они нанесены, используют ее фактуру и цветовую гамму.

Рисунок первобытного человека

Чем и как рисовал первобытный человек

Первобытный человек рисует рисунок
Открытие пещерных картинных галерей поставило перед археологами ряд вопросов: чем рисовал первобытный художник, как он рисовал, где размещал рисунки, что рисовал и, наконец, зачем он это делал? Изучение пещер позволяет с той или иной степенью достоверности ответить на них.

Открытие Саутуолы

Изображения на стенах пещер южной Франции известны давно. Первым упоминанием об искусстве палеолита считается описание грота Руффиньяк (тогда известного под названием Кро дю Клузо), сделанное одним из любимцев Маргариты Наваррской.

В 1575 г. Франсуа де Бельфлорес писал: "...в Перигоре есть пещера: вошедших в нее встречают великие чудеса - здесь под землей... красивые залы и комнаты. В них алтари и росписи во многих местах изображают контуры или следы крупных и мелких зверей разных видов..."

История научного открытия палеолитической живописи драматична. В 1868 г. в узкую трещину на склоне холма Альтамира (Испания) попала собака. Чтобы вызволить ее, хозяину пришлось раскидать немало камней, открыв вход в таинственное подземелье. Владелец собаки, адвокат Марселино Саутуола начал его исследование и вскоре обнаружил грубые каменные и костяные топоры, ножи, молотки. Но только в 1879 г. его шестилетняя дочь Мария увидела на плоскости нависающего свода рисунки. "Торос, Торос",- закричала она. Дон Марселино поднял голову и замер в изумлении: огромное стадо быков беспорядочно сгрудившейся массой заполняло все пространство потолка, сплетаясь в единый клубок... Открытие Саутуолы было подтверждено специалистом по древним культурам X. Виланова и даже "освещено" посещением короля Испании, Альфонса XII, который оставил копотью свечи свой автограф на стене пещеры. Но затем последовали более печальные события...

Выдающийся археолог Мортилье не признал подлинности находок Саутуолы, а участники Международного археологического конгресса (Лиссабон, 1880) даже отказались осмотреть пещеру Альтамира... Слабым утешением была лишь весть о том, что в пещерную живопись поверил И. С. Тургенев, упомянувший о находках Саутуолы 18 мая 1880 г. в Москве, на открытии памятника А. С. Пушкину. В 1888 г., осмеянный и забытый, Саутуола скончался.

Дальнейшая судьба пещеры Альтамира в чем-то напоминает судьбу ее первооткрывателя. В 1902 г. Э. Картальяк обнародовал знаменитое в мире археологов "Покаяние скептика": "Я впал в заблуждение, начало которому положено 20 лет назад, и вот его надо выкорчевать и устранить..." Он публично попросил извинения у дочери Саутуолы Марии за то, что поставил под сомнение доброе имя ее отца. В этом же году Каргальяк и де-Брейль тщательно исследовали рисунки Альтамиры, насчитав в ней более 150 изображений. Свежесть красок, впечатляющие позы, жизненность рисунков произвели на них громадное впечатление. Позже оказалось, что здесь изображены не только быки, но и бизоны, лошади, кабаны, олени, а также - колдуны получеловеческого, полуживотного облика. Был доказан и позднепалеолитический (мадленский) возраст рисунков, написаны десятки статей и монографий. Пещера Альтамира была оборудована для посещения и стала модным объектом туризма. Только в 1935 г. через нее прошло 45 тысяч человек. Это вызвало опасные изменения температуры и влажности воздуха, появление бактерий и водорослей на освещенных натеках. Начали разрушаться и рисунки: изменился их цвет, "расплылись" контуры... В 1976г. пещера была закрыта для посещений. Через год восстановился естественный микроклимат, но не живопись. Тогда было решено создать "Альтамиру-2". На стене Научного музея в Мюнхене с применением новейших методов (тысячи фотограмметрических снимков, отливки из силиконового каучука, роспись с использованием природных красок и пр.) в натуральную величину (длина - 18 м, ширина - 6-10 м!) был воссоздан потолок пещеры со всеми рисунками. А сама пещера, названная Сикстинской капеллой палеолитического искусства, объявлена заповедной...

Альтамира вызвала "цепную реакцию открытий". В 1901 г. была обнаружена пещера Комбарель с гравированными фигурками зверей (14 мамонтов, 3 северных оленя, 2 бизона, 90 других животных) и Фонт-де Гом (гравировки и многоцветные изображения двухметровых зубров, мамонтов, северных оленей); в 1912 г.- в пещере "Трех братьев" (сыновей фрацузского археолога Бегуэна) - рисунки оленей и человека в маске; в 1940 г.- непревзойденная Ласко с монохромной и полихромной росписью изображений диких лошадей, быков, оленей, горных козлов, мужчины с птичьей головой, лежащего перед убитым им бизоном. Впервые примененные методы радиоуглеродного датирования дали возраст 15 тысяч лет до н. э.- среднемадленское время позднего палеолита. И опять история повторилась. Ласко, оборудованная для туризма, "заболевает", ее тщетно пытаются "лечить" (использовано более 25 различных антибиотиков и даже химические яды), закрывают для посетителей. Сейчас близ настоящей Ласко сооружена и открыта для экскурсий ее точная копия - "Ласко-2".

Только во Франции сейчас известно более 130 пещер с позднепалеолитической живописью. Открыты они и в других странах: Испании (Гибралтарская), Греции (Левкадская), Италии (Басуа), Румынии (Пэдуря), России (Капова, Игнатьевская, М. Сыя), Монголии (Гурван Цэнхэр), Индии (Бимбетка, Кришны ) и др. Поражает близость датировок рисунков: 35-10 тыс. лет до н. э. Правда, и здесь иногда бывают непонятные исключения. В 1971 г. в Западном Иране отрыта значительно более древняя позднепалеолитическая живопись (60-40 тыс. лет). Приведенные данные убедительно свидетельствуют об отсутствии одного центра формирования культуры первобытного человека. "Школа живописи" находилась не только в окрестностях Пиренеев. Она имела "филиалы" в Кантабрийских и Динарских горах, на Урале и в отрогах Гималаев, на Кавказе, Эльбрусе...

Можно уверенно утверждать, что эпоха "великих открытий" в пещерной живописи еще не миновала. В 1985 г. сенсационное открытие на берегу Средиземного моря сделал аквалангист А. Коске. На глубине 36 м он обнаружил щель в скале, обрамленную кораллами и водорослями. Наклонный тоннель через 150 м вывел его в большой зал. В 1990-1991 гг. на его стенах были найдены изображения человеческих рук, десятки рисунков лошадей, бизонов, тюленей...

Дальнейшие исследования проводились морской археологической экспедицией министерства культуры Франции. 8 специально подготовленных исследователей и 11 водолазов обнаружили много незамеченных ранее рисунков эпохи палеолита, а также два кострища. Определение возраста древесины радиоуглеродным методом показало, что возраст рисунков не менее 18 тыс. лет.

Дублянский В.Н.,
научно-популярная книга