13 апреля 2007 г.

Верхнее плато Чатырдага. Кутузовское озеро, Ангара, Салгир

Наиболее короткий путь на верхнее плато Чатыр-Дага - от турбазы "Ангарский перевал".

Дорога протяженностью не более 10 километров изобилует крутыми подъемами, но они не очень трудны. При умеренной ходьбе с частыми остановками их сравнительно легко одолевают даже люди пожилого возраста.

Рядом с турбазой пролегает троллейбусная трасса. В этом месте находится высшая точка дороги Ангар-Богаз - седловина между массивами Демерджи и Чатыр-Даг, высотой 752 метра над уровнем моря. Об этом свидетельствует надпись на чугунной доске, вмонтированной в цоколь подпорной стенки. Троллейбусы, идущие в Алушту и Ялту из областного центра, заканчивают здесь подъем, делают минутную остановку, затем устремляются вниз, к югу.

Дорога живет своей трудовой, не знающей покоя жизнью. Круглые сутки натужно гудят грузовики, мчатся легковые машины, разноцветные автобусы.

Интересна история этой дороги. В первые века нашей эры только вьючная тропа соединяла долину реки Салгир с побережьем полуострова. Многочисленные препятствия подстерегали здесь путников. И проходила тропа в значительном отдалении от того места, где пролегает ныне трасса, больше приближаясь к Демерджи. Ангар-Богаз, имеющий небольшую высоту и нечетко выраженную седловину, не был в то время непреодолимой преградой для воинственных кочевников, совершавших набеги на прибрежные поселения.

Растущие приморские города Алушта (Алустон), Гурзуф (Горзувита) и другие поселения требовали надежной защиты. Горные массивы Бабуган, Чатыр-Даг и Демерджи служили непроходимыми естественными препятствиями, но понижения между ними были уязвимыми местами, через которые свободно проникали степные кочевники. Поэтому здесь возводились каменные стены. Они как бы блокировали проходы на южный берег из предгорной и равнинной части полуострова.

При сооружении искусственных преград большое внимание уделялось и естественным (в этом надо отдать должное древним фортификаторам). Такое сочетание позволило создать мощную и надежную заградительную систему. Следы каменных стен найдены археологами в пяти километрах к северу от Ангарского перевала, где река Ангара принимает справа приток Курлюк-Су.

Чуть ниже слияния этих рек долина имела в то время каньонообразный вид - Ангара "пропиливала" один из отрогов Чатыр-Дага, сложенный плотными конгломератами и песчаниками. Небольшая по протяженности теснина была и остается единственным проходом к перевалу. Несмотря на значительные работы, проведенные при прокладке троллейбусной трассы, речная долина в этом месте и сейчас остается сильно суженной. Это хорошо видно из окна троллейбуса, когда он замедляет ход, преодолевая крутой поворот. Река здесь подступает к самой дороге, а слева и справа вверх уходят поросшие лесом склоны.

С этим ущельем, несомненно, связано название реки Ангары и одной из вершин Чатыр-Дага - Ангар-Бурун. В Сибири и Монголии слово "ангара" означает ущелье, теснина, трещина в горах, ворота.

Много воды унесла Ангара в Салгир, прежде чем тропа превратилась в колесную дорогу. Долгое время была она почтовым трактом, потом стала автомагистралью. Жаль, что не все этапы ее эволюции отмечены памятными вехами. Но один отмечен.

Памятный обелиск высотой около 12 метров стоит на небольшой поляне в лесу, примерно в 600 метрах восточнее турбазы "Ангарский перевал". Его известняковые плиты несут следы времени: царапины, пулевые отметины, каверны выветривания, автографы на разных языках и т. п. В стороне среди деревьев и кустарников едва прослеживаются отрезки старой дороги с отдельными ограждающими столбиками.

Долгие годы на памятнике отсутствовала доска с надписью, кем и в честь кого он поставлен, что вызывало у туристов различные толки. В путеводителе по Крыму М. Сосногоровой, изданном в 1874 году, читаем: "На обелиске находится следующая надпись: "По велению императора Александра I, дорога сия от Симферополя до Алушты через хребет Яйла начата с 1824 года, устроена в царствование императора Николая I, в 1826 году, при новороссийском и бессарабском генерал-губернаторе графе Воронцове, гражданском губернаторе Нарышкине подполковником Шипиловым".

Как видите, в этой надписи не были упомянуты имена истинных строителей дороги.

Не так давно на обелиске укреплена доска, надпись на которой гласит, что он сооружен в честь строителей первой шоссейной дороги от Симферополя до Алушты. А проложили ее солдаты вторых батальонов Козловского и Нашенбургского пехотных полков под руководством военного инженера подполковника Шипилова.

Это памятник простым русским солдатам, которые, вгрызаясь киркой и лопатой в твердую скальную породу, с неимоверными трудностями построили широкую по тому времени дорогу - почтовый тракт. Она пролегла западнее древней и просуществовала более ста лет.

В годы Советской власти, когда Южный берег стал развиваться как курорт для трудящихся всей страны, потребовалась коренная перестройка старой дороги. За пять лет, с 1935 по 1940 год, дорога была полностью реконструирована, а полотно покрыто гудроном.

Прошли годы, и старая дорога уже не справлялась с потоком машин, скорость и грузоподъемность которых значительно увеличились. Кроме того, большинство пассажиров с трудом выносило ее петлеобразные, крутые повороты, встречающиеся на каждом километре. "Марусиными", "тещиными языками" окрестили их шоферы...

В 1959 году было начато строительство новой дороги от Симферополя до Алушты - горной троллейбусной трассы. Строителями, вооруженными первоклассной техникой, был выполнен огромный объем работ: перемещено более 5 миллионов кубометров грунта, срезано около 300 крутых поворотов, возведены подпорные стены. Полотно дороги было расширено вдвое. Летом 1961 года началось регулярное движение от Симферополя до Ялты по единственной в Европе горной троллейбусной трассе такой протяженности.

Вот краткая история этой не совсем обычной асфальтированной дороги, по которой так мягко и плавно везут теперь пассажиров водители крымских троллейбусов и автобусов.

Домики турбазы "Ангарский перевал" в обрамлении сосен ступенями поднимаются на взгорок, откуда открывается вид на восточную вершину Чатыр-Дага Ангар-Бурун. Отвесные его стены пользуются популярностью у крымских скалолазов. Перед домиками лежит просторная площадь (пятнадцать лет назад здесь была высшая точка старой дороги), на противоположной стороне которой размещается метеостанция.

Турбаза обслуживает плановых туристов с середины мая до конца сентября. Она принимает одновременно более 200 человек. К их услугам - столовая, летние домики, комната отдыха, пункт проката туристского снаряжения.

Туристы несколько дней проводят на турбазе; совершают экскурсию в Алушту и тренировочное восхождение на Эклизи-Бурун. Затем они уходят в многодневный поход по юго-восточному Крыму.

Самодеятельным туристам турбаза предоставляет месте, где можно разбить палатки; при отсутствии в группе походного снаряжения его можно приобрести на пункте проката.

В последние годы район турбазы стал базой зимнего отдыха симферопольцев, и не только их. Сюда приезжают любители лыж и санок из Евпатории, Феодосии, Джанкоя, даже из далекой Керчи.

Крымская зима


...Крымская зима. У некоторых эти слова вызывают ироническую улыбку: мороз "проездом", да и снег не задерживается. Хочется им посоветовать: а вы постарайтесь побывать в крымском зимнем лесу. Здесь, у подножия Чатыр-Дага, и снегу по пояс, и метели бывают не хуже северных. В мороз лес будто звенит, а заснеженный Ангар-Бурун, пронзающий синеву неба, кажется гигантским ледяным кристаллом. Воздух сух и резок, нет в нем гнетущей городской сырости. Не вдохнуть этого лесного бальзама, настоянного на жгучем морозце, - значит лишить себя большого удовольствия.

Берите лыжи и отправляйтесь. Если их нет, пригодятся сани: спускаясь с горы, можно поспорить в скорости с ветром. Невелика беда, если и нет ни того, ни другого. Выходной день, проведенный в зимнем горном лесу, все равно запомнится вам надолго.

Хорошо в лесу ранним утром, когда он еще не разбужен многоголосым шумом. Поэтому постарайтесь выехать из города, когда предрассветные сумерки еще не покинули его улиц. От Симферополя час езды на троллейбусе - и вы у турбазы. От первых домиков надо свернуть на дорогу к Кутузовскому водоему, пройти мимо метеостанции. За ней - развилка. Тут поможет указатель: стрелка налево - Кутузовское озеро, направо - Тисовое ущелье.

Зимой здесь не заблудишься. Горноспасательная служба позаботилась о туристах, расставила на лесных перекрестках указатели. Весь путь до озера четко промаркирован.

В предутренней тишине отчетливо слышен малейший шорох, громко скрипят ботинки на снегу. Серая пелена тумана, запутавшись в паутине ветвей, окутала только верхушки деревьев. Внизу уже светло и отчетливо видно вокруг. Природа замерла, погруженная в глубокий зимний сон. Стоят не шелохнувшись деревья. Лишь отдельные снежинки, кружась, тихо падают с ветвей, Но вот тонкий посвист выдает стайку синиц, приступивших к завтраку. Откуда-то издалека, со стороны Чатыр-Дага, донесся слабый перезвон обледенелых ветвей. Звон нарастает, и вдруг весь лес загудел, будто кто-то забил в колокола. Ледяные осколки защелкали по стволам. Это порыв ветра промчался по верхушкам деревьев, сбивая ледяную корку. И снова все стихло.

