Ак-Мечеть — старинный район Симферополя
Власти Симферополя не раз говорили о своей мечте — сделать из старинного района крымской столицы — Ак-Мечети — экскурсионный объект. Как пример приводили уже сделанную историческую тропу в Евпатории — тут тебе и караимская кенаса, и древняя синагога, и турецкие бани, приют дервишей и «дровяные» ворота.
В Симферополе же, как показала наша разведывательная экскурсия, пока ничего для этого не делалось, да и сначала стоило бы привести в хоть какой-либо порядок этот средневековый уголок.
При попытке реконструкции границ старинной Ак-Мечети (или Ак-Меджида) — одного из предшественников столицы Крыма — трудно решить, на основании чего это можно сделать. Думается, что проще всего исходить из «кривизны» улиц — в средние века дороги прокладывались, не как сейчас — прямые и ровные, для удобства транспорта, а совсем иначе. Одни дороги шли траверзом — то есть по оптимальному пути без подъемов и спусков, пересекали их, как правило, дороги-канавы, по которым хорошо и быстро стекали вниз сливные воды. Причем это было характерно не только для Крыма, но и для всех средневековых городов.
Если посмотреть на карту современного Симферополя, то можно сразу увидеть самые сильные «кривули». Этот район не очень велик и по площади не больше, например, Детского парка. Его ограничивают улицы Сергеева-Ценского (Фонтанная), Ефремова (Миллионная), Курчатова (Госпитальная) и Пролетарская (Губернаторская). Остальные улицы, окружающие этот квартал, уже более прямые (европеизированные) и, видимо, появились в период новой истории.
«Кривые, разбегающиеся, немощеные и нечистые улицы обнесены высокими стенами, за которыми прячутся низенькие домики,— писал в 1795 г. академик П. С. Паллас,— а когда ходишь по городу, то кажется, что находишься между развалившимися стенами, построенными из грубого истесанного камня. Все дома здесь, как и во всем краю, построены не из кирпича, но из скважистого белого мергелевого известняка, который большей частью складывается нетесаным, а тесаные камни употребляются только на углы, двери и окна. Вместо цемента... употребляют глину, которую смешивают с песком, прибавляя туда немного извести. Службы же и другие пристройки делают обыкновенно из хвороста, крыши же кроют легкой черепицей, накладывая ее на хворост или камыш, смазанный глиною...».
Первоначально дома старинной Ак-Мечети имели главную особенность — каждый дом представлял собой небольшой двор, в который был вход с улицы, все окна смотрели только во двор, внешних окон не должно было быть. Хозяйка должна была смотреть за хозяйством, а не на прохожих. За последние полсотни лет такие дома перестраивались, были пробиты окна и на улицу, но эта старинная система проглядывается в домах.
Поселок (а для того времени — город) был невелик и, находясь неподалеку от дворца калги-султана (в районе развалин Неаполя Скифского), выполнял, скорее всего, роль некого «подсобного хозяйства» по снабжению дворца продуктами и другими товарами.
Путешественник Эвлия Челеби в XVII веке посетил Крым и Ак-Мечеть. Что его здесь удивило — местные дервиши плохо знали мусульманство, но зато хорошо разбирались в православии. Приведем этот диалог:
— Ты мусульманин?
— Нет я суфи...
— Если ты суфи, то скажи, кем были отец и мать нашего Пророка?
— Не знаю, кем были его отец и мать, но мать Иисуса, Пророка казаков... была мать Мария, и наши казаки любят его доброго отца.
Исследователи полагают, что подобное «знание» было вызвано сильным влиянием пленных славян на местных жителей.
В начале XIX в. на Госпитальной, 24 (Курчатова) была построена первая симферопольская гостиница — «Одесса»:
С августа 1822 г. по апрель 1823 г. в ней жил и лечился у докторов Мильгаузена и Арендта знаменитый русский поэт Батюшков. Какой была гостиница во времена Батюшкова, свидетельствует Ф. Вигель — литератор и путешественник, посетивший Симферополь в марте 1826 г. «На самом рубеже предполагаемой Европы и существующей Азии стоял двухэтажный трактир под громким названием Одессы; в нем я остановился. Мне отвели в верхнем этаже целую половину его, которая состояла из одной небольшой комнаты и другой пребольшущей. О спокойствии останавливающихся в ней хозяева, видно, мало заботились: замки были все переломаны, двери плохо притворялись, окна тоже, отовсюду дуло, снизу сквозь пол слышны были голоса, и самые половицы под ногами поднимались и опускались, как клавиши. И в этой комнате, как сказали мне, целую зиму провел несчастный Батюшков...».
