
Фото Юлии Соловьевой
Мы доехали до остановки «Пионерское-2» и пошли по дороге немного обратно, в направлении Симферополя. Дорога уходит влево, по реке Джалман. Чуть выше, по холму, проходит асфальтовая дорога, которая мимо урочища идет до противотуберкулезного диспансера.
Странно выглядит здесь дорога — по асфальту редко-редко проезжает какой-нибудь автомобиль, практически тишина после наезженной и шумной трассы на Ялту. Вскоре справа долина расширяется — и перед нами озеро. Водоем был построен в тридцатые годы ХХ века, когда многие симферопольцы имели здесь огороды и использовали воду этого озера для полива. К сожалению, сейчас отношение к воде стало не таким уважительным, как раньше, и посетители сильно мусорят возле водоема по принципу: после нас хоть потоп...

После войны диспансер размещался в поселке угледобытчиков Чаир, в заповеднике. Запасы бурого угля, да к тому же плохого качества уже были почти вычерпаны, и поселок, который, к тому же, переименовали в «Крымский», перешел в пользование медиков. Впоследствии, после постройки Загорского водохранилища, спасающего нынче Большую Ялту от жажды, поселок ликвидировали, в здании бахчисарайского автовокзала еще долгое время можно было видеть на стене изображение дороги, заканчивающейся в поселке Крымском. Мы побывали в нем около 20 лет назад — вид у него был, как у села, сожженного немцами: на небольшой площади стояли остовы зданий с разрушенными стенами и торчали в небо только трубы от печей...

Те, кто приезжает сюда на отдых, обязательно замечают, что сосны растут какими-то кустами, не свойственными этим деревьям. Дело в том, что в довоенные годы посадку сосны вели исключительно ручным способом — специальных механизмов тогда еще не было. Рабочие, так называемые лесокультурники, вскапывали лопатой, рыхлили киркой или ломиком квадраты земли размером два на два метра на глубину
Не доходя до больницы, справа видим лесную дорогу, возле которой стоит интересный, хотя уже и потрескавшийся от времени плакат: «Водитель! Будь вежлив к лесным жителям, заметив их на дороге, пропусти!» На плакате ежики и белочка переходят через дорогу, направляясь явно к какому-то пустырю в глубине леса, на котором надпись «Охрана природы», явно спешат на заседание.

Любителей «грибной» охоты можно встретить здесь с весны и до поздней осени. На травянистых полянах они иногда уже в апреле находят шампиньоны. Потом подкарауливают весенние маслята. В июне-июле охотятся за лисичками. Большинство же грибников ждет осенних рыжиков и груздей. Есть много любителей малоценного гриба — рядовки серой. Растет она в сосняках или на опушках, пробиваясь сквозь подстилку. Не утруждая себя поисками, некоторые «грибники» буквально перекапывают всю хвою, уничтожая тем самым грибницу и нанося огромный ущерб зеленому другу. После таких «специалистов» даров леса не будет три-четыре года. Да и рост леса угнетается, так как из переворошенной хвои быстро улетучивается влага. Бороться с такими хищниками нужно всем — и лесникам, и всем любителям природы.
Еще немного по дороге — и перед нами огромная поляна, заросшая деревьями, дорога начинает подниматься наверх, на холм, вдали — прекрасный вид на Чатырдаг. В этом урочище было достаточно большое село Биюк-Джалман-Аратук. В нем сначала жило преимущественно татарское население, потом, к середине XIX века, население его сильно уменьшилось, что могло быть связано с эмиграциями татар в Турцию. На подробной военно-топографической карте 1892 года на том же месте появляется деревня Джолманчик в восемь дворов с русским населением.
В годы войны деревню постигла печальная участь. После очередного провала попытки уничтожения партизан в крымских лесах фашисты решили выместить свою злобу на местном населении. Поздней осенью 1943 г. колонна вооруженных до зубов карателей ворвалась в Джалманчук. Вовремя предупрежденные женщины, дети, старики успели уйти в лес, под защиту партизан. Оцепив со всех сторон деревню, гитлеровцы перестреляли из винтовок и автоматов весь скот, а потом начали взрывать и жечь постройки...
По воспоминаниям лесничего Пионерского лесничества М. К. Погребова: он помнит, как в село ворвались немцы. «Берегитесь, фашисты идут!» — раздались крики со всех сторон. Даже маленькие дети знали, чем опасен приход немцев в село. Тем более, что незадолго до этого каратели сожгли в Саблах (Партизанское) его бабушку и двух двоюродных сестер. «Мать кое-что похватала из еды и одежды, и мы побежали в лес. Позади еще долго трещали выстрелы, слышались взрывы. В наших сердцах была лишь ненависть к врагу, и каждый подросток старался, чем мог, помочь партизанам». После освобождения восстановить сожженные дома стало невозможно, и жителей расселили в других селах. Сожженное немцами село Лаки в последнее время часто вспоминают многие СМИ (хотя раньше никто о нем и не знал) — а ведь подобных сел в Крыму было ох как много!
21 августа 1945 года, указом Президиума Верховного Совета РСФСР селение Джалманчик переименовали в Детское. (Интересно — почему? Наверное хотели на месте сожженного села организовать какой-нибудь лесной детский дом?) Если от поляны пройти влево, по речке, то вскоре мы придем к братским партизанским могилам, отдадим долг памяти тем, кто погиб, защищая Родину от оккупантов. Затем мы вернемся на поляну, и пойдем вправо, медленно поднимаясь на хребет, который разделяет долину реки Джалман с рекой, ведущей в села Клиновка (Кисек-Аратук) и Теплое (Чешмеджи). Хребет небольшой, и дорога начинает выходить на поляны, на которых часто пасутся стада овец, коз, коровы и лошади. Люди тут бывают редко, трава — высокая и изумрудная. А что еще надо для животного?

От этого озера можно идти разными путями. Можно пойти влево и подняться в ближайшее село Константиновку. Правда, стоит помнить, что автобусы на автостанцию Западную отсюда ходят лишь несколько раз в день. Если пойти вниз по речке, то вскоре мы придем к селу Клиновка, от которого хорошая дорога приведет нас в еще одно старинное село — Теплое, а от него и на трассу — в село Андрусово. Вскоре по этой дороге ходить будет не так приятно. Именно здесь хотят проложить Объездную дорогу из Севастополя в Алушту, тогда вместо леса здесь будет только пробензиненное асфальтовое шоссе.
Самый приятный путь отсюда — через поле в северо-западном направлении, пока не придешь в Кулагину балку, к еще одной маленькой речке. Вокруг нее пасутся многочисленные стада, и есть небольшое озеро, которое, правда, тоже в аренде. Тут тоже есть свой охранник, столики и стульчики для рыболовов и просто отдыхающих.
Правая дорога вокруг озера приводит нас к старинному русскому селу Курцы. Дорога ведет нас к еще одному памятнику партизанам и к конечной остановке. Отсюда маршрутки разъезжаются по трем маршрутам в разные районы столицы Крыма. Счастливого пути!
Олег Широков, «Крымское Эхо»
Комментариев нет:
Отправить комментарий