1 декабря 2007 г.

Улицы Симферополя занесенные в Красную книгу

Перечень названий улиц и переулков Симферополя, теперь уже не подлежащих переименованию:

Улицы:

Толстого (основана в 1883 году)
Севастопольская (1887)
Турецкая (1891)
Караимская (1891)
Казанская
Мало-Фонтанная
Гоголя
Петровская балка
Жуковского
Аксаковская
Артиллерийская
Бахчисарайская
Братская
Заводская
Кондукторская
Крымская
Менделеевская
Русская
Речная
Ремесленная
Тамбовская
Училищная
Тургенева
Эстонская


Переулки:

Серова (основан в 1883 году)
Боковой
Багажный
Большой
Вокзальный
Бондарный
Грузовой
Верхний
Колодезный
Курьерский
Круглый
Крымчакский
Ломанный
Малый
Нагорный
Обходной
Степной
Скифский
Тихий
Фабричный

29 ноября 2007 г.

Все музеи Крыма

Крымские музеи


Музеи Симферополя
  • краеведческий музей, ул. Гоголя, 14. Тел.: 25-25-11
  • этнографический музей, ул. Пушкина, 18. Тел.: 25-52-23
  • художественный музей, ул. К. Либкнехта, 35. Тел.: 27-54-04

Музеи Севастополя
  • художественный музей, пр. Нахимова, 9. Тел.: (0692) 54-03-67
  • музей героической обороны и освобождения Севастополя, Исторический бульвар. Тел.: (0692) 54-29-26
  • Владимирский собор, Центральный городской холм. Тел.: (0692) 52-35-31
  • панорама, Исторический бульвар. Тел.: (0692) 54-40-31
  • диорама, Сапун-гора. Тел.: (0692) 54-45-93
  • оборонительная башня Малахова кургана, Малахов курган. Тел.: (0692) 36-67-51
  • музей подпольщиков, ул. Ревякина, 46. Тел.: (0692) 36-65-60
  • заповедник "Херсонес Таврический", ул. Древняя. Тел.: (0692) 55-02-78
  • военно-исторический музей Черноморского флота, ул. Ленина, 11. Тел.: (0692) 54-03-92

Музеи Ялты
  • историко-литературный музей, ул. Пушкинская, 5-а. Тел.: (0654) 32-30-65
  • дом-музей А.П. Чехова, ул. Кирова, 112. Тел.: (0654) 32-50-42
  • музей Леси Украинки, ул. Екатерининская, 8. Тел.: (0654) 32-55-25
  • дом-музей Н.З. Бирюкова, ул. Красноармейская, 1-а. Тел.: (0654) 32-36-76
  • Воронцовский дворец. Тел.: (0654) 72-29-51
  • Массандровский дворец. Тел.: (0654) 32-17-28
  • Ливадийский дворец. Тел.: (0654) 31-55-79

Музеи Алушты
  • краеведческий музей, ул. Ленина, 8. Тел.: (06560) 3-02-70
  • музей И.С. Шмелева, ул. Набережная, 2. Тел.: (06560) 3-05-70
  • литературно-мемориальный музей С.Н. Сергеева-Ценского, ул. Сергеева-Ценского, 5. Тел.: (06560) 3-06-64
  • дом-музей А.Н. Бекетова, ул. Комсомольская, 4. Тел.: (06560) 3-50-43

Музеи Керчи
  • картинная галерея, ул. Театральная, 36. Тел.: (06561) 2-20-86
  • этнографический музей "Быт Керчи", ул. Бувина, 7. Тел.: (06561) 5-30-93
  • историко-культурный заповедник, ул. Свердлова, 7. Тел.: (06561) 2-04-75
  • "Аджимушкайские каменоломни", пос. Аджимушкай. Тел.: (06561) 5-40-01
  • Царский курган, пос. Аджимушкай. Тел.: (06561) 5-47-13
  • музей Эльтигенского десанта, пос. Героевское.

Музеи Бахчисарая
  • историко-култьурный заповедник, ул. Речная, 133. Тел.: (06554) 4-28-81
  • музей археологии и пещерных городов. Тел.: (06554) 4-28-81

Музеи Гурзуфа
  • филиал дом-музея А.П. Чехова. Тел.: (0654) 36-30-05
  • музей Пушкина. Тел.: (0654) 36-38-76

Музеи Феодосии
  • картинная галерея им. И.К. Айвазовского, ул. Галерейная, 2. Тел.: (06562) 3-09-29
  • литературно-мемориальный музей А.С. Грина, ул. Галерейная, 10. Тел.: (06562) 3-13-09
  • краеведческий музей, пр. Ленина, 11. Тел.: (06562) 3-02-77
  • музей сестер Цветаевых, ул. Куйбышева,12. Тел.: (06562) 3-65-06
  • дом-музей М.А. Волошина, Коктебель, Набережная. Тел.: (06562) 3-65-06
  • литературно-художественный музей, Старый Крым, ул. К. Либкнехта, 22. Тел.: (06555) 2-12-44
  • мемориальный дом-музей А.С. Грина, Старый Крым, ул. К. Либкнехта, 22. Тел.: (06555) 2-12-44

Музеи Евпатории
  • краеведческий музей, ул. Дувановская, 11/2. Тел.: (06569) 6-27-27

Отец Никандр — настоятель Свято-Георгиевского монастыря

С 1890 года огромный объем работы был проделан настоятелем отцом Никандром по благоустройству монастыря.

Настоятель Георгиевского монастыря – отец Никандр прибыл на Фиолент с крайнего севера из обители преподобного Трифона печенежского,близ норвежской границы, где он был настоятелем восстанавливающегося монастыря. В 1890 году отец Никандр был возведен в сан игумена и в ноябре того же года переведен настоятелем Георгиевского Балаклавского монастыря. С первых же дней своего управления этой обителью, отец Никандр с любовью и ревностью приступил к ее благоустройству. Все хлопоты по устройству празднования 1000-летия монастыря принадлежат ему; в память этого 1000-летия был издан роскошный альбом 12 видов монастыря, с кратким описанием в количестве 1000 экземпляров. Из-за небольшого тиража альбом в продажу не поступал, а был роздан разным, преимущественно высокопоставленным и состоятельным лицам, которые платили за него , кто сколько хотел в пользу монастыря. Стараниями отца Никандра были отделаны и мебелированы 36 номеров в зданиях для посетителей. Монастырский двор замощен, до самого морского берега была проведена новая дорога, а для пешеходов сооружены новые каменные ступени, на монастырских площадках разбивается парк и тенистые аллеи По идее и стараниями отца Никандра, на Скале Святого явления высечены ступени, чтобы удобнее было всходить на скалу, водружен Честный Крест Господня и была помещена копия явленной иконы святого великомученика Георгия, по сторонам же сделаны надписи о явлении святого Георгия и о чудесном избавлении мореплавателей. Для удобства пути, с горы к морю проложена была дорога, по которой можно было проехать на лошади, а для пешеходов сделаны были дополнительные лестницы. Все эти преобразования сделаны на скудные, но умело, употребленные средства.

Монахи готовились отметить тысячелетний юбилей обители. Несмотря на то, что Таврическая Духовная Консистория не утвердила программу торжества тысячелетия, из-за отсутствия научных обоснований даты, новый настоятель воодушевленно начал подготовку к празднованию юбилея. В монастырь стали поступать многочисленные пожертвования. Осматривая территорию монастыря, Никандр обратил внимание на полузасыпанную пещеру в горе позади храма Святого Георгия и, узнав от монахов, что это «остатки древней пещерной церкви, которая существовала от времен Апостольских», приказал очистить ее от камней и разного мусора. Во время работ в одном углу у стенки под большим камнем нашли 75 древних серебряных мелких монет «неизвестного происхождения и времени». Монеты были разостланы в Таврическую Архивную комиссию, в один из музеев Санкт-Петербурга, еще десять монет послали управляющему канцелярией Святейшего Синода. Никандр вызвал епархального архитектора, который осмотрел «оную церковь, может ли она быть восстановлена в том виде, в каком существовала прежде, без опасности для жизни богомольцев». Проект воссоздания церкви был разработан так, чтобы осуществить внутри лишь реставрацию пещерного храма, а «снаружи же… должен быть исполнен в византийском вкусе». Всего на террасах монастыря обнаружено три пещерных храма. В настоящее время, к сожалению, самые древние пещерные церкви, положившие начало Георгиевскому монастырю, засыпаны и забыты, исследования в этих местах не проводятся. Пещерную церковь, обнаруженную Никандром, отстроили по проекту архитекторов Чагина Н.М. и Фельдмана В.А. Это были довольно известные в то время архитекторы.

22 ноября 2007 г.

Свято-Георгиевский монастырь времен Крымской войны

Говоря о Свято-Георгиевском монастыре, нельзя обойти вниманием пережитый монастырем плен во время Крымской войны 1854-1855 годов.

Нараставшая мощь России, ее стремление выйти к Средиземному морю не могли не вызвать опасения у Турции, которую поддерживали Англия и Франция. В 1853 году началась война, получившая название Крымской, так как основные военные действия велись у Севастополя – оплота Черноморского флота России, хотя в целом война велась от Камчатки до Средиземного моря.

