Неаполь Скифский и призрак царя Скилура
Неаполь Скифский — древний город, упоминаемый в херсонесском декрете 2 в. до н. э. и в «Географии» Страбона как одна из скифских царских крепостей в Крыму. Расположен в юго-восточной часте Симферополя, где на высоком плато расположено крупнейшее в Крыму скифское городище, центр государства поздних скифов (3 в. до н. э. — 3 в. н. э).
О Неаполе Скифском легенд ходит много. Говорят о подземных ходах, которые пронизывают скалу; о сатанистах, которые в полнолуние устраивают здесь оргии, принося в жертву кошек и собак; о наркоманах, которые собираются здесь вечерами; о зарытых сокровищах и собачьих боях... А ещё говорят, что иногда грань между мирами в Неаполе истончается так, что можно узреть скифов. Причём настолько отчётливо, что видны даже мелкие детали упряжи их коней. Да мало ли что говорят... И мы отправились.
Признаюсь сразу: бомжей и сатанистов мы не нашли, потому что день был. В подземные ходы не лезли (честно сказать, побоялись). Не видели ни скифов, ни коней. Зато коров здесь предостаточно.
Взбираемся на зелёное плато над Петровскими скалами, где расположены руины древнего города, со стороны улицы Воровского. Всё выше, и выше, и выше по крутой, но удобно вытоптанной тропинке. Одно радует, ходят сюда люди. Не забывают. А вот и они — люди — выпасают скот. Бурёнки умиротворённо пощипывают травку, аккуратно ступают по холмистой поверхности. Вот — ямка, вот — холмик. Это следы раскопок. Вот — камушек. Один, второй, третий. Это следы скифских строений. Для учёных каждый шаг такой бурёнки, что нож в сердце: камни сдвигаются — разрушается уникальный археологический памятник.
Впрочем, Бог с ними, с парнокопытными. Ну, поедят они травку, ну, пардон, нагадят. Природно. Страшнее другое. Неаполь превращается в свалку. Мусор здесь повсюду: в раскопах, у святилищ-зольников, у мавзолея скифских царей. Вот он, «человеческий след». На него мы напали, ещё немного поднявшись. Битое стекло и пластиковые бутылки, преимущественно из-под пива. Тряпки, куски пенопласта и шприцы... Много всякой дряни. Но и это полбеды. Мусор при желании можно убрать.
Продолжаем путь. Да, место для столицы скифы выбрали удачное: территория представляет собой треугольник, обращённый к северу, с северо-востока — естественная защита: круто обрывающиеся Петровские скалы, на западе — глубокая труднодоступная балка, по линии обрыва которой шла оборонительная стена.
А воздух здесь другой. Чистый, терпкий, дразнящий свободой. Скифы вообще были свободолюбивы. Скотоводы и воины. Воины были вооружены луком, стреляющим короткими тонкими стрелами, и знаменитым скифским мечом — акинаком. Скифы представляли собой грозную силу для любого противника. Первоклассные наездники, они стремительно перемещались на конях и были идеально приспособлены к ведению войн далеко от своих стоянок.
Но думать, что скифы были сплошь необразованными воинами, умеющими только сражаться и грабить завоёванные города, неправильно. Когда-то на этой земле родился один из самых славных и известных сынов Скифии Анахарсис. Он был автором многих технических изобретений и научных трактатов. Пал от стрелы завистника. До сих пор существует скалистый выступ, обращенный на долину Салгира, на котором стоял мудрец, размышляя о законах мира, и где его настигла предательская смерть. Оборачиваться пока не стоит. Впереди — странная стена с дверным проёмом и турникетом над ним.
В результате археологических исследований в наше время открыты главные ворота города, южная оборонительная стена и скифский мавзолей. Последний нашли нечаянно: с внешней стороны оборонительной стены кто-то из жителей выбрал глину для хозяйственных нужд. Обнаружилось древнее погребение — ряд погребальных ящиков. Раскопали до скалы — там углубление. Отдельная каменная гробница сохранила останки мужчины. Предположение о том, что это и есть сам великий царь Скилур, укрепивший Неаполь и несколько раз отбивавшийся здесь от врагов, пока ещё никто не опроверг.
Сейчас мавзолей открыт для всеобщего «посещения». Проникли туда и мы. Темно. Высокие мрачные своды. Ступеньки. Следы костра. И... фу-у-у... человеческой жизнедеятельности. Башня-усыпальница превратилась в общественный туалет. А когда-то здесь почти открыли музей: здание, ограждение, дубовая дверь и паркетные полы, а над усыпальницей царя — павильон в виде скифской башни. Всё это было. Теперь нет. Деньги кончились. Обидно. За царя.
Подумать только! Совсем рядом — царский бассейн. Неглубокий. С прозрачной голубой водой. Сюда правитель приходил, когда ему было тяжело. Он садился и подолгу смотрел на оливу, посаженную собственноручно после первой свадьбы... Легенда такая есть.
