«В Ялте летний сезон закончен. Прибыл Чехов. Ожидается Горький. Дождемся ли Федора Шаляпина, которому врачи рекомендовали отдохнуть в нашем городе?» — писала газета «Московский листок» 1 ноября 1901 года. Впрочем, знаменитости начинали прибывать уже в сентябре — пока море еще теплое.
Остальные любители моря в первой половине сентября не оставляли пляжей, были еще открыты купальни. За порядком на пляжах наблюдали сторожа, которым предписывалось пресекать всяческие демарши против общественной морали. Ялтинский градоначальник Думбадзе в сентябре 1910 года пополнил коллекцию многочисленных «пляжных» приказов и таким:
Мужчины, наблюдающие за купающимися женщинами, будут забираться в участки, а затем высылаться из Ялты этапным порядком.К слову, борьба за нравственность в следующем году обернулась курьезом, о котором ядовито писали многие российские газеты. В Ялте помощник пристава Белицкий привлек к ответственности содержателя писчебумажного магазина Семенова «за продажу картин скабрезного и порнографического содержания». Дело дошло до суда, где выяснилось, что лавочник торговал... фотоснимками античных статуй.
Осень в Ялте и сто лет назад была какой угодно, но только не скучной. В конце сентября здесь проводились торжества в честь крымского виноградного сезона, которые длились шесть дней. «Город украсился флагами. Торжественное шествие следовало набережной, изображая историю Крыма; дефилировали скифы, греки, турки, татары; группа, изображающая Россию, колесница производств Крыма, группа малороссов, затем состоялась баталия цветов, а вечером в городском саду гулянье и иллюминация. На шествие смотрели пребывающие здесь Великие Княгини и Великие Князья», — так описывала первый день праздника газета «Московские ведомости» в 1909 году. В честь начала виноградного сезона устраивались скачки, в Ялту прибывали учебные и парусные суда из Николаева, Херсона, Одессы, Севастополя, чтобы поучаствовать в традиционной регате. Осенью проходили бальные вечера, карнавал в городском саду — с лотереей и многочисленными конкурсами.
Автор популярного крымского путеводителя Василий Кондараки еще в
Владельцы ялтинских магазинов во всеоружии могли встретить набеги скучающих дам, даже привередливым столичным жительницам здесь было что купить. Предприимчивые торговцы к осени специально выписывали в изобилии модные товары и деликатесы. Нередко именно здесь дамы отваживались демонстрировать ультрамодные туалеты, в которых вряд ли бы решились появиться дома: шаровары, пиджаки, стилизованные под мужские. Как-то газета «Салгир» опубликовала ехидную зарисовку ялтинца, возмущавшегося женщинами-велосипедистками. «Нелепая мода заставляет мучениц спорта взгромоздиться в седло велосипедов».
Кстати, осень вовсе не мешала страстным курортным романам, порой с очень неожиданным финалом. Так, в сентябре 1911 года газета «Речь» сообщила:
Близ Крестовой горы произошла дамская дуэль: виновником ее называют гостящего в Ялте артиста. Одна из дуэлянток ранена в руку.Писали и о драках между светскими дамами — на маскарадах, в гостиницах. В общем, ялтинским обывателям и гостям города, раскрывающим осенью местные и столичные газеты, не приходилось жаловаться на отсутствие интересных сообщений о курортной жизни.
История Ялты
Наталья Дремова, «1К»
Читайте также: