Константин Паустовский в Крыму
Константин Паустовский утверждал: «Жить нужно странствуя». И этому девизу великий романтик, 120-летие со дня рождения которого мы отметили 31 мая, следовал всю жизнь. Странствия привели Константина Георгиевича в Коктебель, где он познакомился и подружился с вдовой Максимилиана Волошина, потом в Старый Крым, который очаровал и стал на несколько лет пристанищем. Писатель признался: «Я понял, как прекрасна эта земля, омытая одним из самых праздничных морей земного шара». Крымскими мотивами пронизаны многие его произведения. Крым он определил как «место, где хотелось остановить время, чтобы не терять ощущение молодости».
Время остановилось в маленьком домике на тихой старокрымской улочке, где писатель снимал комнаты у медсестры Веры Рутковской-Олейниковой. Оно сохранило для нас его молодость. Чтобы этот обычный частный дом стал музеем, приложила не только усилия, но и деньги семьи Надежда Садовская. Дом был выкуплен и передан для создания в нём мемориального музея. Здесь теперь собраны подлинные вещи из интерьеров трёх старокрымских домов, в которых останавливался Константин Паустовский, а также дома в Коктебеле, где в начале50-х прошлого века он жил у Феодосии Печерикиной. Дочь её Любовь Петровна хорошо помнит писателя и, много лет работая в Доме-музее Волошина, охотно рассказывала о своих встречах с писателем. Она, кстати, стала прототипом героини рассказа «Встреча».
Дом-музей Константина Паустовского в Старом Крыму
Первой заведующей созданного в Старом Крыму музея, который теперь входит в Коктебельский эколого-историко-литературный заповедник «Киммерия М. А. Волошина», была его создательница Надежда Садовская (на фото). Она знает о любимом писателе всё.
— Впервые Константин Георгиевич появился в Старом Крыму в 1934 году, — рассказывает Надежда Семёновна. — Привело его сюда желание поклониться могиле Александра Грина, познакомиться с его вдовой. Осуществив задуманное, писатель начал «пробивать стену молчания» вокруг имени Грина. Второй приезд был летом 1935 года, во время работы над вёрсткой повести «Чёрное море». Более продолжительным было пребывание Паустовского в Старом Крыму в 1938 году. Здесь он провёл май-июль вместе с женой Валерией Валишевской и приёмным сыном Сергеем. Это было время работы над книгой «Повести и рассказы», изданной в 1939 году.
Константин Паустовский с женой Валерией Валишевской (Навашиной)
— Крым многим писателям дарил вдохновение. Как воспринимал эту землю Паустовский? — Он называл Крым землёй «покоя, размышлений и поэзии». Не случайно именно на крымской земле написана половина его произведений. Крымскими мотивами пестрят романы «Романтика», «Блистающие облака», «Дым отечества», повести «Чёрное море» и автобиографическое шестикнижие «Повесть о жизни». Крымской темой наполнены рассказы «Морская прививка», «Парусный мастер», «Бриз», «Черноморское солнце», «Песчинка». Феодосийские впечатления легли в основу рассказов «Потерянный день», «Робкое сердце», коктебельские отражены в «Умолкнувшем звуке», «Синеве», «Встрече». Повесть «Чёрное море» написана в 1935 году в Севастополе, а некоторые главы — «Горная роса», «Сказочник» — созданы под впечатлениями поездок в Старый Крым. Глава «Сказочник» посвящена Александру Грину и месту его последнего приюта в Старом Крыму. О многом говорит и то, что для свадебного путешествия с Татьяной Евтеевой, последней женой, с которой Паустовский прожил двадцать лет, до конца жизни, он выбрал Старый Крым. Татьяна Алексеевна, кстати, стала прототипом героини известной пьесы Арбузова «Таня». Паустовский посвятил ей книгу «Золотая роза».
Константин Паустовский с женой Татьяной Евтеевой и сыном Алешей
В него попадаешь, переступив порог дома, где писатель был счастлив, где в 2005 году была открыта первая музейная экспозиция. Здесь вспоминаешь слова Герцена, которые Паустовский сделал эпиграфом к своему роману «Дым отечества»: «Людям хотелось бы всё сохранить — и розы, и снег».