Сейчас же что-либо разглядеть в этих холмах и камнях могут или археологи, или фантазёры. Хотя нет... там, левее. Всё понятно. Кто-то старательно выложил из древних каменьев очаг и «стульчики». Что ж, очаг — хранитель семьи и тепла. В жизни скифов он играл важную роль. Почитали они и его хранительницу — Табити. Смешная фигурка с большой головой, длинными руками и носом (чтобы всё успевать и совать нос во все дела) хранилась в любом доме. А ещё у неё левый глаз меньше правого, чтобы не видеть «левых» похождений мужа.
А нам пора возвращаться. Ветер увлекает за собой. С плато Неаполя открывается вид на весь Симферополь. Гордый и равнодушный в своих заботах. На юге виден Чатырдаг. И хочется раскинуть руки, и... закричать. Воздух дрожит, и кажется... нет, это только кажется. Нет. Это не мёртвый город. Он дышит и зовёт.
Трудно найти место на планете, которому бы так повезло с памятниками культуры, как Крыму. Причём многие памятники не имеют аналогов в мире. Увы, но наш полуостров не является «меккой» для любителей старины. Потому что показывать не умеют. Неаполь брошен на произвол судьбы. Разграблен. Когда-то здесь «добывался» строительный материал — камни из скифских зданий. А ещё на территории историко-культурного заповедника решили построить водоочистные сооружения. И расширяли их, расширяли. Оно и понятно, городу нужна вода.
Почти все усилия создать экспозицию в древнем городе пока оказываются тщетными. Кстати, проект создания музея Неаполя Скифского был разработан институтом «Укрпроектреставрация» и утверждён бывшим облотделом архитектуры и Госстроем Украины ещё в 1984 году: планировалось строительство экспозиционного павильона в центре скифского городища, возле него должен быть размещён кинозал, помещение для голографической выставки «Сокровища скифских курганов», диорамы «Похороны скифского царя». Новый музей, воссоздающий событияII–III веков до нашей эры, известные из истории всему миру, мог бы привлечь туристов, интересующихся античными временами. Но всё осталось на бумаге. А жаль. Хорошая была идея.
Как известно, хорошие идеи могут периодически возникать. И даже в горсовете. Не так давно городским управлением по туризму, рекреации и социальному мониторингу было организовано так называемое информационно-познавательное мероприятие по наведению порядка на городище. (Помнится, так было написано в плане проведения этого самого мероприятия). Цель: наведение порядка и привлечение внимания общественности. Глобальная цель: в ближайшем будущем сделать из Симферополя туристический центр. Благородно. Но, боюсь, в ближайшем будущем ни жители, ни гости столицы не увидят на Неаполе ничего, кроме мусора, бомжей и коровьих лепёшек. И от этого до слёз грустно.
О Неаполе Скифском легенд ходит много. Говорят о подземных ходах, которые пронизывают скалу; о сатанистах, которые в полнолуние устраивают здесь оргии, принося в жертву кошек и собак; о наркоманах, которые собираются здесь вечерами; о зарытых сокровищах и собачьих боях... А ещё говорят, что иногда грань между мирами в Неаполе истончается так, что можно узреть скифов. Причём настолько отчётливо, что видны даже мелкие детали упряжи их коней. Да мало ли что говорят... И мы отправились.
Признаюсь сразу: бомжей и сатанистов мы не нашли, потому что день был. В подземные ходы не лезли (честно сказать, побоялись). Не видели ни скифов, ни коней. Зато коров здесь предостаточно.
Взбираемся на зелёное плато над Петровскими скалами, где расположены руины древнего города, со стороны улицы Воровского. Всё выше, и выше, и выше по крутой, но удобно вытоптанной тропинке. Одно радует, ходят сюда люди. Не забывают. А вот и они — люди — выпасают скот. Бурёнки умиротворённо пощипывают травку, аккуратно ступают по холмистой поверхности. Вот — ямка, вот — холмик. Это следы раскопок. Вот — камушек. Один, второй, третий. Это следы скифских строений. Для учёных каждый шаг такой бурёнки, что нож в сердце: камни сдвигаются — разрушается уникальный археологический памятник.
Впрочем, Бог с ними, с парнокопытными. Ну, поедят они травку, ну, пардон, нагадят. Природно. Страшнее другое. Неаполь превращается в свалку. Мусор здесь повсюду: в раскопах, у святилищ-зольников, у мавзолея скифских царей. Вот он, «человеческий след». На него мы напали, ещё немного поднявшись. Битое стекло и пластиковые бутылки, преимущественно из-под пива. Тряпки, куски пенопласта и шприцы... Много всякой дряни. Но и это полбеды. Мусор при желании можно убрать.
Продолжаем путь. Да, место для столицы скифы выбрали удачное: территория представляет собой треугольник, обращённый к северу, с северо-востока — естественная защита: круто обрывающиеся Петровские скалы, на западе — глубокая труднодоступная балка, по линии обрыва которой шла оборонительная стена.
А воздух здесь другой. Чистый, терпкий, дразнящий свободой. Скифы вообще были свободолюбивы. Скотоводы и воины. Воины были вооружены луком, стреляющим короткими тонкими стрелами, и знаменитым скифским мечом — акинаком. Скифы представляли собой грозную силу для любого противника. Первоклассные наездники, они стремительно перемещались на конях и были идеально приспособлены к ведению войн далеко от своих стоянок.
Но думать, что скифы были сплошь необразованными воинами, умеющими только сражаться и грабить завоёванные города, неправильно. Когда-то на этой земле родился один из самых славных и известных сынов Скифии Анахарсис. Он был автором многих технических изобретений и научных трактатов. Пал от стрелы завистника. До сих пор существует скалистый выступ, обращенный на долину Салгира, на котором стоял мудрец, размышляя о законах мира, и где его настигла предательская смерть. Оборачиваться пока не стоит. Впереди — странная стена с дверным проёмом и турникетом над ним.
В результате археологических исследований в наше время открыты главные ворота города, южная оборонительная стена и скифский мавзолей. Последний нашли нечаянно: с внешней стороны оборонительной стены кто-то из жителей выбрал глину для хозяйственных нужд. Обнаружилось древнее погребение — ряд погребальных ящиков. Раскопали до скалы — там углубление. Отдельная каменная гробница сохранила останки мужчины. Предположение о том, что это и есть сам великий царь Скилур, укрепивший Неаполь и несколько раз отбивавшийся здесь от врагов, пока ещё никто не опроверг.
Сейчас мавзолей открыт для всеобщего «посещения». Проникли туда и мы. Темно. Высокие мрачные своды. Ступеньки. Следы костра. И... фу-у-у... человеческой жизнедеятельности. Башня-усыпальница превратилась в общественный туалет. А когда-то здесь почти открыли музей: здание, ограждение, дубовая дверь и паркетные полы, а над усыпальницей царя — павильон в виде скифской башни. Всё это было. Теперь нет. Деньги кончились. Обидно. За царя.
Подумать только! Совсем рядом — царский бассейн. Неглубокий. С прозрачной голубой водой. Сюда правитель приходил, когда ему было тяжело. Он садился и подолгу смотрел на оливу, посаженную собственноручно после первой свадьбы... Легенда такая есть.
Сейчас же что-либо разглядеть в этих холмах и камнях могут или археологи, или фантазёры. Хотя нет... там, левее. Всё понятно. Кто-то старательно выложил из древних каменьев очаг и «стульчики». Что ж, очаг — хранитель семьи и тепла. В жизни скифов он играл важную роль. Почитали они и его хранительницу — Табити. Смешная фигурка с большой головой, длинными руками и носом (чтобы всё успевать и совать нос во все дела) хранилась в любом доме. А ещё у неё левый глаз меньше правого, чтобы не видеть «левых» похождений мужа.
А нам пора возвращаться. Ветер увлекает за собой. С плато Неаполя открывается вид на весь Симферополь. Гордый и равнодушный в своих заботах. На юге виден Чатырдаг. И хочется раскинуть руки, и... закричать. Воздух дрожит, и кажется... нет, это только кажется. Нет. Это не мёртвый город. Он дышит и зовёт.
Трудно найти место на планете, которому бы так повезло с памятниками культуры, как Крыму. Причём многие памятники не имеют аналогов в мире. Увы, но наш полуостров не является «меккой» для любителей старины. Потому что показывать не умеют. Неаполь брошен на произвол судьбы. Разграблен. Когда-то здесь «добывался» строительный материал — камни из скифских зданий. А ещё на территории историко-культурного заповедника решили построить водоочистные сооружения. И расширяли их, расширяли. Оно и понятно, городу нужна вода.
Почти все усилия создать экспозицию в древнем городе пока оказываются тщетными. Кстати, проект создания музея Неаполя Скифского был разработан институтом «Укрпроектреставрация» и утверждён бывшим облотделом архитектуры и Госстроем Украины ещё в 1984 году: планировалось строительство экспозиционного павильона в центре скифского городища, возле него должен быть размещён кинозал, помещение для голографической выставки «Сокровища скифских курганов», диорамы «Похороны скифского царя». Новый музей, воссоздающий события
Как известно, хорошие идеи могут периодически возникать. И даже в горсовете. Не так давно городским управлением по туризму, рекреации и социальному мониторингу было организовано так называемое информационно-познавательное мероприятие по наведению порядка на городище. (Помнится, так было написано в плане проведения этого самого мероприятия). Цель: наведение порядка и привлечение внимания общественности. Глобальная цель: в ближайшем будущем сделать из Симферополя туристический центр. Благородно. Но, боюсь, в ближайшем будущем ни жители, ни гости столицы не увидят на Неаполе ничего, кроме мусора, бомжей и коровьих лепёшек. И от этого до слёз грустно.
Ирина Ковалева, «Крымская Правда»
Читайте также: