27 марта 2007 г.

Подземелья Евпатории: катакомбы, колодцы, тоннели

Древняя Евпатория напоминала «сухопутный айсберг», значительная часть которого до сих пор находится под землей. Речь идет о катакомбах, которые залегают на глубине 9 м.

Подземелье в Евпатории

Туда ведут вертикальные колодцы. Через каждые 50 м в тоннелях встречаются каменные сооружения, напоминающие дверные проемы. Это своеобразные перекрытия промежуточных колодцев, которые рыли через определенные расстояния по всей трассе. Через эти колодцы вынимали грунт, а по завершении строительства их закладывали снизу плитами перекрытия и камнями. Пол евпаторийских подземелий довольно ровный, на некоторых участках видны прямоугольные каменные плиты. Если поднять плиту, взору предстанет ниша, заполненная прозрачной водой, которая стекает из двух керамических труб, расположенных друг против друга. Трубы изготовлены из выжженной красной глины, между собой они соединены втулками, уложены в каменном канале, облиты известью и склеены специальным составом так, что практически невозможно оторвать трубу от поверхности. Вода по трубопроводу идет самотеком (в XVIII веке использовались также насосы на конной тяге).

До Второй мировой войны в подземный город нетрудно было попасть из множества мест Евпатории.

В конце 40-х — начале 50-х годов, когда город стал одной из ключевых военных баз СССР на побережье Черного моря, армейские саперы забетонировали большинство колодцев с тем, чтобы ими не могли воспользоваться диверсанты. Однако осталось несколько шахт, расположенных на территории частных домовладений.

Среди евпаторийцев распространено мнение, будто их «андеграунд» связан с расположенными в 9 км к северо-востоку от города Мамайскими каменоломнями, где осенью 1918 года укрывался большевистский отряд «Красные каски». Мы не можем ни подтвердить, ни опровергнуть это. Достоверно известно лишь то, что подземными ходами легко выйти от железнодорожной станции Евпатория товарная к Морскому вокзалу в центре города.

Дмитрий Синица, «»

Читайте также: