
«Дорогому и глубокоуважаемому Антону Павловичу Чехову, автору рассказа „На пути“, содержание которого с тем же эпиграфом служит программой этому музыкальному сочинению», — написал Сергей Рахманинов на нотах своей фантазии для оркестра под названием «Утес». Дата посвящения — 9 ноября 1898 года. Этот уникальный экспонат можно увидеть в экспозиции чеховского музея в Ялте. Автографу Рахманинова 115 лет, 1 апреля со дня рождения композитора исполняется 140 лет, а 28 марта исполнилось 70 лет со дня его смерти в Калифорнии.
(Читайте также: Алемдар Караманов — «крымский Бетховен»)

Прошло одиннадцать лет. Сезон 1897–1898 года он проработал дирижером частной оперы известного знатока искусства и мецената Саввы Ивановича Мамонтова. Все лето на подмосковной даче Путятино Рахманинов готовил с артистами «Бориса Годунова». И здесь завязалась его крепкая дружба с Федором Шаляпиным, несмотря на различие характеров, вкусов. Но оба были молоды, талантливы, преданны искусству. Рахманинов помог Шаляпину овладеть труднейшей партией царя Бориса — именно она прославила певца на весь мир.

На этом концерте в Ялте присутствовал Антон Павлович Чехов. Он внимательно наблюдал за игрой молодого пианиста. Когда отгремели аплодисменты и толпа ринулась к Шаляпину, только Чехов направился к пианисту.
— Я все время смотрел на вас, молодой человек, — сказал он, — у вас замечательное лицо, вы будете большим человеком.
Ко времени своего очередного приезда в Крым в 1900 году Рахманинов уже завоевал известность в среде музыкантов и зрителей. Успешно прошли его концерты в Лондоне. В Петербурге поставили «Алеко». В Ялту он приехал в этот раз по приглашению своей поклонницы Александры Андреевны Ливен. И здесь познакомился с коллективом МХАТа, который привез «Дядю Ваню» и «Чайку». Пройдет время, и он напишет романс «Мы отдохнем» на монолог Сони из пьесы «Дядя Ваня».

В Ялте в тот год собрались Бунин, Куприн, Мамин-Сибиряк, Горький, Станюкович, Качалов, Москвин, Немирович-Данченко. Наиболее памятной для Рахманинова стала встреча с Буниным: писатель потом вспоминал, что с первой встречи между ними произошло нечто романтическое, когда люди могли проводить ночи в беседах о высоком искусстве. В это же время, общаясь с русской культурной элитой, Сергей Васильевич не забывал навещать тяжело больного, уходящего из жизни композитора Василия Калинникова, помогал ему материально.

Летом 1917 года Рахманинов приехал в Ялту в последний раз. Он прощался с Крымом, а вскоре и с Россией. Сергей Васильевич приехал с женой Натальей Александровной и дочерьми Ириной и Татьяной. Курортная жизнь продолжалась, набережную и парки заполняла нарядная публика, но уже чувствовалась растерянность перед наступающей революцией.

— Вечерами, — вспоминала Ирина Федоровна, — в доме Спендиарова Рахманинов вместе с женой играли в четыре руки рахманиновскую польку, которую обожали дети.

Перед отъездом в Москву в ялтинском горсаду в начале сентября 1917 года Сергей Рахманинов дал свой последний концерт — не только в Крыму, но и в России. Композитор исполнил первый концерт Листа для фортепиано с оркестром.
...За 25 лет жизни за границей Рахманинов создал всего шесть произведений. Он сам писал, что тормозит его творчество:
Уехав из России, я потерял желание сочинять. Лишившись родины, я потерял самого себя. У изгнанника, который лишился музыкальных корней, традиций и родной почвы, не остается желания творить, не остается иных утешений, кроме нерушимого безмолвия нетревожных воспоминаний.
А сборы передал в помощь Красной армии

Сергей Васильевич Рахманинов родился 1 апреля 1873 года. С пятилетнего возраста играл на фортепиано. В 13 лет познакомился с Чайковским. Учился музыке у лучших педагогов России. Московскую консерваторию закончил с золотой медалью. Его дипломная работа как композитора — опера «Алеко» (по пушкинским «Цыганам»). Концертировал, был дирижером Большого театра.
В конце 1917 года уехал с женой и дочерьми на гастроли в Скандинавию и больше на родину не вернулся. В 1941–1942 годах, живя за рубежом, выступил с концертами, сборы от которых передал в помощь Красной армии.
Умер 28 марта 1943 года в Калифорнии, США.
Татьяна Барская, «Крымская газета»