Создатели музея сумели сохранить здесь не только дух прошлого, но и воскресить запахи, звуки, которые окутывают внимательного посетителя, погружая его в то время, когда в этих стенах звучал голос писателя, скрипели от его шагов половицы.
Здесь, в звенящей тишине, в комнате с окном в сад, он наполнял свои повести и рассказы шумом морского прибоя, ветрами и туманами. Здесь ночами он беседовал с героями своих произведений, поэтому они воспринимаются нами живыми, реальными людьми, со всеми их бедами и радостями, мечтами.
Он любил их и завещал нам любить простых работяг, для которых слово «любовь» было не пустым звуком, а главным чувством, без которого жизнь пуста и мертва.
Не его рука сорвала нежные стебельки и поставила скромный букетик в вазу. Но это неважно. Важно, что, глядя на него, вспоминаешь какие-то милые строчки из писем писателя. Например, эти:
Нельзя — музейный экспонат, но так хочется дотронуться до старенького патефона, поставить наугад любую пластинку, послушать то, что слушал он. Если не присесть, то хотя бы прикоснуться к дивану, на котором под тёплым светом ночника он что-нибудь читал и писал.
Такой уют редко встретишь сейчас, разве что в сельском доме: вязаные скатерти, салфеточки, вышитые искусными стежками ришелье, вазочка с таинственной лунарией, душистая герань на подоконнике... Сердце вдруг защемит, потому что вспомнишь бабушкину комнату, так отличавшуюся от всех остальных в квартире обычного панельного дома. И захочется за общий стол с вышедшей из моды супницей в центре стола...
Ещё один неотъемлемый атрибут тех лет — фотографии на стенах. Лица близких, друзей писателя, среди которых вдруг выплывает образ Марлен Дитрих, которая во время выступления в Московском доме литераторов на вопрос, знает ли она русскую литературу, ответила: «Люблю Паустовского и особенно его рассказ «Телеграмма». Услышав, что её любимый писатель в зале, внимательно осматривала ряды, и застенчивому Паустовскому пришлось выйти на сцену. Момент, когда Марлен встала перед ним на колени, и запечатлён на снимке.
Значительное место в экспозиции отведено теме «Паустовский и Грин».
— Мы напоминаем этим, что именно Паустовский открыл читателям Александра Грина, — говорит заведующая музеем Ирина Котюк. — Открыв сборник рассказов со странным названием «Синий каскад Теллурии» неизвестного ему автора, прочитав первые строки, Константин Георгиевич не смог оторваться и всю «причудливую, как сон, необыкновенную книгу» буквально «проглотил», стоя в тени цветущего киевского каштана у киоска, где её приобрёл.
В повести «Книга скитаний» Паустовский написал:
Крым для Паустовского был «землёй покоя, размышлений и поэзии». Красота его вдохновляла Паустовского всю жизнь. Произведения писателя, написанные здесь, наполнены свежестью, радостью жизни, счастьем. Преодолевая болезнь, Константин Георгиевич диктовал весной 1968 года:
Здесь замерло время
Время остановилось в маленьком домике на тихой старокрымской улочке, где писатель снимал комнаты у медсестры Веры Рутковской-Олейниковой. Оно сохранило для нас его молодость. Чтобы этот обычный частный дом стал музеем, приложила не только усилия, но и деньги семьи Надежда Садовская. Дом был выкуплен и передан для создания в нём мемориального музея. Здесь теперь собраны подлинные вещи из интерьеров трёх старокрымских домов, в которых останавливался Константин Паустовский, а также дома в Коктебеле, где в начале
Дом-музей Константина Паустовского в Старом Крыму
Первой заведующей созданного в Старом Крыму музея, который теперь входит в Коктебельский эколого-историко-литературный заповедник «Киммерия М. А. Волошина», была его создательница Надежда Садовская (на фото). Она знает о любимом писателе всё.