Заинтересовали нас и татарские названия улиц до революции — известно, что в те времена власти не занимались переименованиями уже существующих улиц. Так вот, на старинной карте удалось найти всего полдюжины таких названий. Это улицы Акмечетская (Таврическая), Карасубазарская (Белогорская), Кади-эскерская и Мечетская (вдвоем ныне составляющими одну улицу — Краснознаменную), а также переулки Магометанский (Ефремова) и Каябашный (Подгорный). Стоило бы, наверное, вернуть улицам их старинные имена, хотя бы для экзотики. (Хотя такие похожие имена как Мечетская и Акмечетская, к тому же находящиеся рядом друг с другом, не совсем хороши).
Среди этих старинных названий можно также увидеть такие улицы, как переулки Полицейский (Белогорский), Чиновничий (Курчатова) — названия сразу «сметенные» революцией.
Сохранились, правда, и старинные названия улиц. Так можно вспомнить — переулки Большой, Боковой, Караимский, Прямой, Тихий, Фельдшерский. Эти названия ничем не привлекли власти и им не дали новых имен, и они сумели сохранить себя в лихолетьях революций и войн. И стоит упомянуть и переулок Круглый, — который действительно имеет точную форму полукруга:
В настоящее время состояние этого «туристического объекта» ужасное. Всюду огромные свалки мусора, торчат оборванные провода, стены у многих домов обваливаются от старости. На пустырях кучкуются местные жители и попивают пиво. После морозов, прорвавших многие водопроводные сети, местные жители ходят по улицам с ведрами, неся домой живительную, хотя и холодную, влагу. Хорошо, что трубы для водяных колонок прокладывались глубоко, и вода в них не сумела замерзнуть.
Кстати, и название улицы Татарская стоило бы вернуть. А то в столице Крыма есть и Русская и Украинская, даже Турецкая, а у исчезающего народа караимов есть как улица, так и переулок. Вспомним, что Караимская носила имя комиссара Пархоменко и Турецкая — имя Танкистов. А Татарская до сих пор называется Футболистов. А как появилась эта улица и почему у нее такое название? По картам можно увидеть, что из старинной Ак-Мечети на юг, по нынешним Сергеева-Ценского и Футболистов, шла дорога на древние кладбища. Оба эти кладбища снесли, и на их месте сейчас — Центральное РОВД милиции (как раз здесь был вход на кладбище), «Крымгаз», баня, школа и детский сад. Что еще остроумнее могли придумать?
А туристическую тропу здесь делать, конечно, надо. Здесь есть что показать — и караимская кенаса, в которой все еще отделение телерадиокомпании «Крым», и старинные церкви, древняя мечеть, древние «круглые» переулки, бывшая гостиница «Одесса». И сама телерадиокомпания, на месте которой были казармы и госпиталь — все это неотделимо от истории столицы Крыма, да и всего полуострова.
В Симферополе же, как показала наша разведывательная экскурсия, пока ничего для этого не делалось, да и сначала стоило бы привести в хоть какой-либо порядок этот средневековый уголок.
При попытке реконструкции границ старинной Ак-Мечети (или Ак-Меджида) — одного из предшественников столицы Крыма — трудно решить, на основании чего это можно сделать. Думается, что проще всего исходить из «кривизны» улиц — в средние века дороги прокладывались, не как сейчас — прямые и ровные, для удобства транспорта, а совсем иначе. Одни дороги шли траверзом — то есть по оптимальному пути без подъемов и спусков, пересекали их, как правило, дороги-канавы, по которым хорошо и быстро стекали вниз сливные воды. Причем это было характерно не только для Крыма, но и для всех средневековых городов.
Если посмотреть на карту современного Симферополя, то можно сразу увидеть самые сильные «кривули». Этот район не очень велик и по площади не больше, например, Детского парка. Его ограничивают улицы Сергеева-Ценского (Фонтанная), Ефремова (Миллионная), Курчатова (Госпитальная) и Пролетарская (Губернаторская). Остальные улицы, окружающие этот квартал, уже более прямые (европеизированные) и, видимо, появились в период новой истории.
«Кривые, разбегающиеся, немощеные и нечистые улицы обнесены высокими стенами, за которыми прячутся низенькие домики,— писал в 1795 г. академик П. С. Паллас,— а когда ходишь по городу, то кажется, что находишься между развалившимися стенами, построенными из грубого истесанного камня. Все дома здесь, как и во всем краю, построены не из кирпича, но из скважистого белого мергелевого известняка, который большей частью складывается нетесаным, а тесаные камни употребляются только на углы, двери и окна. Вместо цемента... употребляют глину, которую смешивают с песком, прибавляя туда немного извести. Службы же и другие пристройки делают обыкновенно из хвороста, крыши же кроют легкой черепицей, накладывая ее на хворост или камыш, смазанный глиною...».
Первоначально дома старинной Ак-Мечети имели главную особенность — каждый дом представлял собой небольшой двор, в который был вход с улицы, все окна смотрели только во двор, внешних окон не должно было быть. Хозяйка должна была смотреть за хозяйством, а не на прохожих. За последние полсотни лет такие дома перестраивались, были пробиты окна и на улицу, но эта старинная система проглядывается в домах.
