Памятник Екатерине II в Симферополе

Бронзовая статуя Екатерины Великой, стараниями которой полуостров был принят «под державу Российскую», появилась на аллее городского сада крымской столицы сто двадцать лет назад, 18 октября 1890 года. Сейчас в Центральном парке культуры и отдыха Симферополя чуть в стороне от места, где стоял памятник, находится закладной камень, установленный три года назад и извещающий, что монумент императрице будет возрождён. Но когда это произойдёт и произойдёт ли вообще, сказать трудно: на расчётный счёт по сбору пожертвований на восстановление памятника поступило лишь около семи тысяч гривен при необходимых более полутора миллионах.

Памятник Екатерине II в Симферополе

Народный сбор средств на установку памятника — явление старое. Сто с лишним лет назад деньги на увековечение памяти императрицы в Симферополе собирались таким же способом.

— Решение о сооружении памятника Екатерине II принято Симферопольской городской думой в 1882 году не случайно, — рассказывает крымский краевед Владимир Гуркович. — Приближался столетний юбилей присоединения Крыма к России. Екатерина Алексеевна памятник в губернском городе безусловно заслужила многими своими великими свершениями, в частности тем, что Симферополь был создан по её повелению.

Симферопольская городская дума тогда выразила «совершенное согласие» с предводителем Симферопольского дворянства Василием Поповым, обратившимся к Таврическому губернатору Андрею Всеволожскому с предложением воздвигнуть памятник Екатерине Великой. Василий Попов, как и губернатор, пожертвовал на сооружение памятника немало собственных средств. Для сбора остальных денег решено было обложить дворянские земли на три года начиная с 1883-го налогом по полкопейки с десятины. Ну а после получения разрешения на памятник от императора Александра III объявлен уже Всероссийский сбор средств. На конкурс, проводимый Императорской Академией художеств, было представлено одиннадцать проектов. Первое место и премию в тысячу рублей получил проект «Могущество» (его, как выяснилось позже, создал профессор-скульптор А. Фон-Бок). Второе место и пятьсот рублей достались работе профессора-скульптора Н. Лаврецкого «Что ни говори, а правда нужна», третье место и двести пятьдесят рублей получил академик-скульптор М. Чижов, автор работы «Москва». И появился бы в столице Таврической губернии памятник «Могущество», не вмешайся император.

Памятник Екатерине II в Симферополе
— Александр III, — продолжает Владимир Гуркович, — осмотрев работы победителей, выбрал проект Николая Лаврецкого. Памятник представлял собой многофигурную композицию, доминантой которой была бронзовая статуя Екатерины II на постаменте из финского гранита. Екатерина II держала скипетр в правой руке и опиралась на колонну, где лежала развёрнутая карта Крыма, левая рука её была простёрта к городу. Ниже фигуры императрицы находились скульптуры Григория Потёмкина-Таврического и Василия Долгорукова-Крымского, а по бокам постамента — бюсты полководца Александра Суворова и Якова Булгакова, посланника России в Османской империи, приложившего немало усилий для признания Стамбулом вхождения Крыма в состав Российской Империи. Сзади на барельефе — аллегорическое изображение встречи императрицы в Крыму в 1787 году, под ним подпись: «Таврическое дворянство при участии всея России, в память столетия присоединения Крыма 1783–1883». На переднем плане постамента — мемориальная надпись: «Екатерине II в царствование Александра III».

Стоимость монумента определяли в девяносто две тысячи рублей. Торжественная закладка состоялась в день столетней годовщины присоединения Крыма к России — 8 апреля 1883 года. После полудня от Кафедрального собора Александра Невского крестным ходом тысячи симферопольцев двинулись в городской сад. В землю на месте будущего памятника вложили бронзовый ларец с серебряными и золотыми монетами времён Екатерины (его судьба после сноса монумента осталась неизвестной. — Ред.). Примечательно, что вкладывал ларец кади-эскер, представитель высшего мусульманского духовенства, в знак того, что сто лет назад крымскотатарская знать приравнивалась в правах к российскому дворянству, все крымские татары освобождались от крепостной зависимости и воинской повинности, а религиозные чувства мусульман Крыма становились такими же уважаемыми, как христианские. После прочтения кади-эскером татарской молитвы прозвучал гимн империи «Боже, Царя храни».