Белая лента дороги заманивает в лес, преодолевает подъемы, пересекает широкую просеку с высоковольтной линией, оставляя справа тропу, ведущую к Буковой поляне.

За просекой лес становится гуще и деревья повыше. Трехобхватные стволы буков ощетинились иглами снежных кристаллов, и черные жилки ветвей едва просвечиваются сквозь их густую бахрому, В том, что еще нет солнца, от которого лес обжигающе сиял бы, есть свое очарование.

Дорога перешагнула ручей и плавно выкатилась на обширную поляну с уже известным вам Кутузовским озером. Оно сковано льдом и запорошено снегом, так что с трудом можно различить его плоскую чашу. Весной озеро разливается, превращаясь в довольно большой водоем, по берегам которого разбивают палатки туристы. В конце лета и осенью это небольшой пруд, лежащий на дне котловины.

Безлесные склоны вблизи озера давно облюбовали лыжники, саночники. Новички здесь познают лыжную азбуку, опытные оттачивают мастерство. Лыжи в Крыму стали обычным явлением, хотя еще лет пять назад появление туриста с лыжами (скажем, в Симферополе или Алуште) вызывало у прохожих улыбки. Недаром же киногруппа Крымской студии телевидения выбрала район турбазы и озера для съемки короткометражного фильма "Симфония зимы", в котором запечатлены великолепные пейзажи и отдых симферопольцев в зимнем лесу.

Уже стал традиционным праздник "Крымская зима", который ежегодно проводится около турбазы "Ангарский перевал". В нем обычно участвуют до десяти тысяч человек. В программе праздника - соревнования лыжников, скоростной спуск на санях, "хоккей" на снегу, интересные викторины, игры и т. п.

От озера уходят той же дорогой, но многие предпочитают идти через Буковую поляну. К ней ведет тропа с указателем, что установлен сразу за водоемом. На поляне имеются небольшие по протяженности лыжные спуски. В будущем к ней со склонов Чатыр-Дага проложат настоящую лыжную трассу с подъемником. Эта работа уже начата, С поляны, опять по указателям, спускаются к турбазе.

В последние годы среди молодежи Крыма стали популярными зимние восхождения на Чатыр-Даг. Обычно они начинаются здесь, у Кутузовского озера, - дорога короче и засветло можно вернуться. Однако к таким походам необходимо тщательно готовиться, не забывая при этом о подстерегающих в горах опасностях. Совершать восхождения надо не в одиночку, а группой, с опытным, хорошо знающим маршрут руководителем. Халатное отношение к снаряжению, небрежность в одежде, незнание особенностей зимнего путешествия могут привести к несчастным случаям.

С Чатыр-Дагом шутки плохи, и особенно зимой. Густые туманы с видимостью не дальше 2 метров, обильные снегопады, сильные ветры с морозами - обычные явления на нижнем и верхнем плато. Опасны обледеневшие скалы, замаскированные снегом трещины, снежные карнизы над обрывами, которые могут внезапно обрушиться. С них туриста может сдуть внезапный резкий порыв ветра.

Все это надо предусмотреть, собираясь на Чатыр-Даг. А иначе... Ежегодно десятки раз выезжают горноспасатели на поиски заблудившихся, не вернувшихся домой к сроку. В феврале 1968 года на нижнем плато заблудились в тумане трое туристов. Они были найдены с тяжелыми травмами, переломами рук и ног. В следующем году двух студентов Днепропетровского горного института доставили в больницу с обморожением второй степени.

В контрольно-спасательной службе областного совета по туризму и экскурсиям имеются и другие данные, когда восхождения одиночек-туристов на Чатыр-Даг заканчивались трагически. Их находили замерзшими или погибшими в результате падения со скал. Поэтому ради личной безопасности, ради сохранения собственного здоровья нельзя забывать правил: не бродить в горах в одиночку, не уходить, не проконсультировавшись, по горному маршруту!

Намного безопаснее и легче этот маршрут на Чатыр-Даг в летний период. От Кутузовского озера до верхнего плато рукой подать. Спокойный подъем занимает не более двух часов. Тропы здесь исхоженные, плотно сбитые, хорошо выделяются среди зелени полян и под деревьями.

Начало пути - у родника, что находится за озером. Найти его не составляет труда - к нему сбегаются веером все тропы. Заполните фляги холодной водой: на верхнем плато она отсутствует.

Подъем начинается по склону, где из сочной зелени неожиданно выглядывают таблички: "Лыжная трасса", "Спуск на санях". Сейчас они вызывают улыбку. Но можно себе представить, как лихо скатываются здесь с горы лыжники, любители санок.

С подъемом начался буковый лес, к которому никогда не прикасался топор человека. Могучие стволы венчают пышные кроны. В самый жаркий день под таким шатром царит прохлада. Среди прошлогодней листвы и сухих сучьев попадаются чахлые травинки, полностью отсутствуют кустарники. Буковый лес обычно лишен подлеска и хорошо просматривается.

Осенью шиповатые коробочки бука несут в себе несколько трехгранных орешков. Поджаренные на костре (а лучше дома на сковородке), они по вкусу напоминают кедровые. Однако употребление их в сыром виде и в большом количестве может привести к отравлению.

Встречается здесь растение, которым можно только любоваться "на почтительном расстоянии". Недаром оно носит название белладонна (в переводе - прекрасная дама). В народе ее еще называют красавкой, бешеной ягодой. Это многолетнее растение любит затененные места, достигает в высоту одного и более метров. Листья белладонны по форме напоминают табак, пурпурно-фиолетовые цветки мелки, но привлекательны. Осенью появляется несколько фиолетовых, блестящих, размером с вишню, ягод. Срывать листья и цветы, употреблять ягоды белладонны чрезвычайно опасно: все растение очень ядовито.

Лес внезапно кончился, будто провели межу. Здесь лежит четкая граница безводья и беспощадно палящего солнца летом, штормовых ветров с морозом - зимой. Последние буки, как могучие старцы, толпятся у подножия, не в силах взобраться на плато. Только редкие цепочки шиповника, укрывшись за каменными глыбами, еще продвигаются вперед.

Тропа от кромки леса вначале стелется ровной строчкой, а выше, будто умаявшись, шатается из стороны в сторону, извивается, пишет петли, обходя скальные выступы и россыпи камней. Впереди - полное отсутствие не только деревьев, но и кустарников. Это началось горное плато. Сразу стало прохладно, чувствуется высота.

Каменный тур оседлал скальный гребень. Приглашает присесть и взглянуть вниз. Далеко на юге видно село Изобильное (домики будто ульи на пасеке), правее - речка с берегами в зелени садов.

За вторым туром кончается подъем и начинается верхнее плато. Каменные пирамиды здесь внушительны, каждый турист не забывает положить в них "свой" камень. Туры помогают в тумане найти место спуска.

На верхнем плато частыми и неожиданными гостями в любое время года являются туманы. Они бывают настолько густы, что все вокруг становится зыбким и неузнаваемым. Сквозь плотную кисею едва проглядывают неясные очертания предметов. В таком тумане трудно ориентироваться, легко можно потерять тропу и заблудиться. Поэтому надо быть особенно внимательными и всегда держаться группой.

От туров нужно идти не по приметной тропе, что ведет на Эклизи-Бурун, а свернуть к Ангар-Буруну. До него не более полутора километров. На общем фоне плато он не выделяется так рельефно, как Эклизи. Видимо, поэтому и мало популярен у туристов, хотя с него открывается но менее живописный вид на долину Ангары, Ангарский перевал, гору Демерджи.

Верхнее плато Чатырдага, вытянутое с северо-востока на юго-запад, по площади намного меньше нижнего. На поверхности его выделяются относительно глубокие карстово-эрозионные понижения с разделяющими их гребнями. В понижениях образовались карстовые воронки, на дне которых встречаются колодцы и шахты. В некоторых из них иногда даже в летний период сохраняется снег.

На южном склоне плато обнаружены отрезки старой дороги; по ней, видимо, вывозили сено, овечий сыр, который изготовляли на яйле пастухи. Следы нескольких кошар (летних стойбищ пастухов) встречаются в понижениях. Рядом с ними обильно растет крапива, широко распространенный сорняк, извечный спутник человека. Заросли крапивы иногда служат археологам своеобразным индикатором, помогающим обнаружить поселения людей.

В настоящее время выпас скота на верхнем плато Чатыр-Дага запрещен, поэтому трава здесь высокая, сочная, словно зеленый ковер, расшитый золотисто-желтыми, лиловыми, белыми цветами. Здесь растут многие лекарственные растения: душица обыкновенная, зверобой, тысячелистник, девясил и другие. Любители нередко собирают щавель, который по вкусовым качествам превосходит культурный. После летних дождей на плато бывает много шампиньонов. В июле среди густой травы мелькают красные ягоды земляники.

Полюбовавшись окрестностями с видовой площадки Ангар-Буруна, следует пересечь верхнее плато и подняться на высшую точку массива Эклизи-Бурун. С него можно пройти к пещерам на нижнем плато или вернуться назад к турам, а от них - спуститься к турбазе "Ангарский перевал".

"Чатыр-Даг" (путеводитель)
В.П. Душевский, П.В. Чиннов, Ю.И. Шутов