26 июня 2011 г.

Из жизни работников симферопольского супермаркета

История супермаркетов началась в далеком 1885 году, когда некто Фрэнк Вулворт, смышленый деревенский паренек из Пенсильвании, ставший впоследствии мультимиллионером, придумал выкладку товара со свободным доступом к нему покупателей, скидки, распродажи и многое другое. А магазины, где используются его идеи, и стали со временем называться супермаркетами. С тех пор система торговли в этих заведениях не раз менялась, адаптировалась к современным условиям, приобретая основные принципы: жесткий внутренний режим, информационную закрытость (якобы от вездесущих конкурентов) и своеобразную кастовую иерархию в трудовом коллективе. Нам удалось внедриться в закрытый мир симферопольских «сверхмагазинов».

В симферопольском супермаркете

Утро в симферопольском супермаркете (условно назовем его N) начинается с привычной суматохи. Ночная смена устало, но эмоционально сдает трудовую вахту, а бодренькие пока еще «дневальщики» не менее эмоционально эту вахту принимают: проверяют товар, ценники, делают общую ревизию магазинных полок. «Здесь очень много зависит от личных отношений, — рассказывает продавец-консультант Валентина, придирчиво рассматривая так и не отстиравшееся пятно на своей униформе. — Если кто-то с кем-то, как говорится, на ножах, то случаются и серьезные конфликты». Ведь когда выявляется недостача, поясняет Валя, ее делят между всеми сотрудниками и высчитывают из скудной зарплаты, но при этом никто лично себя виновным не считает. «Нас учат работать по американской системе, которая представляет коллектив как одну большую семью, — добавляет ее коллега Ирина, доставая сменную обувь. — Но на практике это не работает. Как, скажите, я могу на полном серьезе и с доверием относиться к семье, в которой такая сумасшедшая текучка? На самом деле здесь каждый сам за себя, просто винтик в огромном механизме супермаркета».

Перед началом смены в раздевалку заходит Ольга, старший продавец бакалейного отдела. «Подчеркиваю, что особое внимание нужно уделять одиноким подозрительным посетителям алкогольных отделов, — говорит она, внимательно осматривая подчиненных. — У нас появились дегустаторы, которые открывают напитки прямо в зале, отпивают несколько глотков и ставят назад на полки». Сотрудники переглядываются и улыбаются: действительно, такая практика в новинку, раньше здесь замечали только жующих посетителей, решивших бесплатно подкрепиться на ходу.

Персонал супермаркета очень многочисленный и разнообразный. И классифицированный по своего рода кастам. Высшая каста — товароведы (кстати, это именно их должны штрафовать, если обнаруживается просроченная продукция), менеджеры по закупкам (с них нужно спрашивать за качество предлагаемых товаров, в том числе и за подделки, которые в последнее время бич супермаркетов), старшие кассиры и старшие продавцы отделов. Далее по иерархии находятся кассиры, продавцы-консультанты и промоутеры. Кассиры проводят день, не отлучаясь от кассовых аппаратов (положен лишь получасовой обед и две паузы по 10–15 минут), при этом они обязаны радостно приветствовать каждого клиента и выражать благодарность вместе с выдачей чека. Продавцы-консультанты занимаются раскладкой товара, расстановкой ценников либо работают в одном из отделов с развесным товаром (при этом фасуя его). Особое «американское» испытание — простоять весь день на ногах и «держать улыбку». Присаживаться, даже просто облокачиваться на прилавок строго запрещается. А промоутеры-рекламщики привлекают в супермаркет случайных прохожих и посетителей. Кроме того, штат укомплектован охранниками, грузчиками и уборщицами — это низшая ступень торговой «кастовой системы».

Тем временем торговля на «квадратном километре» огромного магазина идет полным ходом. Посетители сегодня весьма спокойны и на редкость благодушны, некоторые даже «спасибо» говорят. «Люблю такие моменты, — признается Валентина, нарезая очередную порцию колбасы и одновременно высматривая алкоголиков-дегустаторов, о которых говорило начальство (пообещав, кстати, за обнаружение подобных субъектов небольшую премию). — Чувствуешь себя хоть немножко человеком, а не рабом. Вообще же, с личной свободой у нас напряг. Например, мобильные телефоны запрещено в рабочее время даже выключенными при себе иметь. И еще штрафуют за любую провинность (например, если заговорил со своим знакомым, зашедшим в магазин). За месяц на 200–300 гривен можно влететь запросто».

Кроме того, сотрудникам запрещено приносить с собой продукты. Скажем, для того, чтобы пообедать, дружной «семье» супермаркета нужно покупать еду здесь же, в родном магазине. «Поощрений практически никаких, карьерный рост мизерный, а уволить могут в любой момент, — добавляет Ирина, выкатывая со склада очередную тяжеленную тележку с популярными консервами. — Я, кстати, первая на очереди за то, что разбила на днях две банки с томатами. Случай самый обычный, но, как сказала старшая смены, запятнавший мою репутацию, если опустить все ее матерные слова».

Впрочем, девушка не винит судьбу в том, что имеет такую работу. «Я родом из маленького села, — говорит она. — И ничего лучше, чем супермаркет, пока не нашла».

Зарплата: от 1200 до 2400 грн (в зависимости от категории).
Образование: любое, можно без опыта работы.
Условия работы: физически и психологически тяжелые.
Рабочий день: 8 часов, но фактически может быть и 12.

Дмитрий Смирнов, «События»

Ссылки по теме: