Бывшие секретные военные объекты в Крыму
Мы проехались по объектам былого могущества вооруженных сил СССР, некогда функционировавших на полуострове и считавшихся образцом научно-технического прогресса в военной сфере. Уникальный ракетный комплекс, подземный бункер Черноморского флота, единственный в Советском Союзе лунодром, а также ядерная авиабаза сейчас заброшены, но, несмотря на грабительские набеги охотников за металлоломом, по-прежнему ждут лучших времен.
Первое, что бросилось в глаза, когда мы подъехали к первой цели своего путешествия, Запасному командному пункту Черноморского флота, — руины многочисленных блочных строений, административных зданий и бетонных конструкций непонятного назначения. Самое высокое, четырехэтажное здание, похожее на обычный многоквартирный дом, по легенде был неким научным центром, а потому всю эту территорию якобы и охраняли вооруженные солдаты. Поначалу мы и не надеялись найти вход в пресловутый бункер, о котором побывавшие в его недрах диггеры рассказывают с неподдельным восхищением. Но следуя простой логике, пошли по асфальтированной дороге, змейкой уходящей в гору, ведь генсека вряд ли тащили бы сквозь лесную чащу в случае тревоги, а скорее уж везли бы на правительственном лимузине. Интуиция нас не подвела: на вершине холма перед нами предстало литое строение, на фасаде которого нарисованы окна, которые издалека не отличишь от настоящих. Похоже, отвлекающий маневр. В холле дома выбито отверстие, ведущее в тоннель. Прежде, видимо, вход внутрь был замурован. Длиннющий коридор ведет в святая святых — подземные помещения, в которых должны были прятаться первые лица государства в случае начала ядерной войны. Впрочем, в четырех уровнях общей площадью около 20 квадратных километров могло поместиться до 10 тысяч человек. Это, к примеру, офицеры Черноморского флота и даже их семьи.
Вообще, идея строительства ЗКП, или условно объекта № 221, известного как «Алсу», началось в 1977 году. Поводом построить надежную крышу над головой для Брежнева стало известие из-за океана о том, что американцы готовят план ядерного нападения на Черноморский флот, согласно которому на Севастополь предполагалось сбросить 12 ядерных боеголовок. «Алсу» должен был выдержать ядерный шквал. Находясь внутри бункера, понимаешь, что он на это способен. Однако ядерный удар был нанесен не по нему, а по экономике Советского Союза.
Как добраться:
Двигаясь по трассе Ялта — Севастополь в сторону города-героя, не доезжая горы Гасфорта, следует свернуть направо по указателю «Морозовка». Проехав четыре километра, вы упретесь в канаву, перегораживающую путь — это искусственное препятствие создано во избежание вывоза последнего металлолома с территории объекта. За ним и начинается Запасной командный пункт ЧФ.
Еще один интересный объект, который мы посетили, располагается недалеко от бункера «Алсу», ближе к Балаклаве. Балаклавская бухта отсюда как на ладони, просматривается с высоты птичьего полета — в общем, все побережье от мыса Айя до Фиолента некогда было под контролем специальных войск объекта «100» — берегового стационарного ракетного комлекса «Утес». Из двух пусковых площадок запускали крылатые ракеты, которые доставляли через тоннели по рельсам на специальных платформах. В 1956 году, в разгар холодной войны, когда ракетный комплекс только был построен, на его вооружение приняли крылатые ракеты С-2, способные поражать цели на расстоянии до 100 километров. В 1971 году отсюда стартовала первая ракета. Правда, не по американским ВМС, которых предполагалось атаковать в случае начала военной агрессии, а по тренировочным целям.
Впечатляют своими масштабами две огромные пусковые шахты, расположенные прямо в скалах. Рядом с прямоугольными горловинами сохранились остатки металлических направляющих рельсов, по которым некогда отъезжали массивные ворота, а из шахты поднимались на специальных платформах грозные ракеты. Реактивная струя от их двигателей уходила вниз, в газовые отбойники, которые можно рассмотреть и сейчас.
В 1996 году ракетный комплекс был передан на баланс Военно-морских сил Украины. Однако вскоре почему-то был разграблен. О нахождении некогда здесь украинских военных свидетельствуют таблички на административных зданиях с текстами на украинском языке и стела с гербом ВМС и флагом Украины.
Как добраться:
Двигаясь по трассе Ялта — Севастополь, не доезжая Балаклавы, нужно свернуть налево в сторону села Оборонного. Главная дорога приведет вас к закрытому шлагбауму. Дальше придется идти пешком примерно минут сорок до охранного поста, возле которого надпись: «частная территория». Чья это частная собственность, и на каком основании перекрыта дорога общего пользования, мы еще попытаемся выяснить, а пока, если не удастся пройти через пост, можно пойти в обход, через лес. Никаких предупредительных табличек или ограды, которая бы указывала на границы этой якобы частной территории, мы больше не встретили.
