Новый Год на Ай-Петри

Елка, теплая семейная обстановка, холодец и бутылка шампанского на столе — без такой привычной атрибутики, казалось, не может обойтись ни один Новый год. Однако в нашей жизни всегда есть место если не подвигу, то экстриму точно. Одни мои знакомые отмечали праздник в джунглях Амазонии, другие из года в год отправлялись в пустыни мира. В Крыму любители экстремального новогоднего отдыха отправляются на Ай-Петри. Кто приезжает сюда и как проходит Новый год на высоте, мы выясняли у начальника контрольно-спасательного поста «Ай-Петри» Галины Врублевской.

Приют КСС на Ай-Петри

Северный полюс ЮБК


Под колесами внедорожника узкая и извилистая дорога на Ай-Петри (по сведениям ГАИ, она зимой закрыта, но машин здесь проходит немало). Последний рывок — мы на вершине. Зеленое и оживленное летом ай-петринское плато сейчас похоже на снежную пустыню. Это Северный полюс Южного берега: если внизу порывы ветра до 12 м/сек. уже считаются ураганными, то здесь бывают бури и по 40 метров в секунду. Здесь всегда холоднее на десять градусов, чем на побережье, и даже осадков по сравнению с другими регионами ЮБК выпадает больше. Сейчас снежные сугробы доходят почти до крыши длинного одноэтажного строения с указателем: «Спасслужба. Приют». Значит, мы на месте. Вышедшая навстречу хозяйка приюта Галина Врублев­ская оказалась начальником контрольно-спасательного поста «Ай-Петри». Какой вы представляете себе кандидата в мастера спорта по скалолазанию и единственную среди всех руководителей контрольно-спасательной постов в Украине женщину? Высокой и статной амазонкой? Она невысокая и хрупкая. На мой комплимент Галина весело парирует:

— Зато у меня характер мужской.

И действительно мужской, она 18 лет работает спасателем на Ай-Петри, из них два года — начальником Контрольно-спасательного поста «Ай-Петри», который находится на высоте 1196 метров над уровнем моря. В советское время здесь располагалась туристическая база «Магно­лия». В конце 70-х здание передали Контрольно-спасательной службе Крыма. В непогоду в нем могут найти приют 30 человек. Топится печка, есть электричество, из Ялты привозят воду и баллонный газ. Просто, но уютно.

На Ай-Петри круглосуточно и круглогодично дежурит наш сотрудник, — рассказывает Галина. — Дежурят, сменяя друг друга по неделям. Чем занимаются? Во-первых, дежурный с утра смотрит, какая погода на Ай-Петри (температура воздуха, направление и скорость ветра, облачность, сколько выпало осадков), и передает метеосводку мне по телефону. Затем обходит основные туристические объекты — канатную дорогу, тропы, попутно смотрит на состояние дорог (сможет ли, если что, проехать «скорая помощь»), оценивает угрозу схода снежных лавин. Эти сведения мы размещаем на сайте КСС, чтобы люди, собирающиеся в горы, могли получить информацию.

В выходные, когда народу собирается особенно много, к дежурному на Ай-Петри присоединяется начальник поста. А еще трое помощников-волонтеров, прошедших курсы подготовки в контрольно-спасательной службе, где их учат ориентироваться на пересеченной местности с помощью GPS-навигаторов, вести поиск, работать со спецснаряжением, оказывать первую помощь и транспортировать пострадавших.

20% — из Днепропетровска, Запорожья, Харькова


Я бы не стала называть наш Новый год экстремальным. В новогоднюю ночь на плато собирается много людей, наверное, человек 350 каждый год, — отвечает на мой вопрос Галина Врублевская. — Это лыжники, сноубордисты и просто те, кто любит горы и природу. Еду обычно по дороге на Ай-Петри под Новый год, вижу, на обочине стоит машина, рядом наряженная елочка, возле нее — пикник. Бегают дети, взрослые играют с ними в снежки. По-моему, здорово!

Интересно, что 80% тех, кто приезжает на Ай-Петри встречать Новый год, — жители Севастополя.

— У нас, как ни странно, жители Ял­ты в новогоднюю ночь бывают редко, — удивляется Врублевская, сама ялтинка. — Многие ялтинцы живут здесь десятилетиями и совсем не знают свои горы, а некоторые даже не были на Ай-Петри ни разу. Сама Галина за почти 20 лет работы спасателем знает плато если не до сантиметра, то уж до метра точно.

