1 апреля 2007 г.

Гора Чатыр-Даг

В цепи Крымских гор Чатыр-Даг занимает срединное положение. Он со всех сторон отделен от соседей и сдвинут на 10 километров к северу относительно других массивов, поэтому издали, кажется, что эта гора возвышается над всеми яйлами. В действительности Чатыр-Даг по высоте (1525 м над уровнем моря) занимает пятое место в Крыму. Самая высокая гора Роман-Кош - высшая точка массива Бабуган и всей Главной горной гряды - взметнулась вверх на 1545 метров.

Благодаря исключительному местоположению Чатыр-Даг приобрел как бы свой характер, с первого же взгляда выделяющий его из семьи Крымских гор. Отодвинутый от моря на 10 километров, громадный массив ограничен двумя глубокими и широкими проходами - богазами: с юго-западной стороны - Кебит-Богазом (591 м над уровнем моря), с северо-восточной - Ангар-Богазом (752 м). В далеком геологическом прошлом Чатыр-Даг не был так резко обособлен от смежных гор. Его относительная изолированность возникла в результате эрозии - размыва, который осуществили с южной и западной сторон воды рек Улу-Узеня и Альмы, отделив Чатырдагский массив от смежного с ним Бабугана. С другой стороны такую же работу проделала Ангара - приток реки Салгир: она отделила Чатыр-Даг от Северной Демерджи и Долгоруковского массива. Вершинная поверхность Чатыр-Дага делится на два высотных уровня, которые, соответственно, носят названия верхнего и нижнего плато.

Горные плато Крыма издали кажутся совершенно ровными. Именно поэтому старое греческое название массива Чатыр-Даг было Трапезус - стол.

Длина плоскогорья с севера на юг - 10 километров, ширина с запада на восток - примерно 4 километра. Платообразный вид является характерной особенностью не только Чатыр-Дага, но и всех массивов Главной горной гряды. Крымские нагорья издавна использовались людьми для пастьбы скота. Поэтому и называются они яйлами (от тюркского джайляу - пастбище). Нижнее плато, имеющее в северной части высоту около 900 метров, к югу постепенно повышается до 1100 метров над уровнем моря. Южное плато достигает в высоту более 1300 метров.

Если посмотреть на гору с большого расстояния (например, из Симферополя), то она кажется похожей на шатер, палатку. Отсюда ее другое, тюркское, название - Чатыр-Даг, по-русски - Палат-гора.

Чатыр-Даг со всеми своими уступами и отрогами занимает площадь около 46,5 квадратных километров. Его западный, южный и восточный склоны обрывисты, северный же сравнительно полого опускается к долине Салгира.

Высшая точка горы находится на юго-западе - это Эклизи-Бурун (1525 м). Другая вершина, а северо-восточной части южного плато, - Ангар-Бурун (1453 м).

Когда-то Эклизи-Бурун называли Церковным мысом. Объяснение происхождения этого названия находим в книге "Досуги крымского судьи" П. И. Сумарокова (1803 г.), где это место описывается следующим образом: "Поверхность усеяна каменьями, буграми, между коих видны развалины греческой церкви, зовомой Панагия, т. е. Пресвятой, куда греки единожды в году в Троицын день возносились многолюдным ходом для молебствования".

Геологическое строение Чатыр-Дага довольно сложно. По составу горных пород он резко делится на два структурных этажа. Верхний сложен известняками, образовавшимися из отложений теплых морей верхнеюрского времени, и подстилающими их красно-бурыми конгломератами. Мощность этих известняков достигает 1000 метров. Конгломераты в свою очередь лежат на водоупорной толще нижнего этажа - отложениях верхнетриасового и нижнеюрского возраста. Она известна под именем таврической серии и состоит из ритмично чередующихся зеленоватых и черных аргиллитов, алевролитов и песчаников. Эти породы довольно широко распространены по всему южному и юго-западному побережью Крыма.

Все породы в результате активных горообразовательных процессов, происходивших на протяжении нескольких миллионов лет, разбиты на крупные блоки, которые в свою очередь подвергались воздействию внешних сил - размыву, выветриванию, закарстованию. Все это и придало Чатыр-Дагу современный облик.

Судя по археологическим находкам, люди жили на Чатыр-Даге в эпоху неолита. К этому времени относится, например, первобытная стоянка на Барсучьей поляне. Некоторые гроты Чатыр-Дага известны как жилища людей - охотников и скотоводов VII-V вв. до и. э. Недавно открыты в пещерах столь же древние подземные святилища. Поднимаясь на Чатыр-Даг, вы можете увидеть таврские погребальные ящики из врытых в землю каменных плит - они сохранились на северных отрогах массива близ села Мраморного.

К раннему средневековью (а возможно, и к еще более раннему времени) относится могильник в пещере Тысячеголовой, еще не исследованный, но, к сожалению, уже давно разграбленный посетителями пещеры. Ни в одном ее уголке вы не увидите картин, описанных еще в 70-х годах прошлого столетия Евгением Марковым, путешественником и исследователем Крыма. По свидетельству Маркова, пещера тогда представляла собой огромный могильник, заполненный черепами и человеческими костями, что вызывало ужас у посетителей...

Несколько вариантов легенды рассказывают, что в пещере укрылось от врагов целое племя - 1000 человек. Их преследователи зажгли перед входом в пещеру костры, и дым задушил всех спрятавшихся. С тех пор будто бы эта пещера

и называется Тысячеголовой. Каково подлинное значение этого печального памятника - сказать пока трудно, он еще ждет своих исследователей.

В урочище Ат-Чокрак, под Эклизи-Буруном, археологи обнаружили остатки средневекового поселения. Известный ученый XIX века П. И. Кеппен упоминает о развалинах мощных стен на перевалах Главной гряды, в частности, на чатырдагских перевалах, в том числе и близ Ат-чокракского поселения.

Высказывалось предположение о принадлежности этих стен первобытным обитателям Крыма - таврам или киммерийцам. В дальнейшем в целях обороны они могли подновляться и другими народами. Так, когда византийскому императору Юстиниану I пришлось защищать от кочевников степей и предгорья южное побережье Таврики, вдоль которого плавали его корабли, он приказал возвести систему заградительных стен на перевалах Главной гряды. Возможно, частью ее и была описанная Кеппеном стена, развалины которой частично сохранились под Эклизи-Буруном. Это укрепление стояло на одной из древних дорог к приморской крепости Алустону (на месте Алушты).

С Чатыр-Дагом связаны отдельные страницы истории партизанского движения в Крыму в годы Великой Отечественной войны. Некоторые из пещер нижнего плато служили хранилищами боеприпасов и продовольствия. Через плато проходили маршруты связи между Северным и Южным соединениями крымских партизан. Особенно часто народные мстители выходили для диверсий на Алуштинское шоссе - через Тисовое ущелье они направлялись к месту теперешнего памятника "Партизанская шапка" или в сторону Алушты.

В наши дни экскурсанты, туристы, спортсмены охотно поднимаются на Чатыр-Даг. За туристский сезон его посещают до 20 тысяч человек; 6 тысяч симферопольцев стали участниками массового восхождения, посвященного открытию XXIV съезда КПСС.

В специальной книге отзывов, находящейся на вершине горы, величественный Чатыр-Даг приветствуют туристы Прибалтики и Камчатки, "робинзоны" с Кольского полуострова и Памира, студенты Варшавского университета, афганские альпинисты, штурмовавшие вершину по отвесной стене.

"Чатыр-Даг" (путеводитель)
В.П. Душевский, П.В. Чиннов, Ю.И. Шутов