Ялта глазами коренных жителей и тех, кто ее строил

Ялта — один из самых красивейших курортов мира, а некогда самый лучший в Союзе. Мы окунулись в жизнь Ялты 60-70 годов, ее коренных жителей и тех людей, которые ее строили.

Вид на Ялту
Вид на Ялту

Коренная жительница юга


Анастасию Петровну Цебо привезли в Ялту в трехмесячном возрасте, сейчас ей около семидесяти лет. В ней чувствуется тот девичий задор и веселость, она по-южному приветлива и добра. Создается впечатление, что уникальный ялтинский воздух и природа вокруг наделяют человека, живущего здесь, самыми лучшими качествами. О своем родном городе Анастасия Петровна рассказывает с неподдельной любовью и трепетом. Она родилась в окружении гор и моря, когда Ялта была совершенно другой, не такой, какой многие знают ее сейчас. По воспоминаниям Анастасии Цебо в 50-60е годы Ялта была глухой провинцией.

– Меня сюда привезли в трехмесячном возрасте. Тогда была война и моя мама временно уехала в Николаевскую область. В Ялте жили все мои родственники: дедушка, бабушка, две тети. Отец был на войне, на фронте, там он и погиб. Я жила в селении Ущельное (практически центр современного города — Примеч. авт.), раньше это был отдельный район, он еще назывался Дерекой. Старые татарские домики, которые были поспешно покинуты, были разбросаны по всей нынешней Ялте. Это был очень маленький, уютный город.

Читайте также: История Ялты

Как рассказала Анастасия Цебо, кадры для самых необходимых направлений для региона начинали готовить еще со школы. В то время, в Ялте процветало виноградарство, садоводство, строительство и производство строительных материалов.

– У нас была очень хорошая школа, — продолжает жительница Ялты. — Она была, наверное, самая прогрессивная. В школе у нас внедрялось производственное обучение. Один день в неделю мы были садоводами-декораторами. С девочками мы ездили в Никитский ботанический сад. Мальчики занимались на заводе железобетонных изделий. Был небольшой школьный заводик. По Ялте было очень много виноградников и наши мальчики учились изготавливать железобетонные столбы, подпоры под виноград. Другой класс были радистами. Вот такое у нас было обучение.

Запуск троллейбусной ветки оживляет город


По словам коренной жительницы Ялты, ее школа находилась недалеко от дома и по времени дорога туда занимала не больше пяти минут. В послевоенное время автобусы в Ялте ходили очень редко и многим приходилось ходить пешком в несколько километров, иногда это могло занять не один час.

– До моря мы добирались пешком, от нас это было чуть больше километра. Конечно, были и те, кто ездил на автобусах, но они ходили не так часто. В 1961 году пошли троллейбусы. Это было целое событие. Город оживился. К тому времени центральные улицы Киевская и Московская уже были застроены. Люди стали жить немножко по-другому.

Ялтинская троллейбусная станция
Ялтинская троллейбусная станция

Читайте также: С улицы Свердлова (Почтовой) начиналась Ялта

По воспоминаниям Анастасии Цебо, в одном из районов улицы Московской находился совхоз, где специально выращивали растения для озеленения города. На главной площади набережной, где сейчас располагается памятник Ленину, примерно до 1950 года стоял летний кинотеатр. В то время набережная Ялты представляла собой узкую тропу, вдоль которой были выложены каменные парапеты.

Читайте также: История «зонтиков-грибков» на набережной Ялты

– Все было увито глицинией — такая была красота, — с восторгом вспоминает жительница Ялты. — Позже Набережную разровняли и сделали более объемной, какой мы знаем ее сейчас. В то время за рубль можно было снять квартиру и обеспечить себя едой. Народ был попроще, чем сейчас.

В свободное время ялтинцы ходили в местный клуб, библиотеки, театры и смотрели кино.

– В кинотеатр мы ходили на каждый новый фильм, это невозможно было упустить. Тогда (1960е — Примеч. авт.) построили «Октябрь», потом выстроили «Сатурн» — это вообще была сказка. Показывали разные фильмы, в том числе и американские. У нас был театр и летняя эстрада (нынешний киноконцертный зал «Юбилейный» — Примеч. авт.), которая была такой примитивной, но очень милой. Тогда билеты были доступными, и мы ходили на концерты по несколько раз. В то время это было очень интересно и можно было себе это позволить.