Под прикрытием жилого поселка в глубине Школьного в эпоху покорения космоса располагался настоящий лунодром, причем — единственный в СССР. Это место выбрал главный конструктор ракетно-космических систем СССР Сергей Королев. Удачное расположение подходило под создание подобной базы. Королев неоднократно приезжал в часть, нередко с первым секретарем ЦК КПСС Никитой Хрущевым. В 1962 году Никита Сергеевич провел из командного пункта в Школьном первый сеанс радиосвязи с космонавтами — Поповичем и Беляевым. Между руинами зданий легко можно заметить небольшой холм, а вокруг него — круглые кратеры. Сейчас земля здесь заросла сорняками, а в70-хгодах это место представляло имитацию лунной поверхности. На специально отведенном участке испытывали луноходы и даже марсоходы.
17 ноября 1970 года «Луноход-1» был отправлен к месту работы — за 400 тысяч километров. Управление аппаратом осуществлялось из Школьного при помощи огромной антенны-тарелки. За год работы «Луноход-1» преодолел расстояние в 10 километров и передал на Землю более 25 тысяч снимков.
После развала Советского Союза все программы свернули, в том числе и по изучению Марса. А гарнизон потихоньку стал приходить в запустение. Последний солдат уволился из части в 1999 году.
Как добраться:
Двигаясь по трассе Симферополь — Евпатория, на 19-м км сверните налево по указателю «Школьное». Доехав до центра поселка, вы увидите обелиск с антенной, установленный в честь космической базы. От него следует свернуть направо — эта дорога приведет вас прямо на территорию некогда сверхсекретного объекта космических войск СССР.
Все, что осталось от некогда оживленного аэродрома на Керченском полуострове близ озера Чокрак, — это взлетно-посадочная полоса длиной 3,5 километра и шириной около 100 метров, сделанная из прочнейших железобетонных плит, и несколько полуразрушенных зданий с выбитыми окнами, ангаров и наблюдательных вышек. Пожалуй, и сейчас на полосу вполне может приземлиться любой современный самолет, ведь прокладывалась она еще и как запасная под посадку «Бурана» (основная взлетная полоса для канувшего в Лету космического проекта находится в районе международного аэропорта Симферополь).
В 1947 году, в соответствии с постановлением Советa министров СССР, в поселке Багерово началось строительство военной авиабазы ВВС «с целью авиационного обеспечения проведения воздушных ядерных испытаний и отработки технических средств доставки ядерных зарядов». Сроки формирования71-го полигона были приурочены к лету 1949 года, первому испытанию ядерного заряда на Семипалатинском полигоне, в котором «багеровский» аэродром непосредственно участвовал. В состав полигона входили три авиационных полка: 35-й отдельный смешанный бомбардировочный, 513-й истребительный и 647-й смешанный специального обеспечения. Но уже в начале 70-х годов полигон прекратил свое существование после того, как Советский Союз подписал международное соглашение о запрещении испытаний ядерного оружия.
Как добраться:
Двигаясь по трассе Симферополь — Феодосия, поверните налево в сторону Багерово. Из центра поселка следует ехать по дороге на запад и по главной повернуть на север. Если вы оказались на дороге из бетонных плит, значит, вы на верном пути.
База подводных лодок в Балаклаве
С 1961 года в ней ремонтировали подводные лодки и хранили боеприпасы. Стены комплекса могли выдержать ядерный удар мощностью до 100 килотонн. С 1993 года объект был заброшен, а в 2002 году в нем основали музей.
База боевых дельфинов в Казачьей бухте Севастополя
Первый советский военный океанариум был открыт в 1967 году. Дельфинов и тюленей готовили по нескольким направлениям: охрана и патрулирование местности, уничтожение диверсантов, поиск и обнаружение подводных объектов. Сейчас на этом месте расположен гражданский океанариум.
Атомная электростанция в Щелкино
АЭС должна была обеспечить весь Крым электроэнергией и еще вдобавок — часть материка. Но, несмотря на потраченные миллионы советских рублей, в 1989 году строительство решили прекратить. Видимо, хватило последствий Чернобыльской катастрофы. Сейчас на заброшенном объекте проводятся молодежные дискотеки.
Военный аэродром на Караби-яйле
Во время Великой Отечественной войны здесь был главный партизанский аэродром, который стали использовать и в период противостояния СССР и США. На аэродром выполняли посадки самолеты: ТБ-3, ЛИ-2, Р-5 и У-2. Очевидно, аэродром забросили по той же причине, что и все остальные объекты — развал СССР.