— Впервые Константин Георгиевич появился в Старом Крыму в 1934 году, — рассказывает Надежда Семёновна. — Привело его сюда желание поклониться могиле Александра Грина, познакомиться с его вдовой. Осуществив задуманное, писатель начал «пробивать стену молчания» вокруг имени Грина. Второй приезд был летом 1935 года, во время работы над вёрсткой повести «Чёрное море». Более продолжительным было пребывание Паустовского в Старом Крыму в 1938 году. Здесь он провёл май-июль вместе с женой Валерией Валишевской и приёмным сыном Сергеем. Это было время работы над книгой «Повести и рассказы», изданной в 1939 году.
Константин Паустовский с женой Валерией Валишевской (Навашиной)
— Крым многим писателям дарил вдохновение. Как воспринимал эту землю Паустовский? — Он называл Крым землёй «покоя, размышлений и поэзии». Не случайно именно на крымской земле написана половина его произведений. Крымскими мотивами пестрят романы «Романтика», «Блистающие облака», «Дым отечества», повести «Чёрное море» и автобиографическое шестикнижие «Повесть о жизни». Крымской темой наполнены рассказы «Морская прививка», «Парусный мастер», «Бриз», «Черноморское солнце», «Песчинка». Феодосийские впечатления легли в основу рассказов «Потерянный день», «Робкое сердце», коктебельские отражены в «Умолкнувшем звуке», «Синеве», «Встрече». Повесть «Чёрное море» написана в 1935 году в Севастополе, а некоторые главы — «Горная роса», «Сказочник» — созданы под впечатлениями поездок в Старый Крым. Глава «Сказочник» посвящена Александру Грину и месту его последнего приюта в Старом Крыму. О многом говорит и то, что для свадебного путешествия с Татьяной Евтеевой, последней женой, с которой Паустовский прожил двадцать лет, до конца жизни, он выбрал Старый Крым. Татьяна Алексеевна, кстати, стала прототипом героини известной пьесы Арбузова «Таня». Паустовский посвятил ей книгу «Золотая роза».
Константин Паустовский с женой Татьяной Евтеевой и сыном Алешей
В мире романтика
В него попадаешь, переступив порог дома, где писатель был счастлив, где в 2005 году была открыта первая музейная экспозиция. Здесь вспоминаешь слова Герцена, которые Паустовский сделал эпиграфом к своему роману «Дым отечества»: «Людям хотелось бы всё сохранить — и розы, и снег».
Создатели музея сумели сохранить здесь не только дух прошлого, но и воскресить запахи, звуки, которые окутывают внимательного посетителя, погружая его в то время, когда в этих стенах звучал голос писателя, скрипели от его шагов половицы.
Здесь, в звенящей тишине, в комнате с окном в сад, он наполнял свои повести и рассказы шумом морского прибоя, ветрами и туманами. Здесь ночами он беседовал с героями своих произведений, поэтому они воспринимаются нами живыми, реальными людьми, со всеми их бедами и радостями, мечтами.
Он любил их и завещал нам любить простых работяг, для которых слово «любовь» было не пустым звуком, а главным чувством, без которого жизнь пуста и мертва.
Не его рука сорвала нежные стебельки и поставила скромный букетик в вазу. Но это неважно. Важно, что, глядя на него, вспоминаешь какие-то милые строчки из писем писателя. Например, эти:
Взяли в аренду осла с повозкой, будем ездить в Коктебель и Отузы (отсюда до моря 16 километров). Осёл молчаливый и склонный к размышлениям — перед каждой лужей он останавливается и о чём-то долго думает, — потом прыгает через лужу вместе с повозкой.Так образно и зримо, будто ты сам едешь в этой повозке и ничуть не сердишься на ушастого за его черепашью медлительность.
Нельзя — музейный экспонат, но так хочется дотронуться до старенького патефона, поставить наугад любую пластинку, послушать то, что слушал он. Если не присесть, то хотя бы прикоснуться к дивану, на котором под тёплым светом ночника он что-нибудь читал и писал.
