Симферополь. Прогулка в историю

Ясный январский денёк. Город залит солнечным светом. Как приятно неспешно пройтись по светлым улицам! Идёшь, смотришь на фасады зданий и невольно переносишься мыслями в эпоху, когда вся эта красота создавалась. А если у вас в руках имеется путеводитель в прошлое, страницы которого приоткрывают завесу давно минувших лет, то вы сможете заново открыть для себя свой родной Симферополь. Поверьте, он для вас засияет новыми красками, вы полюбите его с новой силой и захотите стать причастным к его процветанию. Моя экскурсия проходит всего лишь по нескольким центральным улицам крымской столицы. Но и этого достаточно, чтобы лучше узнать его историю.

Симферополь, старый город
Как известно, по указу Екатерины II Симферополь изначально создавался как центр Таврической губернии. 18 июля 1842 года был утверждён первый генеральный план города. К петляющим узким улочкам, тупикам и переулкам Ак-Мечети теперь примыкал новый город с широкими улицами и прямоугольными кварталами. В современной застройке центра города можно легко проследить заложенную в его первом плане сетку улиц. Между новым городом и Ак-Мечетью располагалась Базарная площадь. Сегодня это площадь Ленина.

Вот отсюда, с пересечения улиц Кирова и Горького, началась моя прогулка в прошлое. Если стоять к площади спиной, то на правой стороне улицы Горького увидим угловое здание, в котором сегодня находятся ресторан, дискотека, кафе. А полтора века назад в этом доме находился мануфактурный магазин. Чуть дальше, по левую сторону, открывается фасад красивейшего здания банка. Это одно из лучших архитектурных сооружений города. Его автор, архитектор Краснов, создал Ливадийский дворец, дом князей Гагариных, расположенный на территории современного санатория «Утёс», виллу «Ксения» в Симеизе и многое другое. Будучи уже очень известным архитектором, в 1913 году он приступил к строительству здания «Банка общего кредита». Может ли в этом здании, внушающем непоколебимое чувство надёжности, располагаться что-то иное? Пожалуй, нет: учреждение в здании, построенном на века, должно выполнять соответствующие функции.

А на месте цирка в позапрошлом столетии возвышалась армяно-католическая церковь. Симферополь изначально был многонациональным городом, и в 1862 году, в связи с ростом численности армян-католиков, на средства купца 1-й гильдии Сергея Ивановича Налбандова на этом месте была выстроена армяно-католическая церковь. В её стену была вмурована мраморная доска в память о благодетеле — Сергее Налбандове. Дальше — наш любимый кинотеатр имени Шевченко. В начале XX века предприниматель Шнейдер отдал один из своих домов под синематограф. В 1904 году в Симферополе с красивым названием «Баян» состоялось открытие иллюзиона. Существует мнение, что свое название — «Баян», синематограф получил в честь Вадима Баяна — поэта-эгофутуриста, организовавшего в Крыму серию поэтических вечеров под общим названием Олимпиада российского футуризма (в ней принимал участие и Владимир Маяковский). Но возможно это название кинотеатр приобрёл благодаря тому, что звуковое оформление немых фильмов создавалось за счёт мелодий баяна, который в России был очень популярным инструментом. Может быть...

Симферополь, кинотеатр Шевченко (Баян)

Все от мало до велика знают, что по адресу Горького, 10 находится библиотека им. Франко. А кто знает, что в сороковые годы XIX века это здание имело другое предназначение? Архитектор Эшлиман (автор проекта Байдарских ворот) разработал проект здания для дворянского собрания. Дворяне Симферополя деятельно решали вопросы жизни общества и обустройства города. Для этого им понадобилась престижная резиденция. И улица, на которой она расположилась, стала называться Дворянской. Во время Крымской войны здание дворянского собрания было отдано под госпиталь, где спасал раненых воинов великий русский хирург Н. И. Пирогов.

Сквер Победы. Здесь на сравнительно небольшой территории разместились три исторических объекта. История танка известна: он первым ворвался в наш город при его освобождении 13 апреля 1944 года. А вот историю Долгоруковского обелиска и собора Александра Невского многие не знают. На месте монумента русским воинам, освобождавшим Крым от владычества Османской империи, в дни тех сражений (1771 год) стояла палатка главнокомандующего. Памятник был возведён позже на средства внука Долгорукова.

