Херсонес. История
Сначала древние греки мучительно переходили от язычества к христианству, перестраивая свои представления о мироздании. Если в пору язычества человек, умирая, уходил во мрак от любимой жизни, то теперь он обретал царствие небесное. Если раньше, считалось, что праведная жизнь вознаграждается уже здесь на земле богатством, долголетием, обилием рода, сохранением памяти о добрых делах в почетных надписях и статуях, то христианство не обещает праведникам никаких земных благ, все это прах и суета, ибо эта жизнь лишь преддверие жизни вечной. В народе начался разброд и разногласия, что не устраивало римского императора с его претензией на мировое господство не только в умах и сердцах людей, а в целом в государстве, надо было сплотить силы. Так рождается не просто христианская религия, но и христианская церковь.
В первом веке по Рождестве Христовом посетил места обитания первых христиан Херсонеса апостол Андрей Первозванный. Составитель жития апостола Андрея Епифаний пишет, что не очень был доволен апостол Андрей херсонеситами, не увидел он в них света Христовой веры и в досаде обозвал их тугими на веру и лгунами. В Таврике апостол Андрей посещал центры языческого мира и места расселения первых христиан, которые, опасаясь расправы язычников, расселялись за городскими стенами древних городов. Многим в то время был известен храм Дианы и то, что в пещерах на мысе Фиолент живут последователи христианской веры. Поэтому именно на мыс Фиолент в первую очередь ступила нога апостола Андрея. А тем временем вслед за апостолом прибывали в Херсонес монахи-иконопочитатели.
Наш Херсонес отличался некой идейной устойчивостью, стремлением сохранить старые нравы и отеческих богов. Житие сообщает, что первым христианским миссионерам приходилось преодолевать большие трудности в деле обращения в истинную веру жителей Херсонеса.
В начале IV века Император посылает в Херсонес знаменитого проповедника Василия. В этом городе, по словам Жития, полном идолов и приносившем жертвы богам, христианский миссионер начал проповедовать такими словами: «Мужи граждане, не признавайте богами чтимых вами, а скорее – бесами, ведущими к погибели прилежащим к ним. Ибо един Бог на небесах, и словом и премудростью создавший все и всему даровавший жизнь Духом Своим. Итак, сего должно чтить Ему, служить и поклоняться, а не кому-либо иному».(39,108) Услышав это, «граждане совсем не сдержались, но тотчас обратились к поруганию и избиению праведника, лая на него подобно псам, и устремились растерзать его». После этого Василию ничего не оставалось делать, как спрятаться в местной пещере Парфенон (древнее название Фиолента). Не спасло Василия от расправы и совершенное им чудо. Далее Житие рассказывает, что у одного из первых людей города умер сын. Родители горько оплакивали его у гробницы. Во сне явился к ним сын и сказал, что напрасно молятся они своим богам, ибо они «камни и древесина немые», а возвратить его к жизни может только единый Бог живой, и надо им обратиться к посланнику его. Не отказав в просьбе родителям, Василий, отворив плиту гробницы, совершил таинство крещения и воскрес отрок. Обрадованные родители тотчас принимают крещение, но жители города остаются непоколебимы и, привязав святого за ноги, влекут его по улицам и площадям города, пока он не испустил дух.
Можно предположить, что христианская община Херсонеса находилась в сложных отношениях с остальной частью горожан, первым христианам приходилось жить далеко за стенами города в пещерах по побережью, где были устроены первые пещерные храмы.
Язычество еще долго держалось в быту и погребальном обряде херсонеситов. Провожая в мир иной, они по-прежнему вместе с крестом, на всякий случай, кладут и монету, чтобы было чем расплатиться, если все же придется переправляться через мрачные воды царства Аида. Укреплению позиций христианства в Крыму в VIII веках послужила волна монашеской эмиграции, захлестнувшая полуостров. В это время в Византии происходили грандиозные церковные смуты. К этому времени монастыри владели непомерными богатствами и многими землями. Четверть взрослого мужского населения Византии находилась во власти монастырей.
И снова двигателем развития человеческого общества становится передел собственности. Император Лев III (Исавра) заинтересованный в получении части церковной собственности, поддерживает требования некоторых церковных иерархов, выступивших против иконопочитания. Вечный девиз правителей: «Разделяй и властвуй». В 730 году он законодательно отменяет культ икон, такое решение позволило императору закрыть ряд монастырей, которые к этому моменту фактически вышли из под контроля государства, а также произвести опись огромных ценностей и земельных наделов. Особенно жестокими репрессии стали после прихода к власти императора Константина в 741 году и проведения иконоборнического собора в 754 году. Начались гонения на монахов иконопочитателей. Таврика становится убежищем не только ради телесной безопасности, но и ради духовного спасения живущих в ней полуязыческих, полухристианских людей. Херсонес в этот период становится одним из важнейших центров христианства в Таврике.
