Потомственный крымчанин, он рано остался без отца и подростком вынужден был зарабатывать на жизнь, разгружая вагоны с углем и кирпичом. Вместе с
Но, увы, никакой поддержки от государства не последовало, и учиться живописи стало невозможно. После окончания школы Исаев работал чернорабочим, затем поступил на архитектурный факультет Ленинградского градостроительного института. Он окончил его за четыре года до войны и блестяще защитил дипломный проект. Эта работа свидетельствовала о несомненном даровании Бориса Михайловича — диплом представлял собой уникальный по тем временам замысел постройки киногородка в Байдарской долине, планы создания которого тогда вынашивало советское правительство, дабы посрамить Голливуд.
Проект кинотеатра «Симферополь» возник в конце тридцатых годов. В здании планировалось разместить современный синематограф на два зала — с буфетной комнатой, большим вестибюлем и площадкой перед зданием, где смогли бы гулять влюбленные пары. Кстати, россказни о том, что в свое время в здании собирались устроить крымскотатарский театр, — не более чем слухи: особняк был изначально предназначен для «самого важнейшего из искусств».
Война прервала работу над этим проектом, а в 1944 году в здание попала бомба, причинив ему значительный ущерб. После победы возведение кинотеатра стало едва ли не всенародной стройкой — коллективы многих городских предприятий трудились на его восстановлении. Деньги на постройку выделил «Облкинопрокат». Первый сеанс состоялся 50 лет назад, 1 апреля 1956 года.
Борис Михайлович плодотворно работал более полувека: его творения есть в Балаклаве, Алуште, Ев-патории, Ялте и, конечно, Симферополе — здесь он спроектировал
А в конце
К счастью, и архитектор, и кинотеатр все-таки дожили до лучших времен. Борису Исаеву присвоили звание заслуженного архитектора Автономной Республики Крым и дали пожизненную президентскую стипендию в дополнение к пенсии. Дом кино реставрировали и включили в государственный реестр архитектурных памятников Крыма.
В январе 2005-го престарелый архитектор вспоминал о соборе Александра Невского, который был взорван большевиками:
Храм поражал своим великолепием. Сюда съезжались люди со всей России. Помню звучащий здесь голос Шаляпина и других артистов, исполнявших церковные песнопения. В храме была замечательная акустика. Дивный звон большого колокола разносился окрест и был слышен во многих селах Симферопольского района. Душа ликует в ожидании того момента, когда вновь услышу колокольный звон главной святыни Крыма. Надеюсь, Господь даст мне, девяностошестилетнему, дожить до этого радостного момента.Но мечтам не суждено было сбыться — в марте 2006 года Борис Исаев скончался, не дожив всего три года до своего столетнего юбилея.
Екатерина Бородкина, «События»
Читайте также: