Флот и Свято-Георгиевский монастырь

Флот и Свято-Георгиевский монастырь всегда были неразрывно связаны, но в былые времена главенствовал монастырь. Судьба одного из основоположников Черноморского флота адмирала М.П. Лазарева тоже вплетена в историю монастыря.

Побывав в нем однажды, он пленился неповторимой красотой местности, покоем и тишиной обители. Адмиралу нравилось отдыхать на ее территории и для него построили небольшой двухэтажный дом, «с флигелем, из дикого камня на известковом растворе, длиной шесть сажен, шириной пять сажен, покрыт был черепицей. В доме имелась русская и две голландские печи. Полы во флигеле и комнатах напоминали палубу корабля, были из некрашеных досок, комнаты оштукатурены и побелены известью». За годы управления Михаила Петровича Лазарева было построено свыше 110 боевых и вспомогательных кораблей. Его артиллерия, которая вместо ядер использовала бомбы, широко была принята на вооружение Черноморского флота, ранее, чем за границей. Именно он предложил использовать отечественный уголь будущего Донбасса и установил его преимущество перед импортным. Ему принадлежит разработка плана непрерывной огневой поддержки высаживаемых войск, предварительной тренировки моряков, тщательная подготовка которых позволяла добиваться успеха при небольших потерях при обороне Севастополя в Крымской войне. Он умер до ее начала 11 апреля 1851 года от рака желудка, похоронили адмирала во Владимирском соборе Севастополя. Героями обороны Севастополя стали адмиралы, лазаревцы – Нахимов, Корнилов и другие, кому он передал свои знания, умение и непоколебимый морской дух.

Сейчас от дома адмирала остались одни развалины. До 1985 года в нем еще жили семьи мичманов, постепенно их отселили в городские квартиры, дом не ремонтировался и разрушился, каждый посетитель пляжа «Яшмовый», спускаясь по лестнице, проходит мимо этих печальных развалин. Земля, на которой он стоит, принадлежит монастырю, и когда у монахов дойдут руки до восстановления здания никто сказать не может, пока все их силы брошены на восстановление храма Святого Георгия.

Недалеко от дома адмирала бьет источник Святого Георгия. В октябре 1846 года за счет пожертвований купца из Карасубазара Иакова Гущина облагородили оформление источника. Стена источника выложена серо-зеленым гранитом. Из этого же материала сделан бассейн, в который стекает монастырская водица, и небольшая памятная доска, со стершейся надписью, некогда напоминавшей о благодеяниях купца: «Помощею десницы господней обновлен источник сей Карасубазарским купцом Иаковомъ Гущиным с сыновьями его. Пожертвованием MCXXX рублей 1846, октября месяца».

Портик вырублен из крымбальского известняка с двумя трехчетвертными колоннами из Балаклавского мраморовидного известняка. Над источником вмонтировано мраморное изображение покровителя монастыря – Георгия Победоносца, верхом на коне поражающего копьем змея. Немного ниже источника Святого Георгия в 1912 году построили бассейн для сбора воды на полив фруктовых деревьев. На склоне был разбит сад и виноградник, некоторые деревья – инжир, сливы родят и до сих пор. Почти сто лет славился монастырский источник, в 1862 году архимандрит Никон так писал о нем: «В одном из контрфорсов устроен усердием купца Гущина, превосходный фонтан с двумя источниками; один, с восточной стороны, вытекает из под церквей: Георгиевской и Димитриевской, а другой с западной стороны, из под братских корпусов. Вода их, по общему признанию, самая лучшая из всего Крыма»

Кто и когда посещал Свято-Георгиевский монастырь

10 сентября 1837 года монастырь посетили Николай I с императрицей Александрой Федоровной и наследником Великим князем Александром Николаевичем и Великою княжною Марией Николаевной. Воспользовавшись посещением монарха, митрополит Агафангел обратился с ходатайством о помощи на восстановление и расширение обители и строительство нового храма. «Монастырь по своему прекрасному положению, исторической древности, есть место, посещаемое всеми путешественниками по Крыму, – пишет он, – из коих многие иностранцы, которые, видя такое разрушительное состояние монастыря, могут иметь самое невыгодное мнение насчет набожности русских». Деньги нашлись, и в 1850 году закончено строительство храма во имя Воздвижения Честнаго Животворящего Креста Господня. Проект храма создал архитектор В.А.Рулев.

Какое мнение сейчас сложится у посетителей Георгиевского монастыря, если Крестовоздвиженский храм находится во владении военных моряков, сначала в нем был устроен матросский клуб и библиотека, а теперь, из-за аварийного состояния он просто заколочен и пустует.

Время распорядилось так, что на территории действующей воинской части немым укором стоит полуразрушенная колокольня, часовня настоятеля митрополита Хрисанфа, умершего 17 февраля 1893 года, склеп севастопольской дворянки Анны Иваненко (1902 г.), а штаб гарнизона расположился в доме настоятеля монастыря, где когда-то была устроена церковь святого великомученика Димитрия Солунского, служившая домовой церковью настоятеля.

Не успела монашествующая братия построить большой соборный храм Вознесения Господня, в память 1000-летия монастыря и в «воспоминание о чудесном избавлении Государя Наследника Цесаревича от опасности в Японии», хотя отцом Никандром собрано было уже почти 70000 рублей, которые потерялись в революционных вихрях. Напоминанием об этом намерении братии монастыря служит закладной камень на верхней террасе, при освещении закладки которого 17 октября 1898 года присутствовал последний российский царь – Николай II с супругой. Последний раз Георгиевский монастырь Николай II посетил в 1915 году. В воспоминаниях об этом посещении говориться о внезапном появлении двух древних старцев, которые поклонились царю до земли, когда тот проходил мимо них. Схимники жили в пещерах под монастырем. Никто из монахов их никогда не видел, и о том, что они живы, знали только по тому, что оставляемая им пища к утру исчезала. Приезд царя в монастырь был внезапным, никто из братии не мог уведомить схимников. Это обстоятельство очень взволновало братию и навеяло нехорошие предчувствия. Сегодня, когда нам известна судьба последнего русского царя, думается, а не предвидели ли монахи-схимники его судьбу, и поклонились ему до самой земли как Великому страдальцу земли русской.