Появление императрицы в городском саду стало одной из главных забот предводителей дворянства: после Василия Попова работы контролировал Вивиан Олива. Сооружение монумента длилось семь с половиной лет. Восемнадцатого октября 1890 года в Кафедральном соборе Александра Невского вновь служили божественную литургию, затем крестный ход направился в городской сад, на одной из аллей которого вознеслась над городом бронзовая фигура Екатерины Великой. «Сердечно радуюсь открытию памятника императрице Екатерине в присоединенной в Ея царствование цветущей части нашего доброго Отечества; благодарю дворян и мурз за выраженные мне чувства», — писал в телеграмме в Тавриду император Александр III.

Памятник Екатерине II и её сподвижникам украшал Симферополь три десятилетия. Впервые бронзовую императрицу «низвергли с пьедестала» 1 мая 1919 года по распоряжению Симферопольского военно-революционного комитета. Но уже в июне, когда полуостров был вновь захвачен белогвардейцами, заговорили о восстановлении монумента. Тогдашний Таврический губернатор Николай Татищев не возражал, и заботы по восстановлению памятника (он сохранился) взяла на себя Таврическая учёная архивная комиссия. Средства, около трёх тысяч рублей, опять собирали среди крымчан всех национальностей. Сдавали охотно. Первого декабря 1919 года монумент императрицы и её сподвижников вновь украсил аллею городского сада. На этот раз всего на год и пять месяцев, до окончательного утверждения в Крыму Советской власти.

Первого мая 1921 года фигуры с монумента навсегда покинули пьедестал, отправившись во двор городского художественного музея. Чтобы место не пустовало, из арматуры, гипса и цемента соорудили новых героев: символического пролетария, разбивающего буржуазные оковы вокруг земного шара, и бюсты Карла Маркса, Фридриха Энгельса, Владимира Ленина. Посвятительную надпись на пьедестале заменили строкой из Интернационала: «Добьёмся мы освобожденья своею собственной рукой». Первоначально новый памятник именовали громоздко: «Освобождение Крыма как этап борьбы за торжество мирового пролетариата», потом — проще: памятник Свободы.

За год до начала Великой Отечественной фигуру рабочего и земной шар убрали, пьедестал разобрали. На его месте по проекту скульптора Матвея Манизера появился новый постамент, стилизованный под башню броневика, для памятника Ленину. Во время оккупации города фашисты разрушили статую Ленина, тогда же исчезла и статуя Екатерины, хранившаяся на заднем дворе художественного музея. По одной из версий, гитлеровцы вывезли скульптуры в Германию на переплавку. Летом 1944 года на пустующий постамент установили небольшую скульптуру Владимира Ильича. Но так как она плохо сочеталась с постаментом, да и новый памятник Ленину и Сталину вскоре появился в горсаду, фигуру убрали, постамент снесли. На месте бывших памятников устроили фонтан, от которого теперь один бассейн и остался.

О возрождении памятника Екатерине Великой заговорили ещё в девяностых годах прошлого века, но в отличие от восстанавливаемого Кафедрального собора Александра Невского императрице и сподвижникам не везёт. То кто-то выступает против памятника, то выясняется, что его описание сохранилось только в книгах и фото. То появляется надежда, что памятник в годы войны всё-таки где-то в городе закопали, надо только найти и реставрировать, то банально не хватает денег. Императрица и сподвижники продолжают ожидать возвращения в бывший губернский город. Может, к 2013 году, 230-летию принятия Крыма «под державу Российскую», им повезёт? Монументы императрице давно восстановлены в Севастополе и Одессе. Или всё-таки с исторической точки зрения великие деятели «эпохи, примечания достойной» симферопольцам и властям города просто не нужны?

Наталья Пупкова, «Крымская Правда»

Читайте также:

Популярные сообщения из этого блога

Черноморский рапан: что это такое и как его есть (рецепт с фото)

Симеиз — крымский гей-курорт

Софья Перовская: история казненной революционерки