Поселок городского типа Октябрьское
Регион: Крым
Район: Красногвардейский
Местный совет: Октябрьский поселковый совет
Поселковый голова: Грабован Василий Иванович
Прежнее название: Бююк-Онлар (до 1944 года)
Население: 11 100 человек (2006 г.)
Телефонный код: 06556
Почтовый индекс: 97060
Нет, увы, возврата нет, просто поезжайте в Октябрьское и окунитесь в свои юность и детство. Пройдитесь его улицами, пообщайтесь со стариками, многие из которых окажутся в прошлом военными авиаторами — шутка ли, с 1955 года в посёлке базировалась крупная база самолётов-ракетоносцев. От ветеранов — отцов неба, как они себя в шутку иногда называют, — узнаете столько! Но все неизбежно приговаривают: мол, я лично чего-то не помню, не знаю, сходите в наш музей, к Алексею Гирнику.
И вот мы беседуем с Алексеем Петровичем. Музей — в старом здании послевоенной постройки — поражает с самого входа. Своей продуманностью и ярким авиационным колоритом он может быть образцом для подражания. И ещё ярким примером того, как надо создавать современные музеи: всё в нём вызывает эмоции, оттого и хорошо запоминается — будь то фотография совершенно незнакомого человека, или документ, или экспонат. Уже то, что воссоздано по крупицам — например, типичный стол в лётной столовой или костюмы лётчика и техника, даёт мощный импульс для воображения. И ещё — ностальгию по тем самым советским временам, временам лейтенантской молодости: обедал за таким же столом в такой же столовой, носил такую же форму. Авиация, авиация, молодость моя. Улыбается Алексей Гирник и рассказывает об истории полка.
Образован
После войны полк успешно освоил реактивную авиацию — самолёты Ил-28 и Ту-16, а в
Музей является и своеобразным клубом общения ветеранов авиации, а также магнитом, притягивающим школьников. Воспитанники всех трёх поселковых школ и ребята из других сёл Красногвардейского района постоянно бывают в его зале. Постепенно выкристаллизовался актив — Алёна Гервасий и Евгения Беспалько, ставшие экскурсоводами и оформителями. Интересно, что девчонки быстро разобрались во всей специфике авиационной службы и военной премудрости вообще и сейчас ведут активную поисковую и музейную работу. В создании музея много помогали Владимир Азаркевич и Пётр Жеребятьев, стараниями которых многие экспонаты работоспособны, как и положено в авиации. «Особая благодарность ветеранам, сохранившим различные предметы и вещи авиаторов, особенно Виктору Гаврилюку, сберёгшему фотоархив полка», — благодарит директор общественного музея. И отмечает, что без помощи совета ветеранов авиаполка под руководством Валерия Петрищева и творческих споров с хорошо осведомлённым ветераном Григорием Федем многое в музее было бы не так, как есть.
Впервые о деревне Биюк-Онлар упоминается в ордере князя Потёмкина, который отвёл своему секретарю Василию Степановичу Попову «в вечное и потомственное владение» окрестные земли. Во второй половине девятнадцатого века здесь была небольшая деревенька, всего в дюжину домов, поэтому, вероятно, и прижилось название: Биюк-Онлар означает «больше десяти». Исключительную роль в истории поселения сыграла железная дорога — с 1870 года в полутора километрах от деревни началось строительство станции и посёлка.
В Биюк-Онларе и округе сооружались артезианские колодцы и мельницы, славились биюк-онларские ярмарки. «Дав своё имя железнодорожной станции, деревня ещё некоторое время играла самостоятельную роль, пока 16 января
Советский период обозначен в истории деревни коллективизацией, развитием хозяйств, созданием партизанского отряда и немецко-румынской оккупацией и переименованием в августе сорок пятого. Кстати, после гражданской войны Биюк-Онларский район был ещё и так называемым национальным — немецким. Немцы, признавшие советскую власть, продолжали жить своими колониями и своими хозяйствами, дети ходили в школы с преподаванием на немецком языке; все вопросы решали сообща. На полуострове официально образовалось два немецких района — Биюк-Онларский и соседний Тельмановский (ныне Красногвардейский). Уровень жизни немецкого населения был гораздо выше, чем в других национальных группах, поэтому грянувшая коллективизация, а за ней и массовое раскулачивание коснулись прежде всего немецких хозяйств. А в первые месяцы Великой Отечественной крымские немцы познали ещё и горечь выселения из родных мест.
После войны в Октябрьском отмечается постепенная нормализация, а затем и рост хозяйственной и общественной жизни. В посёлке созданы и работают три школы (в том числе с крымскотатарским языком обучения), три детсада, музыкальная школа, районная больница и поликлиника, Дом культуры, две библиотеки, центр детского и юношеского творчества, многочисленные магазины и объекты бытового обслуживания. Определённую известность имеет винзавод с одним из первых в Крыму коньячных цехов.
Конечно, не всё в жизни посёлка практически в самом центре Крымского полуострова хорошо и гладко. Проблем хватает, но люди, живущие в Октябрьском, не привыкли сидеть сложа руки и ждать бюджетного счастья. Оттого и самодеятельные субботники, предприимчивость в делах. Но есть такая сфера, которая потенциально очень ёмкая, но, увы, очень зависящая от бюджетных вливаний. Это — внешкольное воспитание детей. В центре детско-юношеского творчества работают пятнадцать различных кружков, объединяя несколько сотен школьников. Но в самом здании центра, требующем ремонта, заниматься нельзя: одна комиссия признала его аварийным, другая, более тщательно исследовав, работу кружков разрешила, но строку о необходимом ремонте оставила. А дело всё в злополучной трещине, пронизавшей стену сооружения. Когда она была небольшая, средств на заделку не нашлось. А сейчас — «ударим решением комиссии по ремонту!», но лучше бы выделили небольшие в принципе средства для ремонта, считают жители посёлка. Они-то прекрасно понимают, что там занимаются их дети, собираются «отцы неба» — в здании находится и совет ветеранов. И уникальный музей тоже тут.
Издалека видна одна из достопримечательностей посёлка — огромный элеватор. Говорят, именно из-за него и железнодорожную станцию так назвали — Элеваторная. В сооружении, как и в канувших в Лету хлебных амбарах, хранится богатство окрестных хозяйств — зерно. Но иногда кажется, что здесь, в Октябрьском, в каком-то неизвестном измерении хранится потенциал намного богаче — люди. Живущие с детства до старости среди интереснейшей истории и неприметной, но своеобразной природы самого центра крымской степи. Надо только помнить об этом. И таланты не заставят себя ждать своими проявлениями — будь то песня, танец или спортивный рекорд, стремительный полёт в стратосфере или тишина музейного зала.
Сергей Ткаченко, «Крымская Правда»