Такой уют редко встретишь сейчас, разве что в сельском доме: вязаные скатерти, салфеточки, вышитые искусными стежками ришелье, вазочка с таинственной лунарией, душистая герань на подоконнике... Сердце вдруг защемит, потому что вспомнишь бабушкину комнату, так отличавшуюся от всех остальных в квартире обычного панельного дома. И захочется за общий стол с вышедшей из моды супницей в центре стола...
Ещё один неотъемлемый атрибут тех лет — фотографии на стенах. Лица близких, друзей писателя, среди которых вдруг выплывает образ Марлен Дитрих, которая во время выступления в Московском доме литераторов на вопрос, знает ли она русскую литературу, ответила: «Люблю Паустовского и особенно его рассказ «Телеграмма». Услышав, что её любимый писатель в зале, внимательно осматривала ряды, и застенчивому Паустовскому пришлось выйти на сцену. Момент, когда Марлен встала перед ним на колени, и запечатлён на снимке.
Значительное место в экспозиции отведено теме «Паустовский и Грин».
— Мы напоминаем этим, что именно Паустовский открыл читателям Александра Грина, — говорит заведующая музеем Ирина Котюк. — Открыв сборник рассказов со странным названием «Синий каскад Теллурии» неизвестного ему автора, прочитав первые строки, Константин Георгиевич не смог оторваться и всю «причудливую, как сон, необыкновенную книгу» буквально «проглотил», стоя в тени цветущего киевского каштана у киоска, где её приобрёл.
В повести «Книга скитаний» Паустовский написал:
Мне страшно хотелось сказать ему, как он украсил мою юность крылатым своим воображением, какие волшебные страны цвели, никогда не отцветая, в его рассказах...В повесть «Чёрное море» писатель вставил маленькую новеллу «Сказочник», посвящённую Александру Грину и месту его последнего приюта в Старом Крыму. Именно в «Чёрном море» Константин Паустовский впервые открыто вступился за доброе имя кумира своей юности, украсившего её «крылатым своим воображением».
Крым для Паустовского был «землёй покоя, размышлений и поэзии». Красота его вдохновляла Паустовского всю жизнь. Произведения писателя, написанные здесь, наполнены свежестью, радостью жизни, счастьем. Преодолевая болезнь, Константин Георгиевич диктовал весной 1968 года:
Летучая гряда облаков стояла над Крымом, и непонятно почему этот вечер показался мне значительным. Теплоход гремел на рейде... В каждой малости была заключена великая глубина.Видеть величие и красоту «в каждой малости» учат нас его произведения.
* * *
Мемориальный музей в Старом Крыму открыт в 2005 году. В мае 2007 года открыта мемориальная доска на доме станции мониторинга окружающей среды Карадагской биостанции, где в начале 1950-х годов жил К. Г. Паустовский.* * *
Константин Паустовский: «Есть уголки нашей земли настолько прекрасные, что каждое посещение их вызывает ощущение счастья». Статья «Воспоминание о Крыме»).* * *
В Доме-музее Паустовского в Старом Крыму в последнее воскресенье мая романтики собираются на свой слёт «Соранг» — так называется один из рассказов, написанный в 1932 году. В этом году исполняется 80 лет со времени его выхода в свет. Романтики — поэты, барды, художники — в четвёртый раз собрались под сенью деревьев любимого Паустовским сада, чтобы вспомнить писателя, научившего нас ценить каждый миг жизни, радоваться красоте мира.* * *
Поэт Марк Кабаков посвятил Паустовскому строки: «Ты был единственным, кто смог в годину страшного покоя, и честь, и совесть беспокоя, вести по лучшей из дорог».* * *
Мария Степановна Волошина: «...с уходом Константина Георгиевича... ушёл духовный и душевный светоч».* * *
По Чёрному морю уже много лет ходит прогулочный катер «Константин Паустовский» как напоминание о том, что Крым — «малая родина» Паустовского, самая дорогая и прекрасная земля, «омытая одним из самых праздничных морей земного шара».Людмила Обуховская, «Крымская Правда»
Фото с animagemella1.livejournal.com
Читайте также: