
А ведь всё найденное — просто поднятый материал во время прогулок по степи внимательным человеком. А что там, под слоем солонковатой земли или в подкурганных насыпях?
Большинство палеолитических памятников Крыма сосредоточено в районе Второй горной гряды. Они расположены преимущественно под скальными навесами и в гротах глубоких речных долин. Исследованиями последнего времени — ещё советского! — здесь обнаружены кроме пещерных стоянок многочисленные открытые стойбища. Такие же стоянки открыты и на Южном берегу.
Что касается равнинного Крыма, в частности Присивашья, то в раннее утро человечества, в каменный век, здесь преобладал процесс опускания суши, который чередовался с медленными поднятиями. Все древние террасы рек Салгира, Восточного Булганака и Индола в настоящее время находятся уже ниже уровня моря. Следовательно, рельеф этой части Крыма за свою историю претерпел значительные изменения, а все палеолитические памятники, если таковые имелись, в настоящее время перекрыты мощными толщами приречных отложений. Учитывая современные физико-географические условия Присивашья, у многих исследователей создалось впечатление, что в эпоху палеолита эти районы были не пригодны для жизни древнего человека. Именно поэтому они почти не исследованы.
Однако среди археологов всегда были белые вороны. Вспомним Шлимана, который не был рабом академических мнений, верил в мечту — и нашёл Трою. В нашем случае следует отметить, что в
Первые находки палеолитического времени в Северном Крыму были обнаружены ещё в конце шестидесятых годов, когда близ Джанкоя на мысовой части полуострова Кара-Китай, на берегу Сиваша, геологи собрали кремнёвые изделия, лепную керамику и кости животных. Этот материал залегал на берегу под обрывом, в срезе которого и сейчас прослеживается несколько тёмных прослоек древних почв. Щепинский нашёл тут сохранившиеся материалы палеолитического времени и эпохи бронзы.
Аналогичное местонахождение древностей выявлено в северо-восточном Присивашье, в десятке километров от посёлка Советский. Здесь, в междуречье степных речек Биюк-Карасу и Восточный Булганак, собрано свыше десятка кремней, принесённых и обработанных человеком. Не исключено, что эти находки связаны с одной из древних погребённых террас реки Биюк-Карасу, современное русло которой пролегает в нескольких километрах к западу.

К северу от села Владиславовка по берегу Сиваша находится ещё одна стоянка того же типа. Она расположена в так называемой Киятской засухе, которая по существу является широким и пологим устьем долины реки Чурук-Су. Там существует такой интересный обрыв метров в двадцать высотой, причём суглинистый! Археологический материал встречается вдоль берега — как под самым обрывом, так и в полосе прибоя. Здесь собрано свыше ста шестидесяти кремнёвых осколков, обломков, отщепов и орудий палеолитического времени. Часто встречается и более поздний материал эпохи бронзы, античного и средневекового времени (довольно много хорошо сохранившихся фрагментов лепной керамики), а также кости крупных животных. Не исключено, что среди обломков кремня были орудия и более позднего времени — эпохи бронзового века. Следует сказать, что кремень, из которого изготовлены орудия, неоднороден. Он происходит не менее чем из трёх месторождений, отмечал Аскольд Щепинский.
А по следам учителя прошёл уже в наше время Юрий Анатольевич Таганов. Несколько лет работая в степи чабаном, он сумел разгадать многие её тайны. Открыл ещё несколько местонахождений кремнёвых наконечников начала бронзового века и россыпи более поздней керамики. «А уж прошлый военизированный век так и лезет на глаза — то гильзы, то пули, а однажды целую винтовку, ржавую-прержавую, нашёл — и в Сиваш её выкинул: я — мирный человек!», — улыбается Юрий. А совсем недавно его знакомые ребята нашли на берегу Гнилого моря ядро — типичнейшее русское, от пушки восемнадцатого века. Кстати, находка была сделана как раз на месте переправы войск Петра Ласси, военачальника императрицы Анны Иоанновны. Событие это произошло в 1737 году, когда русские войска, ведя очередную войну с турками и Крымом, удачным манёвром обошли перекопские укрепления и, переправившись через самое узкое место Сиваша, ударили по неприятелю с тыла. О Шакалинском сужении, как раз рядом с устьем Салгира, и его достопримечательностях уже писала наша газета. А тут — как раз подтверждение! И славных побед русского оружия, и древности глубочайшей, которой не всякое место на планете похвастать может. «А у нас в Присивашье всё есть! — ухмыляется на тёплом солнышке Юра Таганов, последователь выдающегося Щепинского. — Надо только поискать хорошенько!»
Сергей Ткаченко, «Крымская Правда»