Позже в одной из крымских газет прочел посвященное ему исследование О. Шахнюка. В частности, речь шла о том, что здание было построено в 1835 году; перечислялись и жившие здесь губернаторы. Но список начинался с пятого по счету губернатора — Д. Б. Мертваго. А где жили другие? Тем более что один из них — А. Н. Баранов — принимал у себя не кого-нибудь, а самого Пушкина...
Поиск в архивах Крыма, Москвы и Ленинграда принес результаты. Оказалось, что первые правители области и Таврической губернии Василий Васильевич Каховский
Непревзойденный, на мой взгляд, краевед А. И. Маркевич, а за ним и М. И. Разгон (в книге «Пушкин в Крыму», 1974, с.
Архивный поиск дал интересные результаты: в 1795 году этот участок земли был подарен (в числе прочих имений) Екатериной Второй выдающемуся ученому Петру Палласу. В ЦГИА (Санкт-Петербург) сохранились два плана этого дома за
11 марта 1804 года Херсонский военный губернатор Е. О. де Ришелье сообщал министру внутренних дел В. П. Кочубею о том, что «в Симферополе нет казенного дома к помещению в нем губернатора», и просил разрешить покупку дома Палласа, «уступаемого в казну за четырнадцать тысяч рублей». Он «прочный, вмещает в себе все выгоды, какие для жительства желать можно, и стоит той цены, которую запрашивает господин Паллас... По дороговизне там на материалы и мастеровых строительство нового дома обойдется много дороже...» А в письме от 14 июля того же года добавлял, что «на постройку нового такого же дома (31 на 30 сажен) надо 37095 руб., на ремонт же дома Палласа — 417 руб. 47 коп.».
В августе 1805 года Е. О. де Ришелье лично посетил Симферополь, осмотрел его казенные строения, нашел, что они требуют починки, и просил министра внутренних дел «выделять ежегодно для таврического губернатора на эти цели 3 тысячи рублей».
Дом был куплен. В последующем, начиная с 1808 года, в нем производились ремонты, переделки и пристройки. По описи 1829 года это был «каменный одноэтажный дом с чердаком. При нем об одном этаже домик для прислуги, кухня, каретный сарай и амбар, ледник, конюшня, кладовая и сарай. Все строение кирпичное, покрыто черепицей, вокруг оное обнесено каменной стеной».
Так выглядело здание, когда хозяином в нем был таврический губернатор Александр Николаевич Баранов
В доме жили все губернаторы, начиная с Д. Б. Мертваго, исключая А. М. Бороздина и Д. В. Нарышкина, у которых были загородные имения.
В 1831 году началась переписка касательно постройки нового дома. Дело было поручено талантливому зодчему, титулярному советнику Ивану Федоровичу Колодину, под чьим надзором уже был осуществлен ряд важных построек Симферополя, в том числе Александро-Невский кафедральный собор, странноприимный дом Таранова-Белозерова, губернские присутственные места.
В феврале—марте 1832 года старое здание было снесено, а к середине 1835 года построено новое — «длиной 13 сажен, шириной — 11 1/3, вышиною от фундамента — 5 1/3 сажени». В нем отразилось характерное для И. Колодина стремление к ясности и гармоничности архитектурных форм. Член Российской Академии наук А. Н. Демидов, путешествовавший по Крыму в 1837 году, отмечал, что «губернский дом, прекраснейшее здание в целом городе, находится в самом веселом квартале, перед ним красуется вновь возведенный общественный сад, простирающийся до речки Салгира». В таком виде здание дошло до нас. Только в 1891 году к нему пристроили балкон на чугунных столбах.
В 1837 году здесь на ужине у губернатора М. М. Муромцева встречались В. А. Жуковский и декабрист А. Н. Муравьев, пела В. А. Башмакова, внучка А. В. Суворова (ее муж был предводителем таврического дворянства, братом участника восстания Черниговского полка Ф. М. Башмакова, сосланного в Сибирь). Бывал и Николай II — в апреле 1912 года проводил торжественный прием.
В
После Февральской революции здесь был Народный дом, где размещались губернский общественный комитет, редакция газеты «Прибой», городской Совет рабочих и солдатских депутатов, комитеты партийных и профсоюзных организаций. В 1918 году — губернский комиссариат труда. В этом же году здесь состоялся первый губернский съезд профсоюзов. С 22 ноября
На здании — четыре мемориальные доски, но чтобы увековечить все состоявшиеся в нем исторические, важные события, на фасаде не хватит места.
Ныне здесь работает Крымский республиканский институт последипломного педагогического образования.
Владимир Широков, «Крымские известия»
Читайте также: