Дмитрий Менделеев работал в Симферополе

Исполнилось 180 лет со дня рождения такой выдающейся личности, как Дмитрий Иванович Менделеев. Энциклопедии описывают его как русского ученого-энциклопедиста: химика, физико-химика, физика, метролога, экономиста, технолога, геолога, метеоролога, педагога, воздухоплавателя и приборостроителя. Он был профессором Санкт-Петербургского университета; членом-корреспондентом по разряду «физический» Императорской Санкт-Петербургской Академии наук. Но на самом деле он был мировым ученым, так как главное открытие его жизни — Периодический закон химических элементов оказался одним из фундаментальных законов мироздания, неотъемлемый для всего естествознания, подобный открытию всемирного тяготения Ньютона. А уже таблица, которую больше всего вспоминают в связи с именем ученого — это лишь вывод, графическое изображение самого закона.

Дмитрий Менделеев

Симферополь оказался в числе тех немногих городов, где работал знаменитый ученый. В марте 1904 г. новую улицу, возникшую на так называемом Султанском лугу, назвали Менделеевской. Арсений Маркевич был главным инициатором названия улиц города в честь русских писателей и ученых (также Тургеневская, Гоголевская, Аксаковская, Арендтовская, и другие). Не могли дума и управа обойти вниманием гиганта научной мысли, создателя периодической системы элементов. Тем более, что свой трудовой путь великий химик начинал в Симферополе.

По окончании Петербургского Главного педагогического института Дмитрии Менделеев должен был ехать на работу в Одессу. Чистая случайность изменила маршрут: служитель канцелярии института перепутал бумаги, и в Одессу направили другого выпускника. Менделееву предложили место в Симферопольской мужской казенной гимназии. Перед отъездом в Симферополь Менделеев побывал на приеме у знаменитого петербургского врача, позднее придворного медика Н. Ф. Здекауера: врачи подозревали чахотку, а Здекауер усомнился в этом диагнозе. На всякий случай он вручил Дмитрию Ивановичу рекомендательное письмо к «находившемуся где то в Крыму Н. И. Пирогову».

Молодой специалист (Менделееву тогда шел 22-й год) приехал в Симферополь в начале октября 1855 г., когда в разгаре была Крымская воина. «Вся местность, начиная от Перекопа, опустошена,— вспоминал позднее Дмитрии Иванович, — нигде не видно травки: всю съели волы, верблюды, везущие страшно бесконечные обозы раненых, припасов и новых войск».

Несмотря на невероятную перегрузку, великий русский хирург П. И. Пирогов принял Менделеева и, осмотрев его, пророчески сказал, что тот переживет и Здекауера, и Пирогова. Никакой чахотки не оказалось, а кровотечения вызывал не опасный для жизни порок сердечного клапана. Формулярный список, находящийся на хранении в Крымском республиканском госархиве, свидетельствует, что Д. И. Менделеев получил назначение старшим учителем естественных наук в Симферопольскую мужскую казенную гимназию 17 августа 1855 г.

В краеведческой литературе высказывались сомнения, работал ли Менделеев в гимназии. Документы и воспоминания самого Дмитрия Ивановича свидетельствуют: да, работал. На втором этаже гимназии и в ее пансионе действительно находился лазарет (видимо, где-то тут и встретились два великих русских человека), но занятия в двух старших классах все же не прекращались.

В свободное от занятий время Д. И. Менделеев часами ходил по улицам города, беседовал с участниками обороны Севастополя. Это видно из его писем и воспоминаний. Вот строки из письма от 19 октября 1855 г.:
Погода чудная, какой нет в Петербурге и в июне месяце... Есть близ самого города прекраснейшие местности, так что иногда между домами мелькают чудные виды... которые рисует холмистая местность, беловатые известковые обрывы и купы деревьев, особенно высокие и стройные, рядами посаженные тополи...
Говоря о Стевене-младшем, можно вспомнить, что он с отличием окончил Симферопольскую губернскую мужскую казенную гимназию, а затем физико-математический факультет Петербургского университета. Одним из его первых учителей в Симферополе был будущий великий химик Д. И. Менделеев, который, возможно, и приохотил юношу к точным наукам.

Но сколько легенд породило пребывание знаменитого химика в Крыму! И они идут постоянным потоком. Несколько лет назад в газете «Главный проспект» была написана замечательная заметка о пребывании Менделеева в Крыму. Она было озаглавлена так: «А знаете ли вы, что, если бы не Симферополь, Менделеев не изобрел бы водку».

В этой небольшой заметке было много ошибок. Но самой главной был, конечно, этот широко разрекламированный во многих СМИ лозунг — «Менделеев водку изобрел». Вообще, Дмитрий Иванович — личность легендарная, и ему приписывают целый ряд замечательных высказываний — например, «настоящий химик может налить из ведра в пробирку», «лучшие мужья — это химики: они пьют казенный спирт на работе, а жалованье несут домой».

Эту же легенду подхватили и троллейбусные гиды — да, Менделеев изобрел водку и именно в Симферополе. Прошла искаженная информация о нем и в еженедельнике «Республика Крым». Несмотря на многочисленные опровержения этой выдумки, в прошлом году в «Первой Крымской» опять появилась статья «Тайные страсти Дмитрия Менделеева» Юлии Исрафиловой, из которой можно узнать, что «ходят легенды, что, кроме таблицы, великий химик изобрел... водку. На самом деле этот горячительный напиток существовал уже много веков, а ученый лишь рассчитал идеальное соотношение спирта с водой, то есть крепость водки — 38 градусов. Но для упрощения расчетов налога на алкоголь чиновники округлили ее до 40».

И это опять неправда!

А что же изучил Дмитрий Иванович? Всего лишь то, что определенные смеси воды и спирта ведут себя странно — уменьшаются в объеме. Если бы водку делали по-менделеевски (а, по его расчетам, она должна быть около 45 градусов), то производитель был бы в убытке. Ну представьте: вы сливаете в одну емкость 55 литров воды и 45 — спирта, а в результате у вас не 100 литров водки, а много меньше!

А 40-градусная водка существовала задолго до Менделеева и называлась «полугар» — из-за того, что при сжигании ее объем уменьшался вдвое. Некоторые ссылались на то, что Менделеев участвовал в комиссии по водке, но он там работал недолго, никак не обсуждал цифру в 40 градусов, а только акцизные налоги — и ныне актуальная вещь!

А автором легенды о изобретении выступил некий Вильям Похлебкин, «научные» изыскания которого в книге «История водки» уже много лет вызывают насмешки химиков-профессионалов. А поддерживают эту легенду кто? Понятно — производители водки, для которых знаменитый Менделеев выступает бесплатным рекламодателем: «он ведь плохого не изобретет!» В изданной в 1906 г. работе «К познанию России» великий химик сам опроверг все эти домыслы: «По личному примеру знаю... я на своем веку никогда водки не пил и даже вкус ее знаю очень мало, не больше вкуса многих солей и ядов».

С каждым годом значение изобретений Менделеева становится все заметнее. Написанный им двухтомник «Основы химии» до сих пор считается одним из лучших для изучения общей и неорганической химии. Так не будем строить рекламу и легенды, эксплуатируя славное имя ученого, которого и стоило бы назвать «почетным крымчанином»!

Олег Широков, «Крымское эхо»

Читайте также:

Популярные сообщения из этого блога

Симеиз — крымский гей-курорт

Черноморский рапан: что это такое и как его есть (рецепт с фото)

Софья Перовская: история казненной революционерки