Это один из немногих в истории случаев пленения целого монастыря. Инокам было запрещено в течение года и 11 месяцев выходить за ограду монастыря, но службы не прекращались. Плененные французами монахи молились за победу русского оружия. Старцы, отрекшиеся от сует мира, в течение двух лет поднимались и ложились спать под грохот орудий. Их было 12 человек, другие, находящиеся на кораблях, принимали участие в защите Севастополя. Французы заняли две монастырские гостиницы под госпиталь и жилье командования союзных войск. Третье здание использовалось под телеграфную станцию, связывавшую подводным кабелем командование войсками через Варну с Лондоном и Парижем. Неприятель разорил монастырский хутор, уничтожил сад и виноградники, увезены были древние иконы.

Одна из них в 1868 году была куплена в Висбадене флигель адъютантом гвардии полковником П.Н. Толстым и возвращена в Россию, а затем в монастырь.

В одной из гостиниц, где неприятель разместил свой госпиталь, в котором работала знаменитая Флоренс Найтингейл, одна из первых сестер милосердия. После Крымской кампании «Покои, в которых жила в монастыре… мисс Флоренс Найтингейл, охотно показываются привратником, потому что память этой леди почтительно охраняется; их предоставляют для ночлега богомольцам и иностранцам», утверждал путешественник Тельфер в 1874 году.

Монахи Георгиевского монастыря молились за победу русского оружия над супостатом, а иной раз на службу приходили французы и англичане поставить свечку за победный исход наступления на Севастопольские бастионы, где сражались приписанные к кораблям монахи.

Так история хранит имя монаха Иоанникея Савинова, или как его называли моряки «Аника-воин». Он пережил с защитниками Севастополя всю тяжесть осады: везде помогал, утешал и принимал последний вздох умирающих. Не раз его пытались отправить с передовых позиций в госпиталь, но он не соглашался говоря: «Мое место там, где утешают в страданиях и приготовляются к смерти». История Севастопольской обороны хранит такой эпизод. «Четыре роты моряков защищали Камчатский люнет 11 марта 1854 года до поздней ночи, перейдя в наступление и захватив рубежи французов, моряки начали рукопашный бой. Наши били французов прикладами, заваливали их в траншеях землей, камнями, турами. Ужасная резня доходила до крайних пределов. Французы стали подтягивать к месту боя свежие силы. Нашим приходилось плохо. «Вдруг выглянула луна, спрятавшаяся было за тучу. Среди страшного боя раздалось громкое пение тропаря: «Спаси, Господи, люди Твоя и благослови достояние Твое, победы благоверному императору нашему на сопротивныя даруя …» Иеромонах Иоанникий в епитрахили, с высоко поднятым в руке крестом, торжественно воспевал молитву, не обращая внимания на носившуюся кругом смерть.

Солдаты, вдохновляемые словами молитвы, не думали об отступлении. Они слышали пение, видели перед собою бесстрашного монаха с крестом в руках и восторженно стремились вперед.

Как мог иеромонах занимался раненными, стоя на коленях под огнем он перевязывал их и говорил святые слова утешения. В бою на Камчатском люнете пуля, пущенная в него, оторвала нижнюю часть его креста и контузила отважного монаха, но, несмотря на все уговоры, он не захотел отправляться в госпиталь. Таких вот удивительных монахов готовил на флот Флотский Георгиевский монастырь. После заключения мира и снятия осады флотские священники и монастырская братия были награждены медалями «За защиту Севастополя», «В память войны 1853-1856 гг.», а также специально учрежденной наградой для духовенства – наперсным крестом на Владимирской ленте «В память войны 1853-1856гг.», с надписью на кресте: «На Тя, Господи, уповахом, да не постыдимся во веки».

20 ноября 2007 г.

Флот и Свято-Георгиевский монастырь

Флот и Свято-Георгиевский монастырь всегда были неразрывно связаны, но в былые времена главенствовал монастырь. Судьба одного из основоположников Черноморского флота адмирала М.П. Лазарева тоже вплетена в историю монастыря.

Побывав в нем однажды, он пленился неповторимой красотой местности, покоем и тишиной обители. Адмиралу нравилось отдыхать на ее территории и для него построили небольшой двухэтажный дом, «с флигелем, из дикого камня на известковом растворе, длиной шесть сажен, шириной пять сажен, покрыт был черепицей. В доме имелась русская и две голландские печи. Полы во флигеле и комнатах напоминали палубу корабля, были из некрашеных досок, комнаты оштукатурены и побелены известью». За годы управления Михаила Петровича Лазарева было построено свыше 110 боевых и вспомогательных кораблей. Его артиллерия, которая вместо ядер использовала бомбы, широко была принята на вооружение Черноморского флота, ранее, чем за границей. Именно он предложил использовать отечественный уголь будущего Донбасса и установил его преимущество перед импортным. Ему принадлежит разработка плана непрерывной огневой поддержки высаживаемых войск, предварительной тренировки моряков, тщательная подготовка которых позволяла добиваться успеха при небольших потерях при обороне Севастополя в Крымской войне. Он умер до ее начала 11 апреля 1851 года от рака желудка, похоронили адмирала во Владимирском соборе Севастополя. Героями обороны Севастополя стали адмиралы, лазаревцы – Нахимов, Корнилов и другие, кому он передал свои знания, умение и непоколебимый морской дух.

Сейчас от дома адмирала остались одни развалины. До 1985 года в нем еще жили семьи мичманов, постепенно их отселили в городские квартиры, дом не ремонтировался и разрушился, каждый посетитель пляжа «Яшмовый», спускаясь по лестнице, проходит мимо этих печальных развалин. Земля, на которой он стоит, принадлежит монастырю, и когда у монахов дойдут руки до восстановления здания никто сказать не может, пока все их силы брошены на восстановление храма Святого Георгия.

Недалеко от дома адмирала бьет источник Святого Георгия. В октябре 1846 года за счет пожертвований купца из Карасубазара Иакова Гущина облагородили оформление источника. Стена источника выложена серо-зеленым гранитом. Из этого же материала сделан бассейн, в который стекает монастырская водица, и небольшая памятная доска, со стершейся надписью, некогда напоминавшей о благодеяниях купца: «Помощею десницы господней обновлен источник сей Карасубазарским купцом Иаковомъ Гущиным с сыновьями его. Пожертвованием MCXXX рублей 1846, октября месяца».

Портик вырублен из крымбальского известняка с двумя трехчетвертными колоннами из Балаклавского мраморовидного известняка. Над источником вмонтировано мраморное изображение покровителя монастыря – Георгия Победоносца, верхом на коне поражающего копьем змея. Немного ниже источника Святого Георгия в 1912 году построили бассейн для сбора воды на полив фруктовых деревьев. На склоне был разбит сад и виноградник, некоторые деревья – инжир, сливы родят и до сих пор. Почти сто лет славился монастырский источник, в 1862 году архимандрит Никон так писал о нем: «В одном из контрфорсов устроен усердием купца Гущина, превосходный фонтан с двумя источниками; один, с восточной стороны, вытекает из под церквей: Георгиевской и Димитриевской, а другой с западной стороны, из под братских корпусов. Вода их, по общему признанию, самая лучшая из всего Крыма»

Кто и когда посещал Свято-Георгиевский монастырь

10 сентября 1837 года монастырь посетили Николай I с императрицей Александрой Федоровной и наследником Великим князем Александром Николаевичем и Великою княжною Марией Николаевной. Воспользовавшись посещением монарха, митрополит Агафангел обратился с ходатайством о помощи на восстановление и расширение обители и строительство нового храма. «Монастырь по своему прекрасному положению, исторической древности, есть место, посещаемое всеми путешественниками по Крыму, – пишет он, – из коих многие иностранцы, которые, видя такое разрушительное состояние монастыря, могут иметь самое невыгодное мнение насчет набожности русских». Деньги нашлись, и в 1850 году закончено строительство храма во имя Воздвижения Честнаго Животворящего Креста Господня. Проект храма создал архитектор В.А.Рулев.

Какое мнение сейчас сложится у посетителей Георгиевского монастыря, если Крестовоздвиженский храм находится во владении военных моряков, сначала в нем был устроен матросский клуб и библиотека, а теперь, из-за аварийного состояния он просто заколочен и пустует.

Время распорядилось так, что на территории действующей воинской части немым укором стоит полуразрушенная колокольня, часовня настоятеля митрополита Хрисанфа, умершего 17 февраля 1893 года, склеп севастопольской дворянки Анны Иваненко (1902 г.), а штаб гарнизона расположился в доме настоятеля монастыря, где когда-то была устроена церковь святого великомученика Димитрия Солунского, служившая домовой церковью настоятеля.