Посетил места обитания первых христиан Херсонеса апостол Андрей Первозванный. Составитель жития апостола Андрея Епифаний пишет, что не очень был доволен апостол Андрей херсонеситами, не увидел он в них света Христовой веры и в досаде обозвал их тугими на веру и лгунами. А тем временем вслед за апостолом прибывали в Херсонес монахи-иконопочитатели.
В первом веке по Рождестве Христовом посетил места обитания первых христиан Херсонеса апостол Андрей Первозванный. Составитель жития апостола Андрея Епифаний пишет, что не очень был доволен апостол Андрей херсонеситами, не увидел он в них света Христовой веры и в досаде обозвал их тугими на веру и лгунами. В Таврике апостол Андрей посещал центры языческого мира и места расселения первых христиан, которые, опасаясь расправы язычников, расселялись за городскими стенами древних городов. Многим в то время был известен храм Дианы и то, что в пещерах на мысе Фиолент живут последователи христианской веры. Поэтому именно на мыс Фиолент в первую очередь ступила нога апостола Андрея. А тем временем вслед за апостолом прибывали в Херсонес монахи-иконопочитатели.
Наш Херсонес отличался некой идейной устойчивостью, стремлением сохранить старые нравы и отеческих богов. Житие сообщает, что первым христианским миссионерам приходилось преодолевать большие трудности в деле обращения в истинную веру жителей Херсонеса.
В начале IV века Император посылает в Херсонес знаменитого проповедника Василия. В этом городе, по словам Жития, полном идолов и приносившем жертвы богам, христианский миссионер начал проповедовать такими словами: «Мужи граждане, не признавайте богами чтимых вами, а скорее – бесами, ведущими к погибели прилежащим к ним. Ибо един Бог на небесах, и словом и премудростью создавший все и всему даровавший жизнь Духом Своим. Итак, сего должно чтить Ему, служить и поклоняться, а не кому-либо иному».(39,108) Услышав это, «граждане совсем не сдержались, но тотчас обратились к поруганию и избиению праведника, лая на него подобно псам, и устремились растерзать его». После этого Василию ничего не оставалось делать, как спрятаться в местной пещере Парфенон (древнее название Фиолента). Не спасло Василия от расправы и совершенное им чудо. Далее Житие рассказывает, что у одного из первых людей города умер сын. Родители горько оплакивали его у гробницы. Во сне явился к ним сын и сказал, что напрасно молятся они своим богам, ибо они «камни и древесина немые», а возвратить его к жизни может только единый Бог живой, и надо им обратиться к посланнику его. Не отказав в просьбе родителям, Василий, отворив плиту гробницы, совершил таинство крещения и воскрес отрок. Обрадованные родители тотчас принимают крещение, но жители города остаются непоколебимы и, привязав святого за ноги, влекут его по улицам и площадям города, пока он не испустил дух.
Можно предположить, что христианская община Херсонеса находилась в сложных отношениях с остальной частью горожан, первым христианам приходилось жить далеко за стенами города в пещерах по побережью, где были устроены первые пещерные храмы.
Язычество еще долго держалось в быту и погребальном обряде херсонеситов. Провожая в мир иной, они по-прежнему вместе с крестом, на всякий случай, кладут и монету, чтобы было чем расплатиться, если все же придется переправляться через мрачные воды царства Аида. Укреплению позиций христианства в Крыму в VIII веках послужила волна монашеской эмиграции, захлестнувшая полуостров. В это время в Византии происходили грандиозные церковные смуты. К этому времени монастыри владели непомерными богатствами и многими землями. Четверть взрослого мужского населения Византии находилась во власти монастырей.
И снова двигателем развития человеческого общества становится передел собственности. Император Лев III (Исавра) заинтересованный в получении части церковной собственности, поддерживает требования некоторых церковных иерархов, выступивших против иконопочитания. Вечный девиз правителей: «Разделяй и властвуй». В 730 году он законодательно отменяет культ икон, такое решение позволило императору закрыть ряд монастырей, которые к этому моменту фактически вышли из под контроля государства, а также произвести опись огромных ценностей и земельных наделов. Особенно жестокими репрессии стали после прихода к власти императора Константина в 741 году и проведения иконоборнического собора в 754 году. Начались гонения на монахов иконопочитателей. Таврика становится убежищем не только ради телесной безопасности, но и ради духовного спасения живущих в ней полуязыческих, полухристианских людей. Херсонес в этот период становится одним из важнейших центров христианства в Таврике.
Посетил места обитания первых христиан Херсонеса апостол Андрей Первозванный. Составитель жития апостола Андрея Епифаний пишет, что не очень был доволен апостол Андрей херсонеситами, не увидел он в них света Христовой веры и в досаде обозвал их тугими на веру и лгунами. А тем временем вслед за апостолом прибывали в Херсонес монахи-иконопочитатели.