Первое, что бросилось в глаза, когда мы подъехали к первой цели своего путешествия, Запасному командному пункту Черноморского флота, — руины многочисленных блочных строений, административных зданий и бетонных конструкций непонятного назначения. Самое высокое, четырехэтажное здание, похожее на обычный многоквартирный дом, по легенде был неким научным центром, а потому всю эту территорию якобы и охраняли вооруженные солдаты. Поначалу мы и не надеялись найти вход в пресловутый бункер, о котором побывавшие в его недрах диггеры рассказывают с неподдельным восхищением. Но следуя простой логике, пошли по асфальтированной дороге, змейкой уходящей в гору, ведь генсека вряд ли тащили бы сквозь лесную чащу в случае тревоги, а скорее уж везли бы на правительственном лимузине. Интуиция нас не подвела: на вершине холма перед нами предстало литое строение, на фасаде которого нарисованы окна, которые издалека не отличишь от настоящих. Похоже, отвлекающий маневр. В холле дома выбито отверстие, ведущее в тоннель. Прежде, видимо, вход внутрь был замурован. Длиннющий коридор ведет в святая святых — подземные помещения, в которых должны были прятаться первые лица государства в случае начала ядерной войны. Впрочем, в четырех уровнях общей площадью около 20 квадратных километров могло поместиться до 10 тысяч человек. Это, к примеру, офицеры Черноморского флота и даже их семьи.
Вообще, идея строительства ЗКП, или условно объекта № 221, известного как «Алсу», началось в 1977 году. Поводом построить надежную крышу над головой для Брежнева стало известие из-за океана о том, что американцы готовят план ядерного нападения на Черноморский флот, согласно которому на Севастополь предполагалось сбросить 12 ядерных боеголовок. «Алсу» должен был выдержать ядерный шквал. Находясь внутри бункера, понимаешь, что он на это способен. Однако ядерный удар был нанесен не по нему, а по экономике Советского Союза.
Как добраться:
Двигаясь по трассе Ялта — Севастополь в сторону города-героя, не доезжая горы Гасфорта, следует свернуть направо по указателю «Морозовка». Проехав четыре километра, вы упретесь в канаву, перегораживающую путь — это искусственное препятствие создано во избежание вывоза последнего металлолома с территории объекта. За ним и начинается Запасной командный пункт ЧФ.
С «Утеса» могли разбомбить целую морскую флотилию
Еще один интересный объект, который мы посетили, располагается недалеко от бункера «Алсу», ближе к Балаклаве. Балаклавская бухта отсюда как на ладони, просматривается с высоты птичьего полета — в общем, все побережье от мыса Айя до Фиолента некогда было под контролем специальных войск объекта «100» — берегового стационарного ракетного комлекса «Утес». Из двух пусковых площадок запускали крылатые ракеты, которые доставляли через тоннели по рельсам на специальных платформах. В 1956 году, в разгар холодной войны, когда ракетный комплекс только был построен, на его вооружение приняли крылатые ракеты С-2, способные поражать цели на расстоянии до 100 километров. В 1971 году отсюда стартовала первая ракета. Правда, не по американским ВМС, которых предполагалось атаковать в случае начала военной агрессии, а по тренировочным целям.
Впечатляют своими масштабами две огромные пусковые шахты, расположенные прямо в скалах. Рядом с прямоугольными горловинами сохранились остатки металлических направляющих рельсов, по которым некогда отъезжали массивные ворота, а из шахты поднимались на специальных платформах грозные ракеты. Реактивная струя от их двигателей уходила вниз, в газовые отбойники, которые можно рассмотреть и сейчас.
В 1996 году ракетный комплекс был передан на баланс Военно-морских сил Украины. Однако вскоре почему-то был разграблен. О нахождении некогда здесь украинских военных свидетельствуют таблички на административных зданиях с текстами на украинском языке и стела с гербом ВМС и флагом Украины.
Как добраться:
Двигаясь по трассе Ялта — Севастополь, не доезжая Балаклавы, нужно свернуть налево в сторону села Оборонного. Главная дорога приведет вас к закрытому шлагбауму. Дальше придется идти пешком примерно минут сорок до охранного поста, возле которого надпись: «частная территория». Чья это частная собственность, и на каком основании перекрыта дорога общего пользования, мы еще попытаемся выяснить, а пока, если не удастся пройти через пост, можно пойти в обход, через лес. Никаких предупредительных табличек или ограды, которая бы указывала на границы этой якобы частной территории, мы больше не встретили.
Из Школьного управляли луноходами и общались с космонавтами
Под прикрытием жилого поселка в глубине Школьного в эпоху покорения космоса располагался настоящий лунодром, причем — единственный в СССР. Это место выбрал главный конструктор ракетно-космических систем СССР Сергей Королев. Удачное расположение подходило под создание подобной базы. Королев неоднократно приезжал в часть, нередко с первым секретарем ЦК КПСС Никитой Хрущевым. В 1962 году Никита Сергеевич провел из командного пункта в Школьном первый сеанс радиосвязи с космонавтами — Поповичем и Беляевым. Между руинами зданий легко можно заметить небольшой холм, а вокруг него — круглые кратеры. Сейчас земля здесь заросла сорняками, а в
17 ноября 1970 года «Луноход-1» был отправлен к месту работы — за 400 тысяч километров. Управление аппаратом осуществлялось из Школьного при помощи огромной антенны-тарелки. За год работы «Луноход-1» преодолел расстояние в 10 километров и передал на Землю более 25 тысяч снимков.
После развала Советского Союза все программы свернули, в том числе и по изучению Марса. А гарнизон потихоньку стал приходить в запустение. Последний солдат уволился из части в 1999 году.
Как добраться:
Двигаясь по трассе Симферополь — Евпатория, на 19-м км сверните налево по указателю «Школьное». Доехав до центра поселка, вы увидите обелиск с антенной, установленный в честь космической базы. От него следует свернуть направо — эта дорога приведет вас прямо на территорию некогда сверхсекретного объекта космических войск СССР.
В Багерово готовились к испытаниям атомной бомбы
Все, что осталось от некогда оживленного аэродрома на Керченском полуострове близ озера Чокрак, — это взлетно-посадочная полоса длиной 3,5 километра и шириной около 100 метров, сделанная из прочнейших железобетонных плит, и несколько полуразрушенных зданий с выбитыми окнами, ангаров и наблюдательных вышек. Пожалуй, и сейчас на полосу вполне может приземлиться любой современный самолет, ведь прокладывалась она еще и как запасная под посадку «Бурана» (основная взлетная полоса для канувшего в Лету космического проекта находится в районе международного аэропорта Симферополь).
В 1947 году, в соответствии с постановлением Советa министров СССР, в поселке Багерово началось строительство военной авиабазы ВВС «с целью авиационного обеспечения проведения воздушных ядерных испытаний и отработки технических средств доставки ядерных зарядов». Сроки формирования
Как добраться:
Двигаясь по трассе Симферополь — Феодосия, поверните налево в сторону Багерово. Из центра поселка следует ехать по дороге на запад и по главной повернуть на север. Если вы оказались на дороге из бетонных плит, значит, вы на верном пути.
Что еще посмотреть в Крыму?
База подводных лодок в Балаклаве
С 1961 года в ней ремонтировали подводные лодки и хранили боеприпасы. Стены комплекса могли выдержать ядерный удар мощностью до 100 килотонн. С 1993 года объект был заброшен, а в 2002 году в нем основали музей.
База боевых дельфинов в Казачьей бухте Севастополя
Первый советский военный океанариум был открыт в 1967 году. Дельфинов и тюленей готовили по нескольким направлениям: охрана и патрулирование местности, уничтожение диверсантов, поиск и обнаружение подводных объектов. Сейчас на этом месте расположен гражданский океанариум.
Атомная электростанция в Щелкино
АЭС должна была обеспечить весь Крым электроэнергией и еще вдобавок — часть материка. Но, несмотря на потраченные миллионы советских рублей, в 1989 году строительство решили прекратить. Видимо, хватило последствий Чернобыльской катастрофы. Сейчас на заброшенном объекте проводятся молодежные дискотеки.
Военный аэродром на Караби-яйле
Во время Великой Отечественной войны здесь был главный партизанский аэродром, который стали использовать и в период противостояния СССР и США. На аэродром выполняли посадки самолеты: ТБ-3, ЛИ-2, Р-5 и У-2. Очевидно, аэродром забросили по той же причине, что и все остальные объекты — развал СССР.
Алексей Правдин, «Крымский ТелеграфЪ»
Читайте также:
Аэродром на Караби? Сейчас? Ну не знаю!
ОтветитьУдалитьЕще легче добраться до Объекта "Утес", со стороны Балаклавы. ОТ форта Южный в сторону мыса Айя идет грунтовка, по ней через два километра упретесь в шлагбаум. Пройдя под ним сразу попадете на на ракетную базу.
ОтветитьУдалитьА Алексей то оказался -НЕПРАВДИН!
ОтветитьУдалитьВсе, что оставили Украине -растащили на металлолом и уничтожили.Ни себе -ни людям! Как можно было уничтожить космический центр в Школьном??!! Только хохляцкому уму и постижимо...(((
ОтветитьУдалить