Не успела монашествующая братия построить большой соборный храм Вознесения Господня, в память 1000-летия монастыря и в «воспоминание о чудесном избавлении Государя Наследника Цесаревича от опасности в Японии», хотя отцом Никандром собрано было уже почти 70000 рублей, которые потерялись в революционных вихрях. Напоминанием об этом намерении братии монастыря служит закладной камень на верхней террасе, при освещении закладки которого 17 октября 1898 года присутствовал последний российский царь – Николай II с супругой. Последний раз Георгиевский монастырь Николай II посетил в 1915 году. В воспоминаниях об этом посещении говориться о внезапном появлении двух древних старцев, которые поклонились царю до земли, когда тот проходил мимо них. Схимники жили в пещерах под монастырем. Никто из монахов их никогда не видел, и о том, что они живы, знали только по тому, что оставляемая им пища к утру исчезала. Приезд царя в монастырь был внезапным, никто из братии не мог уведомить схимников. Это обстоятельство очень взволновало братию и навеяло нехорошие предчувствия. Сегодня, когда нам известна судьба последнего русского царя, думается, а не предвидели ли монахи-схимники его судьбу, и поклонились ему до самой земли как Великому страдальцу земли русской.

Александр I и Свято-Георгиевский монастырь

Дважды Свято-Георгиевский монастырь посещал император Александр I: в 1818 и в 1825 годах. Легенды рождаются и умирают. Но остается история. История российского государя Александра I, мечтавшего преобразовать, просветить Русь. Попытка эта практически ему не удалась.

Мечтая в юности с помощью реформ и тайных организаций совершить радикальные перемены в стране, последнее распоряжение в своей жизни он отдал об аресте выявленных членов тайной организации…(участников всем печально известных событий 14 декабря 1825 года) Жизненный круг замкнулся.

В народе Александра I называли «Благословенным», почему – объяснение можно найти в высказывании Державина: «Александр I на престоле остался человеком; в нем не было самомнения, самоуверенности, столь частых в его положении: он весь был сомнение и колебание. В области религии Александр I всю вторую половину жизни искал истины; отличаясь веротерпимостью, он с полным уважением относился и к православным монахам, особенно отшельникам, и к квакерам, и к католическим ксендзам, и ко всем сектантам. В области свободы гражданской он не уничтожил крепостного права, но первый положил конец распространению этого уродливого явления русской жизни и продолжал начатое отцом его вмешательство государственной власти в отношения между помещиками и крестьянами. В области свободы политической он в первую половину царствования искренне хотел дать ее русскому народу, во вторую только иногда говорил об этом; во всяком случае, он много содействовал развитию либеральных идей в России».
В последние годы Александр I тяготился бременем управления государством, искал утешения и успокоения в религии. Примерно в 1820 году у Александра I появляются признаки апатии. Он говорит о том, что снимет корону и уйдет в частную жизнь, подолгу путешествует по Европе, огромную роль в его жизни стала играть религия, а затем мистика.

20 октября 1825 года он прибыл в Крым, посетил крупные крымские города, в том числе и Балаклаву. Из Балаклавы император, одетый в легкий мундир, верхом поехал в Георгиевский монастырь. Дул осенний, пронизывающий ветер. После беседы с настоятелем, митрополитом Агафангелом Типальдо, Александр I продолжил путешествие дальше в Таганрог, а может не продолжил?... Неожиданно объявили о его смерти, якобы утром 19 ноября 1825 года, не приходя в сознание, он скончался. Ему еще не исполнилось 48 лет, и некоторые его странности в последние годы жизни, приверженность к мистицизму породили много слухов и тот , что не случайно заезжал он в Георгиевский монастырь, может стал он одним из его многочисленных схимников?... Может быть поэтому его близкий друг А.Н.Голицын в 1844 году завещал себя похоронить именно в Георгиевском монастыре?... До сих пор нет точных свидетельств о смерти Александра I, возможно с посохом в руке, в монашьей одежде прошел он через всю Россию и стал праведником в Томском монастыре. Много необъяснимых совпадений. Сибирский период праведного старца Федора – так его называли в Томском монастыре, явил всему миру святость этого человека. После смерти старца многочисленные паломники посещали его могилку и келию. Известно, что в 1891 году (год – празднования 1000-летия Свято-Георгиевского монастыря) во время своего пребывания в Томске могилу старца посетил и будущий Император-мученик Николай Александрович. Это является еще одним (хотя и косвенным) подтверждением того, в чем уверены многие Православные Томичи – старец Федор Кузьмич в своей прежней жизни был русским Царем Александром I Благословенным – победителем Наполеона. И в наши дни святой угодник Божий не оставляет тех, кто молитвенно призывает его помощь. Особенно явно эта помощь проявляется от святых мощей праведного старца, открыто почивающих в Богородице-Алексеевском монастыре Томска.

Достопримечательности Щелкино

Щёлкино – небольшой провинциальный городок в Ленинском районе Крыма на берегу Азовского моря у мыса Казантип. К слову, это самый молодой гор...