Поселок (а для того времени — город) был невелик и, находясь неподалеку от дворца калги-султана (в районе развалин Неаполя Скифского), выполнял, скорее всего, роль некого «подсобного хозяйства» по снабжению дворца продуктами и другими товарами.
Путешественник Эвлия Челеби в XVII веке посетил Крым и Ак-Мечеть. Что его здесь удивило — местные дервиши плохо знали мусульманство, но зато хорошо разбирались в православии. Приведем этот диалог:
— Ты мусульманин?
— Нет я суфи...
— Если ты суфи, то скажи, кем были отец и мать нашего Пророка?
— Не знаю, кем были его отец и мать, но мать Иисуса, Пророка казаков... была мать Мария, и наши казаки любят его доброго отца.
Исследователи полагают, что подобное «знание» было вызвано сильным влиянием пленных славян на местных жителей.
В начале XIX в. на Госпитальной, 24 (Курчатова) была построена первая симферопольская гостиница — «Одесса»:
С августа 1822 г. по апрель 1823 г. в ней жил и лечился у докторов Мильгаузена и Арендта знаменитый русский поэт Батюшков. Какой была гостиница во времена Батюшкова, свидетельствует Ф. Вигель — литератор и путешественник, посетивший Симферополь в марте 1826 г. «На самом рубеже предполагаемой Европы и существующей Азии стоял двухэтажный трактир под громким названием Одессы; в нем я остановился. Мне отвели в верхнем этаже целую половину его, которая состояла из одной небольшой комнаты и другой пребольшущей. О спокойствии останавливающихся в ней хозяева, видно, мало заботились: замки были все переломаны, двери плохо притворялись, окна тоже, отовсюду дуло, снизу сквозь пол слышны были голоса, и самые половицы под ногами поднимались и опускались, как клавиши. И в этой комнате, как сказали мне, целую зиму провел несчастный Батюшков...».
Заинтересовали нас и татарские названия улиц до революции — известно, что в те времена власти не занимались переименованиями уже существующих улиц. Так вот, на старинной карте удалось найти всего полдюжины таких названий. Это улицы Акмечетская (Таврическая), Карасубазарская (Белогорская), Кади-эскерская и Мечетская (вдвоем ныне составляющими одну улицу — Краснознаменную), а также переулки Магометанский (Ефремова) и Каябашный (Подгорный). Стоило бы, наверное, вернуть улицам их старинные имена, хотя бы для экзотики. (Хотя такие похожие имена как Мечетская и Акмечетская, к тому же находящиеся рядом друг с другом, не совсем хороши).
Среди этих старинных названий можно также увидеть такие улицы, как переулки Полицейский (Белогорский), Чиновничий (Курчатова) — названия сразу «сметенные» революцией.
Сохранились, правда, и старинные названия улиц. Так можно вспомнить — переулки Большой, Боковой, Караимский, Прямой, Тихий, Фельдшерский. Эти названия ничем не привлекли власти и им не дали новых имен, и они сумели сохранить себя в лихолетьях революций и войн. И стоит упомянуть и переулок Круглый, — который действительно имеет точную форму полукруга:
В настоящее время состояние этого «туристического объекта» ужасное. Всюду огромные свалки мусора, торчат оборванные провода, стены у многих домов обваливаются от старости. На пустырях кучкуются местные жители и попивают пиво. После морозов, прорвавших многие водопроводные сети, местные жители ходят по улицам с ведрами, неся домой живительную, хотя и холодную, влагу. Хорошо, что трубы для водяных колонок прокладывались глубоко, и вода в них не сумела замерзнуть.
Кстати, и название улицы Татарская стоило бы вернуть. А то в столице Крыма есть и Русская и Украинская, даже Турецкая, а у исчезающего народа караимов есть как улица, так и переулок. Вспомним, что Караимская носила имя комиссара Пархоменко и Турецкая — имя Танкистов. А Татарская до сих пор называется Футболистов. А как появилась эта улица и почему у нее такое название? По картам можно увидеть, что из старинной Ак-Мечети на юг, по нынешним Сергеева-Ценского и Футболистов, шла дорога на древние кладбища. Оба эти кладбища снесли, и на их месте сейчас — Центральное РОВД милиции (как раз здесь был вход на кладбище), «Крымгаз», баня, школа и детский сад. Что еще остроумнее могли придумать?
А туристическую тропу здесь делать, конечно, надо. Здесь есть что показать — и караимская кенаса, в которой все еще отделение телерадиокомпании «Крым», и старинные церкви, древняя мечеть, древние «круглые» переулки, бывшая гостиница «Одесса». И сама телерадиокомпания, на месте которой были казармы и госпиталь — все это неотделимо от истории столицы Крыма, да и всего полуострова.
Олег Широков, «Крымское Эхо»
Читайте также: