Краснолесье — село «красных лесов»

Из Симферополя ходит регулярный автобус в одно чудесное место — в село Краснолесье. Если выйти здесь на конечной остановке и пройти минут десять вверх по течению реки, то можно прийти к горному озеру, которое еще в советское время было предназначено для отдыха как раз жителей столицы Крыма. По крайней мере, так утверждают многие путеводители тех времен. Некоторое время назад какие-то горячие головы решили удалить этот автобус из черты столицы Крыма, посчитав, что если из многих сотен, а то и тысяч маршруток Симферополя убрать одну, то экологическая обстановка в городе улучшится.

Озеро в Краснолесье

Вот и мчались жители сначала в Марьино, чтобы там пересесть в отъезжающий автобус. А учитывая то, как любят наши водители собирать побольше пассажиров на крупных остановках, то часто не удавалось совершить этот «трансфер».

Маршрутке снова разрешили каждый час отъезжать от симферопольского железнодорожного вокзала, и мы поехали на ней, подальше от города и поближе к природе. Вообще, неизвестно, кто придумал переименовать поселок Тавель именно в поселок «красных лесов», вероятно, это произошло осенью, но то, что это край лесов — нет никакого сомнения. Именно здесь еще сохранились огромные лесные чащи, не изуродованные новостройками и многоэтажками.

Читайте также: Село Доброе и Краснолесье. Эклизи-Бурун

Но процесс идет, людям здесь выделяют все новые и новые участки, и, вполне возможно, что скоро здесь уже не увидишь такой девственной природы. В лесной чаще появился какой-то спецрайон, застроенный большими дачами, которые видно не со всех сторон, а только с вершин близлежащих гор. Рассказывают, что эту землю якобы выделили «управлению делами президента».

Краснолесское озеро действительно не похоже на многие другие озера Крыма — оно расположено среди гор и достаточно большое. В отличие от остального горно-лесного Крыма, здесь очень мало растет хвойных растений, а больше лиственных. Мы решили, что это связано с тем, что здесь в почве большое количество влаги (и многочисленные родники здесь подтверждают это), там, где воды не хватает — лиственные не очень растут и там появляются более приспособленные к засухам сосны и другие хвойные растения.

Зеленая поляна недалеко от села Краснолесье

Здесь, в Краснолесье, много дач, но расположены они совсем рядом с лесом, с огромными деревьями — и это очень редко встречается в Крыму. Наверх, на Чатырдаг и к пещерам Мраморной и Эмине-Баир-Хосару, идет старинная дорога, которая ранее использовалась только военными и вела к воинской части связи, которая использовалась, в том числе, для обеспечения полетов советских космических «челноков».

Люди поднимаются по петляющей дороге наверх, но мы свернули с нее на тропы, которые сокращают длину горной дороги. Места здесь замечательные — огромные деревья, очень много зелени, и проезжающие туристы, спешащие к пещерам, и не догадываются, какие красоты остаются рядом с ними в лесу.

Природа недалеко от села Краснолесье

Тропа поднимается вверх и снова выходит на ту же дорогу, покрытую «красным кирпичом». Мы идем еще немного и вскоре подходим к началу Крымского природного заповедника — тут находится кордон Суат, он же «имени Крапивного». Мы познакомились здесь с лесником и его женой. Он рассказал о том, что в последнее время все хуже становится с водой. Родник, снабжавший ставок на территории кордона, все больше иссякает, и рыба в ставке пропадает.

Нас заинтересовало название Суат, которое достаточно часто встречается в Крыму в названиях кордонов и урочищ. Если перевести это сложное слово с тюркского, то получатся два слова: «река» и «лошадь». Но стоит перевести его на греческий, мы получим... «гиппо» и «потамос». Значит ли это, что можно говорить о том, что «Крым — это родина... бегемотов»?

Мы решили посмотреть лесную поляну, расположенную на территории кордона, на которой когда-то, много лет назад, мы ночевали в своем школьном походе. Поляна за прошедшие годы сильно изменилась: там, где стояли наши палатки и горел костер, сейчас стоят лесные домики с полукруглой крышей. Охранник рассказал, что они принадлежат знаменитому международному лагерю «Артек».

На сайте лагеря мы нашли информацию о том, что «в горах Крымского природного заповедника „Артеку“ принадлежат две туристические базы: „Дубрава“ (100 м над уровнем моря) и „Криничка“ (600 м над уровнем моря); каждая из них может принять одновременно по 40 человек». Вот об этой базе по имени «Криничка» как раз и идет речь (обратите, кстати, внимание на опечатку — база «Дубрава» находится высоко в горах, и имелась в виду, скорее всего, высота в 1000 метров).

Немного выше кордона в лесу нас встретил еще один родничок, еще пока не пересохший, а еще выше — памятник крымским партизанам.

Природа недалеко от села Краснолесье
Восстановление таблички на памятнике крымским партизанам. 2010 г.

Можно было пройти еще выше по дороге, но неожиданно нас застал сильный ливень, и мы от памятника свернули влево вверх на лесную тропу. Дождь был мощным, но непродолжительным. Когда лесная тропа вывела нас на скалы, с неба уже почти не капало. Скалы здесь, в районе горы Бельбек-Отар, очень красивые и виды — замечательные. Нижнее плато Чатырдага относительно недавно передали в ведение Крымского заповедника, поэтому после кордона справа и слева от дороги можно видеть таблички — «Заповедник. Запрещено сворачивать с дороги».

На нижнем плато Чатырдага

Вспомнилось, как после этой передачи и почти одновременного открытия Мраморной пещеры, заповедник пытался взимать деньги со всех, кто стремился посмотреть красоты новооткрытой пещеры, как «за проезд по территории Заповедника». Но здравый смысл победил, и эти сборы отменили, а ранее людям приходилось платить дважды — «за проезд» и «за просмотр».

Мы снова пересекли дорогу, ведущую к пещерам, и пошли по направлению к высшей точке Чатырдага. Здесь, буквально в пятистах метрах от дороги, расположена так называемая Барсучья поляна, по утверждению ряда сайтов, «Стоянка древних людей — примерно V век до н. э.». Раньше рядом с ней был домик лесника, но сейчас от него остались одни развалины. Почему ее назвали именно барсучьей, также непонятно. Как пишет об этом звере известный ученый крымского заповедника А. И. Дулицкий, «в Крыму барсук распространен в горах и на Южном берегу... В Украине — охраняемый вид, занесенный в национальную „Красную книгу“... Как охотничий зверь в Крыму барсук официально не используется, хотя браконьерский промысел зверя ведется».

На этой поляне много лет назад один из наших знакомых организовывал горную свадьбу. Все присутствовавшие на этом мероприятии отзываются о нем с большой ностальгией. «На многих свадьбах был за эти годы, — говорит один из гостей, — но эта свадьба запомнилась больше всего». Люди также вспоминали, как на следующее утро после праздника лесник с кордона катал всех желающих на лошади, тогда это было редкостью, и первым опытом катания на прекрасных животных.

Спуск в село Краснолесье

С высшей точки поляны открывается, наверное, один из самых лучших видов в Крыму — на севере виден даже Симферополь с водохранилищем, на юге — верхнее плато Чатырдага, а под ногами — огромная чаша водосбора реки Коса, где-то там, глубоко внизу, были видны облака, зависшие над речкой после дождя.

Вид на салгирскую долину

Мы снова вышли на дорогу и пошли в направлении Ишачьей тропы и села Перевального, оставляя слева от себя пещеры Мраморную, Эмине-Баир-Хосар и Эмине-Баир-Хоба (Трехглазка), а справа — более дикие пещеры Суук—Коба (Холодная), «бездонный колодец» и Бинбаш-Коба (пещера Полковника), название которой в свое время неправильно перевели как «тысяча голов» и придумали даже легенду на этой основе.

Бездонный колодец

После пещер дорога сворачивает вправо — к бывшей воинской части, используемой сейчас как туристический приют, а маркировка показывает нам, что наша дорога идет влево — по турам и вниз к селу. Родник, расположенный прямо под Ишачьей тропой, тоже оказался почти пересохшим (и это в конце весны!), что еще раз напомнило нам о необходимости беречь воду — одно из больших ценностей нашего полуострова.

Пересыхающий родник

Олег Широков, «Крымское эхо»