Поскольку Крым является колыбелью православия, в Симферополе было множество соборов, каждый из которых неповторим по своим архитектурным особенностям. Из семи православных святынь самая значимая для города — Александро-Невский собор. У него длинная и непростая история: его несколько раз начинали строить, разрушали и вновь воссоздавали. раз построенный на пожертвования жителей города. Для обустройства нового собора в 1829 году из Петропавловского городского храма было перенесено семь колоколов (весом 470 пудов). В 1860 году в связи с увеличением численности населения собор был переименован из городского в кафедральный. В 1869 году храм снова перестраивался. Вместимость собора увеличилась на 500 человек. Примечательно, что в 1891 году в качестве разнорабочего принимал участие в ремонтных работах собора молодой Максим Горький. В церковном хоре храма пел в свое время Саша Спендиаров, будущий великий композитор. Сегодня на месте разрушенного в тридцатом году прошлого века собора возрождается новый — точная копия прежнего.

За гостиницей «Украина» — памятник полководцу Александру Васильевичу Суворову. Этот человек славен не только своими победами. Он был блестящим государственным деятелем. В частности, выступил инициатором создания почты на полуострове, а в Симферополе открыл первые аптеки. Но почему же именно на этом месте стоит памятник? Потому что здесь во время русско-турецкой войны в 1777 году находились артиллерийские позиции и стояли лагерем российские войска, которыми командовал Суворов. На другом берегу бурного (!) Салгира стоял неприятель. Александр Васильевич послал депешу Екатерине II со словами: «Нашими войсками успешно форсирована река Салгир», на что Екатерина спросила: «Когда присылать флот?». Но какой бы эта переписка комичной сегодня не казалась, на самом деле в тот период ширина Салгира была гораздо больше, чем сейчас, и переправа через него считалась не из лёгких.

Симферополь, Салгир

Обойдя гостиницу, выхожу на центральную улицу города — Пушкинскую, которая до 1899 года называлась Приютнинской (в доме № 20 находился приют для сирот). Это название возникло не случайно. Знаменитый наш соотечественник дворянин и меценат Андрей Фабра сделал немало добрых дел для процветания Симферополя и достойной жизни его жителей. В частности, ведя почти аскетический образ жизни, чиновник и патриот трудом и сбережениями приобрёл значительное состояние. Но распорядился им нестандартно для нынешних власть имущих: «...желая быть полезным страждующему человечеству, все... недвижимые имения мои и денежный капитал мой, а также всё движимое имущество моё... без малейшего изъятия... оставляю я после смерти моей навсегда и неотделимо в пользу малолетних неимущих сирот...».

Многие дворяне занимались благотворительностью. Их трудами в городе были созданы приюты для престарелых, для детей, для инвалидов.

В начале Пушкинской располагались городская дума и управа, сиротский суд, городской общественный банк. В доме № 2 — гостиница «Санкт-Петербург», в нынешнем Доме офицеров — гостиница «Метрополь». В здании под номером 17 находилось симферопольское отделение Санкт-Петербургского международного коммерческого банка. В угловом здании по адресу Пушкина, 18 изначально размещался краеведческий музей.

А у нашего Крымского академического русского драматического театра им. М. Горького интереснейшая предыстория. В тридцатые годы XIX века московский купец Волков приспособил под театр конюшни дворянского собрания. Сами понимаете, что очень долго такой театр просуществовать не мог, хотя около двадцати лет в каменном сарае Волков организовывал представления. И всё же в середине позапрошлого столетия здание было перестроено и приобрело очертания гораздо более приличествовавшие храму Мельпомены, нежели каменный сарай. В разное время на сцене драматического театра блистали многие знаменитые актёры: М. Щепкин, В. Комиссаржевская, братья Адельгейм, П. Вульф, Г. Субботин, Ф. Раневская и другие. А вот новое здание театра было торжественно открыто 11 апреля 1911 года, встретив первых зрителей оперой М. Глинки «Жизнь за царя».

Прогуливаясь по Пушкинской, останавливаюсь на месте её пересечения с первой в городе улицей — Екатерининской. Можно сразу, наверное, догадаться, что речь идёт о современной улице имени К. Маркса, так как здесь почти каждый дом — памятник прошлого. Когда город только зарождался, эту улицу, прямую и длинную, называли дорогой на Перекоп. В 1834 году такое название закрепилось официально. Через несколько лет на этой улице разместилось полицейское управление, и в 1843 году она уже именовалась Полицейской. А Екатерининской улица стала называться, когда отмечалось столетие присоединения Крыма к России.

Вот так, пройдя по периметру небольшого центра родного Симферополя, я открыла для себя абсолютно другой город. Теперь смотрю на фасады старинных зданий как-то иначе. Пожалуй, с чувством патриотизма и огромным желанием увидеть и через двадцать, и через тридцать лет, бережно сохранённый настоящий губернский город — ведь в этом вся его прелесть и славная его история.

Ольга Егорова, «Крымское Эхо»