Оставшиеся 20% — жители Днепропетровска, Запорожья, Харькова. И если крымчане сюда приезжают на машинах на несколько часов, то остальные живут здесь по нескольку дней в нашем приюте или в коттеджах в ближнем поселке Охотничье.

У спасателей 31 декабря ежегодно собираются около 30 человек.

— Это все давние знакомые, — говорит Врублевская. — Очень артистичные, удивительно интересные и интеллигентные люди. Бывает, что к нам на огонек в новогоднюю ночь забредают туристы, и даже если они полностью экипированы — палатками, спальниками, мы их всегда приютим.

Соревнуемся с Ялтой — у кого красивее бабахнет


— Конечно, мы накрываем стол, зажигаем камин, наряжаем нашу искусственную елочку. Уже много лет отмечаем Новый год по отработанному сценарию. И даже люди, которые хорошо знают его, с удовольствием участвуют в празднике, — рассказывает Галина Врублевская. — Мы заранее назначаем Деда Мороза. Затем (по сценарию) выясняется, что он шел к нам на праздник, но заблудился в горах. И мы идем его спасать, вытаскиваем на веревках, после чего спасенный Дед Мороз всех одаривает. В 12 часов ночи мы выходим на площадку на скале Шишко и устраиваем фейерверки, причем соревнуемся с Ялтой, Мисхором и Гурзуфом — у кого красивее бабахнет. С Ай-Петри это все хорошо видно. После возвращаемся в КСП и устраиваем костюмированный бал. О нем заранее знают наши гости, и в приюте можно увидеть Мальвину, Пьеро, Белоснежку и других сказочных героев. Праздник у нас продолжается до четырех-пяти утра.

По словам Галины Викторовны, зимой на Ай-Петри народу бывает много, бывает, едут кататься на лыжах, санках, сноубордах и снегоходах не совсем трезвые, случаются серьезные травмы. Но в новогоднюю ночь за все время ее работы здесь никогда не было происшествий.

— Все-таки это праздник, люди не уходят далеко от домов и машин, — говорит она.

— Условия размещения у нас спартанские, из «удобств» — душ и туалет, — показывает хозяйство Галина. — Раньше туалет был на улице, и зимой в сильный ветер мы натягивали к нему веревку, чтобы сводить туристов. Мне часто на КСП звонят и спрашивают: а у вас там сауна есть, ну хотя бы душ в номере? Я им отвечаю, что это не тургостиница, а тур-приют. От слова «приютить». К нам едут не за удобствами, а за романтикой и ощущением полноты жизни.

«Почувствовал себя другим человеком»


— Лет шесть назад я решил встретить Новый год в горах, — рассказал художник Владимир К. — От мысли, что опять буду с приятелями за столом вести какие-то пустые разговоры и бухать, становилось тошно. Нужна была «перезагрузка». Вечером 31 декабря оделся соответственно, прихватил спальник и матрас, походный котелок, чай, виски, какие-то сосиски и ушел. Часа за три или четыре, уже по темноте, поднялся на яйлу. Благо эти места я хорошо знаю с детства. Наверху, было около 11, выбрал место, развел костер, вскипятил чай, в 12 открыл виски и всю ночь смотрел на звезды и как внизу бабахали салюты. Я в одиночестве встретил первый рассвет нового года. Было ощущение какого-то перерождения, обновления. Почувствовал себя другим человеком. Я считаю, человек не должен отмечать праздники по шаблону, нужно жить спонтанно и быть открытым для судьбы. И тогда она тоже откроется тебе. Кстати, этот Новый год шаманы рекомендуют встречать именно так — в отрешенности и без суеты.

Службе — за пятьдесят


Контрольно-спасательная служба Крыма создана в 1960-е годы, тогда в нее вошли альпинисты, спелеологи, скалолазы — профессионалы, которые могли обеспечить безопасность туристов в горах. Сейчас штаб КСС находится в Симферополе, по Крыму работают четыре контрольно-спасательных отряда (в Симферополе, Алуште, Бахчисарае и Судаке) и четыре контрольно-спасательных поста (Ай-Петри, Караби-яйла, Ангарский перевал и Кизил-Коба), а также горноспасательная служба в Севастополе.

Жанна Барышникова, «Крымская газета»

Читайте также:

Популярные сообщения из этого блога

Симеиз — крымский гей-курорт

Редкие фотографии Крыма во время Второй мировой войны

История ветроэнергетики в Крыму

Хозяин самой крупной в Крыму пасеки Вячеслав Савин собирается обогревать дом пчелами