Закончив школу, Анастасия Цебо и многие ее подруги устроились на работу в трест «Ялта строй», где их направили в отделочное строительное управление № 31. По словам коренной жительницы Ялты, в строительной бригаде, в основном, работали молодые девушки шестнадцати-восемнадцати лет. Они выезжали на работы в детский лагерь Артек, в санаторий Горный и другие. Этой работе Анастасия Петровна посвятила два года и позже вышла замуж.

Ветеран строительства


Прежде чем переехать жить в Ялту, Анатолию Яковлевичу Медведю выпал нелегкий путь — голод, тиф и война. Будучи тринадцатилетним подростком, закончившим всего 6 классов Анатолия Медведя и его семью застала страшная война и в июне 1941 года детство внезапно закончилось. Но несмотря на все это, ветеран Великой Отечественной войны считает свое детство счастливым. 27 марта 1944 года он стал воином Советской армии. Анатолия Медведя направили в пятую Гвардейскую военно-воздушную десантную дивизию, с которой он прошагал до конца войны освобождая Украину, Молдавию, Югославию, Венгрию, Румынию и Австрию.

– Война закончилась, но мне пришлось служить еще до 1950 года. После демобилизации я поступил на завод слесарем в Херсоне. После десятилетнего перерыва в учебе я закончил седьмой класс, а потом я перескочил в десятый, и по окончанию школы получил серебряную медаль. Открылась дорога поступления в институт. Я выбрал институт в Одессе — гидротехнический, по строительству гидротехнических сооружений. Все ГЭС строились нашими кадрами. Поскольку кадров стало достаточно, на третьем курсе нас переквалифицировали на гражданское строительство.

После окончания института, со свободным дипломом, Анатолий Медведь получил направление в Крым. Туда он уехал не один, а со своей женой, с которой он познакомился во время учебы и позже вместе прожил сорок два года. Юлия Владимировна Медведь закончила консерваторию в Одессе, а в Ялте ей был присвоен титул «Ялтинская соловейка». Она пела в опере более двадцати лет и сорок лет преподавала вокал в ялтинском гуманитарном институте.

– Мы сделали большую семью, всего нас сейчас четырнадцать человек. Когда у нас родился сын, мне представилась возможность переехать в Ялту. Здесь я и начал свою трудовую деятельность, это был 1957 год. В первую очередь нужно было восстанавливать санатории. Мы ремонтировали и реконструировали в системе совета по управлению курортов. Это была напряженная работа, но мы справились с этой задачей. После пяти лет работы в этой системе мы восстановили всю инфраструктуру санаторных учреждений. Все заработало и люди поехали в Ялту. Много очень отдыхающих было, даже значительно больше чем сейчас.

По словам Анатолия Медведя Ялту начали интенсивно восстанавливать, сразу же после Севастополя. Из этого города освободилось большая часть строителей, которую и направили в южную столицу Крыма.

– Вот это была интересная работа и коллективы. Было у кого поучиться, с нами работали довоенные строители. Я работал мастером, прорабом, начальником участка. Уже позже, в городском комитете мне предложили должность главного инженера железобетонных изделий и строительных материалов в Гаспре. На этом заводе я проработал шесть с половиной лет. Мы готовили все виды строительных материалов. Восемнадцать цехов, которые были разбросаны по всему южному берегу Крыма.

Цех крупнопанельного домостроения выпускал конструкции полной заводской готовности. В течении двадцати четырех дней собирался шестидесяти квартирный дом. Как рассказал Анатолий Медведь, за семь месяцев он и его коллектив строителей сдавали объекты досрочно.

Бум строительства жилья для советского народа


– С 1960 года началась масштабная застройка Ялты. Два с половиной года я проработал главным инженером в жилищном управлении № 35. Потом, в 1973 году, меня перевели в высотное управление, где я начал осваивать высотное строительство. Все шестнадцатиэтажные дома по Ялтинскому региону строило именно это управление. Мы строили от Алушты и до Фороса. В то время, в Советском Союзе, развернулось жилищное строительство и все дома строили под очередь, которая была в каждом населенном пункте. Все строилось для простых людей. Это был бум строительства многоквартирного жилья. Очень много было построено жилья, не считая уникальных объектов.

Таких уникальных объектов, на счету Анатолий Медведя и его строительных коллективов немало. В 1975 году первую очередь гостиницы «Ялта» — одной из лучших гостиниц в Союзе, Анатолий Медведь совместно с югославами сдавал для иностранной фирмы. В списке построенных уникальных объектов у ветерана также числятся санаторий Ай-Даниль и Прибрежный, Мисхорский и Южнобережный комплексы, санаторные объекты в Ливадии и Горной здравнице, здание нынешней администрации города Ялты и другие.

– Основная моя работа была, конечно же, связана с жильем. Я проработал около двадцати пяти лет в этом направлении. Строительными подразделениями, которыми я руководил, за это время было построено около двадцати тысяч квартир по всему южному берегу. В месяц мы сдавали один или два шестидесяти квартирных домов. Позже появилась серия ЮБК — тридцати шести квартирные дома. Где бы ты сейчас не посмотрел в Ялте, из какого окна не выглянул бы, везде объекты строительства, особенно жилья, выполненные подразделениями, которыми я руководил.

Ветеран строительства — так, шутливо говорит о себе Анатолий Медведь. Он рассказал о новой освоенной к тому времени строительной технологии - челночной поставке железобетонных изделий крупнопанельного домостроения. Из цехов, изделия сразу же шли в монтаж и после отстройки двух этажей, сразу же, параллельно начиналась отделка дома. С 1968 года напрямую из завода железобетонных изделий началось внедрение автоматизированной системы управления. В Ялте планировали построить вычислительный центр.

– Но все это заглохло, — продолжает Медведь. — Зарплата программиста и математика на то время составляла всего лишь сто двадцать рублей. Мы работали по сетевым графикам — в случае какого-то срыва в работе, сразу все корректировалось. А уже после, электронные машины считали, обрабатывали и планировали. Строительные дела в Ялте производились в сложных условиях: горная местность, оползни, сейсмичность.

По воспоминаниям Анатолий Медведя на нынешних центральных улицах Ялты: Московской и Киевской, располагались небольшие домики, зато были большие дворы и сады. Многоэтажных домов, как сейчас в городе, вообще не было. На месте нынешней администрации города и до набережной располагалась нефтебаза. Дорога на Симферополь была извилистой, уже позже, после запуска троллейбусной линии, ее сделали более прямой. В районах Ялты: Дарсан и Чайная горка, строительство личного жилья было запрещено. Здесь стояли старые халупы.

Десять на четыре квадратных метра


По ходу трудовой деятельности Анатолия Медведя повторно назначали на должность главного инженера в то или иное строительное управление. Получалось так, что он работал по кругу.

– Был второй виток в этих же организациях и коллективах, которыми я уже руководил. Как только нарушалась работа в каком-нибудь управлении, меня тут же направляли туда для стабилизации и улучшения организации производства. Было очень интересно. Коллектив был очень трудоспособный, нас постоянно награждали орденами и медалями. Когда в 1975 году организовался комбинат «Крымспецстрой», тогда началось финансирование на строительство жилья и подсобные объекты строительства. Если бы не развалился Советский Союз, то все бы строители получили бы жилье. Они так же, как и все, стояли в очереди на жилье.

В настоящее время, бывший главный инженер самых крупных строительных подразделений Ялтинского региона, живет в небольшом домике с мансардой, который построил сам. Сейчас под одной крышей здесь живет семь человек, хотя дом рассчитан всего на четыре. Комната Анатолия Медведя по площади занимает около десяти на четыре м2. Свое жилье он шутливо называет «берлога». Сейчас ветеран пытается расширить свое жилье на законных основаниях, он уже неоднократно обращался в городскую администрацию об улучшении жилищных условий. Пока это не дало никаких результатов.

– Своим самым главным подвигом я считаю для своих этот дом построить и настроить очень много жилья для других, — с улыбкой заключает ветеран.

Екатерина Дроженко, «Русская планета»

Читайте также:

Популярные сообщения из этого блога

Симеиз — крымский гей-курорт

Черноморский рапан: что это такое и как его есть (рецепт с фото)

Загадки имен симферопольских микрорайонов