Александр I и Свято-Георгиевский монастырь

Дважды Свято-Георгиевский монастырь посещал император Александр I: в 1818 и в 1825 годах. Легенды рождаются и умирают. Но остается история. История российского государя Александра I, мечтавшего преобразовать, просветить Русь. Попытка эта практически ему не удалась.

Мечтая в юности с помощью реформ и тайных организаций совершить радикальные перемены в стране, последнее распоряжение в своей жизни он отдал об аресте выявленных членов тайной организации…(участников всем печально известных событий 14 декабря 1825 года) Жизненный круг замкнулся.

В народе Александра I называли «Благословенным», почему – объяснение можно найти в высказывании Державина: «Александр I на престоле остался человеком; в нем не было самомнения, самоуверенности, столь частых в его положении: он весь был сомнение и колебание. В области религии Александр I всю вторую половину жизни искал истины; отличаясь веротерпимостью, он с полным уважением относился и к православным монахам, особенно отшельникам, и к квакерам, и к католическим ксендзам, и ко всем сектантам. В области свободы гражданской он не уничтожил крепостного права, но первый положил конец распространению этого уродливого явления русской жизни и продолжал начатое отцом его вмешательство государственной власти в отношения между помещиками и крестьянами. В области свободы политической он в первую половину царствования искренне хотел дать ее русскому народу, во вторую только иногда говорил об этом; во всяком случае, он много содействовал развитию либеральных идей в России».
В последние годы Александр I тяготился бременем управления государством, искал утешения и успокоения в религии. Примерно в 1820 году у Александра I появляются признаки апатии. Он говорит о том, что снимет корону и уйдет в частную жизнь, подолгу путешествует по Европе, огромную роль в его жизни стала играть религия, а затем мистика.

20 октября 1825 года он прибыл в Крым, посетил крупные крымские города, в том числе и Балаклаву. Из Балаклавы император, одетый в легкий мундир, верхом поехал в Георгиевский монастырь. Дул осенний, пронизывающий ветер. После беседы с настоятелем, митрополитом Агафангелом Типальдо, Александр I продолжил путешествие дальше в Таганрог, а может не продолжил?... Неожиданно объявили о его смерти, якобы утром 19 ноября 1825 года, не приходя в сознание, он скончался. Ему еще не исполнилось 48 лет, и некоторые его странности в последние годы жизни, приверженность к мистицизму породили много слухов и тот , что не случайно заезжал он в Георгиевский монастырь, может стал он одним из его многочисленных схимников?... Может быть поэтому его близкий друг А.Н.Голицын в 1844 году завещал себя похоронить именно в Георгиевском монастыре?... До сих пор нет точных свидетельств о смерти Александра I, возможно с посохом в руке, в монашьей одежде прошел он через всю Россию и стал праведником в Томском монастыре. Много необъяснимых совпадений. Сибирский период праведного старца Федора – так его называли в Томском монастыре, явил всему миру святость этого человека. После смерти старца многочисленные паломники посещали его могилку и келию. Известно, что в 1891 году (год – празднования 1000-летия Свято-Георгиевского монастыря) во время своего пребывания в Томске могилу старца посетил и будущий Император-мученик Николай Александрович. Это является еще одним (хотя и косвенным) подтверждением того, в чем уверены многие Православные Томичи – старец Федор Кузьмич в своей прежней жизни был русским Царем Александром I Благословенным – победителем Наполеона. И в наши дни святой угодник Божий не оставляет тех, кто молитвенно призывает его помощь. Особенно явно эта помощь проявляется от святых мощей праведного старца, открыто почивающих в Богородице-Алексеевском монастыре Томска.

Строительство нового храма Святого Георгия

18 мая 1999 г. началось строительство нового храма Святого Георгия на месте старого, от которого сохранились только две мраморные ступени.

Для прокладки траншеи под фундамент храма монахи наняли экскаватор. Ковш экскаватора вскрыл могилу князя. Гроб с останками аккуратно вынули из кирпичного склепа и на следующий день произвели временное перезахоронение в часовне под пещерным храмом Рождества Христова.

О том, каким был храм Святого Георгия можно судить по сохранившимся открыткам видов монастыря и картинам художников. Он разрушился во время землетрясения 1927 года. Храм представлял собой здание с одним куполом, установленным на круглый световой барабан с широкими полукруглыми окнами. Вход был оформлен в виде портика с четырьмя колоннами дорического ордера и треугольным фронтоном. Крышу покрыли железом, выкрашенным в зеленый цвет. Большие прямоугольные окна украсили подоконниками из белого мрамора.

С двух сторон от входа поместили мраморные плиты с текстами. На плите справа: «Создан храм сей, во имя великого мученика и Победоносца Георгия, прозекторством и благодеянием князя А.Н. Голицына, помощью же адмирала Ушакова, иеромонаха Анания и многих православных христиан, трудами и стараниями митрополита Хрисанфа, 1810 года». Слева была доска со словами: «Генерал адъютант, генерал от кавалерии, граф Иван Осипович Витте, родился в 1772 году, скончался 21 июля 1840 года, на 68 году от рождения», рядом был изображен герб графа. На медных позолоченных досках были перечислены царственные особы, посетившие обитель.