9 апреля 2009 г.

Село Владиславовка

Железная дорога — тянущиеся рельсы со шпалами вдоль полустанков и пыльных лесополос из Джанкоя — разменивает в этом месте свою первую сотню километров. Ещё два километра — и появляется две ветки: на Керчь и на Феодосию. А вот на сто первом километре остаётся Владиславовка со своими магазинчиками, шашлыками, огородами, ржавыми боеприпасами прошлых войн, приветливыми жителями и вечными свистками тепловозов...

Село Владиславовка, Крым

В прошлом это было крохотное, в несколько дворов, крымскотатарское селение Ойгую, жители которого занимались преимущественно разведением овец. Первые русские поселенцы стали появляться ещё во второй четверти девятнадцатого века. Они были из беглых и ссыльных крестьян. Но особенно интенсивно стали приезжать из Курской и Воронежской губерний после отмены в 1861 году в России крепостного права. Жили поначалу в землянках, вырытых своими руками, постепенно обживались, стали строить жилища из самана. Этот материал — глина и солома — на степном солнцепёке становится цементной твёрдости, и живёт дом из самана, пока в нём живут люди, а вот покинутые саманные строения быстро превращаются в то, из чего сделаны: в липкую степную грязь...

Занимали земли кто сколько мог: помещика во Владиславовке никогда не было. Обрабатывать поля было нечем, поэтому в дождливую погоду, когда почва становилась топкой, по ней разбрасывали зерно и с помощью лошадей перемешивали посеянное. Вскоре появлялись всходы. Земля была плодородной, получали хорошие урожаи. Сеяли в основном пшеницу и ячмень, меньше — овёс. С самого начала заселения село делилось на три части. Центральная часть — деревня, левее от ставка — Амур, на противоположной стороне железнодорожной станции — Новомихайловка (местные сейчас ещё называют эту часть Балабаевкой). В Новомихайловке поселялись более зажиточные крестьяне.

С самого начала переселения возник вопрос обеспечения села водой. И тогда на сходе граждан было решено строить пруд-ставок. Для этого было необходимо перекрыть глубокий овраг. Бутовый камень брали около селения Каранель (ныне село Береговое под Феодосией). Была построена плотина, которая задерживала воду. Хотя и был сооружён хороший водоём и вода в нём была пресной, для употребления в пищу стали искать более чистую. Для этого рыли колодцы, но не всегда вода в них была пригодной для питья. Особенно много колодцев рыли на территории Новомихайловки. И один оказался с очень вкусной водой. По какой-то причине стали называть его Красным. То ли оттого, что «красный» значит красивый, то ли по розовому оттенку воды в нём. Говорили, что вода из Красного колодца была полезной. Всё село стало пользоваться этой водой, которой хватало для всех.

А теперь самое главное: почему и когда село стало называться Владиславовкой? В 1854–1856 годах прошла Крымская война, которую Россия проиграла. Основной причиной поражения явилось отсутствие дорог.

Поставлять в Крым необходимое вооружение, боеприпасы и продовольствие из центральных районов России было очень трудно, особенно в распутицу. Вот тогда царское правительство и решило строить железную дорогу в Крым. Вначале она была построена в Севастополь, а затем потянули ветку из Джанкоя в Керчь. На прифеодосийском участке железнодорожной ветки стали строить станцию. А руководил строительством дороги и станции инженер по фамилии Владиславовский. По его проекту было построено и здание вокзала, которое просуществовало до Великой Отечественной войны. Это было самое красивое в селе здание (в войну немцы разорили вокзал, а камень вывезли на ограждение своего кладбища). В честь уважаемого человека — инженера Владиславовского — сначала станция, а потом и село получили своё название. В самом конце XIX века по инициативе Ивана Константиновича Айвазовского построили железную дорогу на Феодосию. И Владиславовка стала узловым центром.

Обслуживали железную дорогу и станцию местные жители. Для паровозов обязательно нужна была пресная вода. Её нашли около села Сеит-Асан (сейчас — Васильковое). Вода оказалась на редкость мягкой и не давала накипи. Был построен водовод длиной семь километров от места скважины до станции, а ещё, на памяти даже среднего поколения, целое депо паровозов чуть севернее станции: как говорили шёпотом тогда — «для нужд обороны».

В конце девятнадцатого века Владиславовка стала уже волостным центром, который входил в Феодосийский уезд. В волость входило шестьдесят шесть селений и хуторов. В самой Владиславовке жило более восьмисот человек. Народ был больше зажиточный: безземельных — всего тринадцать дворов. По национальности жители села были в основном русские. А в волость входили сёла татарские, греческие, болгарские. Люди разных национальностей жили мирно и дружно, учились, растили детей, любили, работали, лечились...

Владиславовка-станция имела свою амбулаторию, в которой работали врач, фельдшер и фельдшерица-акушерка. В 1879 году в селе была открыта школа, которая размещалась в наёмном помещении в одной комнате. Встал вопрос о строительстве церкви и школы. Строились они рядом, деньги отпускало земство. В 1903 году в селе была открыта библиотека, которую посещали двести читателей! Сейчас не каждая сельская библиотека может похвастать таким количеством любителей книги. В селе жил урядник, который следил за порядком не только во Владиславовке, но и во всей волости. Увы, мало кто сейчас помнит ту дореволюционную историю...

В советское время Владиславовка была крупным узлом железной дороги: сначала — Сталинской, потом — Приднепровской. Немудрено, что вся жизнь села и была связана с «ж. д.» Кроме того, здесь был многопрофильный совхоз имени Красной Армии. Во время Великой Отечественной станция и село при ней неоднократно подвергались налётам авиации, обстрелам с кораблей и наземными частями с обеих сторон, советской и фашистской, в зависимости от того, кто был хозяином в населённом пункте.... Потому до сих пор тут каждый год находят «ржавую смерть», да и ещё наверняка не один боеприпас найдут...

Сергей Ткаченко, «Крымская Правда»

Видео:



Ссылки по теме: