13 марта 2013 г.

Крымские приведения и призраки

Кровожадных призраков в Крыму нет. Потусторонние обитатели старых зданий ведут себя прилично: стучат, брякают и дуют холодным ветром, но никому не вредят. Впрочем, иначе и быть не может, ведь два самых известных крымских призрака — Пушкин и Чехов. Порядочные, интеллигентные люди.

Привидение

Опросив историков, мы насчитали в Крыму пять домов с привидениями. Правда, некоторые из наших собеседников попросили не указывать в статье их фамилии: все-таки современная наука считает привидения вымыслом и вера в призраков может пошатнуть репутацию ученого.

Пушкин роняет шкафы с посудой

Поместье герцога де Ришелье в Гурзуфе
Дом Ришелье в Гурзуфе (сейчас музей Пушкина)


Некоторые работники музея убеждены, что там до сих пор появляется дух Александра Пушкина, отдыхавшего в стенах имения в 1820 году. Пушкин сам, еще при жизни, положил начало этой легенде, написав такие строки:
Так, если удаляться можно
Оттоль, где вечный свет горит,
Где счастье вечно, непреложно,
Мой дух к Юрзуфу прилетит.
(Читайте также: Самые знаменитые призраки Крыма)

По словам доктора филологических наук, пушкиниста Владимира Казарина, привидение Пушкина напоминает о себе, «когда над музеем собираются тучи». «Когда музей грозят куда-то переселить, ночной дежурный, сдавая вахту, говорит иной раз: „Дух Александра Сергеевича бегал сегодня по второму этажу, шкафы с посудой ронял“ — притом что в музее нет шкафов с посудой!».

ПривидениеИногда ночные сторожа слышат и другие подозрительные звуки. «У поэта по ночам люди какие-то собираются, ногами топают, — рассказывает Владимир Казарин. — А уходят проблемы, развеиваются тучи над музеем, — и музейщики, вздохнув облегченно, говорят, что Александр Сергеевич сегодня не пришел, все было тихо, значит, он спокоен». Пушкинист признается, что всегда относился к этим рассказам с иронией, но когда сотрудники музея предложили ему переночевать в вахтерской и собственными услышать привидение — профессор не решился.

Дом Ришелье — самый старый жилой дом, сохранившийся на Южном берегу Крыма, он был построен в конце XVII века. После революции в имении отдыхали и лечились советские руководители, а музей Пушкина в доме Ришелье открыли в 1938 году, год спустя после широко отмечавшейся в Советском Союзе 100‑летней годовщины смерти поэта. После Великой Отечественной войны вокруг дома Ришелье выросли корпуса санатория ЦК КПСС «Пушкино», музей возобновил работу лишь в 1989 году.

«Крымский Квазимодо» бродит по музею

Крымский республиканский этнографический музей в Симферополе
Крымский республиканский этнографический музей в Симферополе


Один крымский историк, к сожалению, покойный, рассказывал историю, связанную со зданием музея. По его словам, еще в 1990‑х он занимался своей научной работой в этом учреждении и однажды задержался. Услышав скрип половиц, историк поначалу не придал шуму значения. Однако немного погодя он сообразил, что уже достаточно поздно и в музее никого быть не должно. Ученый вышел из кабинета и увидел в конце длинного музейного коридора силуэт сгорбленного человека. Ему показалось, что это старик, который шаркающей походкой уверенно уходил в темноту. Заинтересовавшись, чей же это призрак, историк стал раскапывать интересные материалы из истории здания. И выяснилось, что в начале прошлого века в здании музея находился приют для девочек графини Адлерберг, а в нем работал пожилой сторож. Он добросовестно выполнял свои обязанности и очень строго относился к посетителям, но, как гласит легенда, был влюблен в одну из воспитанниц приюта. Разумеется, сторож, который был на полвека старше предмета своей страсти, не мог рассчитывать на взаимность, сохранилась легенда, что он едва не покончил с собой на фоне несчастной любви.

Ночной музыкант в губернаторском доме

Крымский институт последипломного образования в Симферополе (КРИПО)
Крымский республиканский институт педагогического последипломного образования в Симферополе


С мистическим явлением в этом доме автор статьи столкнулся лично. Александр Панков, один из сторожей здания, которое в начале своей истории было домом губернатора, рассказывал мне, что на дежурствах не раз слышал странные вещи: в помещениях на втором этаже по ночам отчетливо слышны шаги, а установленные в кабинетах пианино вдруг ни с того ни с сего начинают играть. Приятель рассказывал, что инструменты звучат с закрытыми крышками, причем выдают стройные мелодии, поэтому нельзя назвать виновниками «ночных симфоний» мышей или крыс, которые ненароком могли прогуляться по клавиатуре.

Увлеченный историями товарища, я напросился к нему на смену. И вот около трех часов ночи мы отчетливо услышали весьма громкие ритмичные шаги по лестнице. Создалось впечатление, что кто-то спускается с верхнего этажа, а затем снова поднимается. Таинственные шаги повторились еще несколько раз, а затем утихли. Привыкший к ночным «гостям» из потустороннего мира, мой приятель только и мог сказать: «Ну вот! Теперь ты всё слышал сам».

Слышал. А затем узнал, что построенный в середине 1830‑х годов дом во время Крымской войны использовался как госпиталь — в его стенах умирали раненые в Альминской битве. А после Гражданской войны, в 1920‑м году, здание занял Крымский революционный комитет во главе с Бела Куном — организатором массовых казней контрреволюционеров и «неблагонадежных элементов». Кун, в частности, отдал приказ расстрелять несколько тысяч человек на окраине Симферополя — там, где сейчас находится Симферопольское водохранилище. Так что не исключено, что призрак — это дух одной из жертв Белы Куна или умершего от ран русского солдата.

Чехов выглядывает из старого зеркала

Белая дача Антона Чехова в Ялте
Белая дача Антона Чехова в Ялте


Работники музея рассказывают, что в старом зеркале, лежащем в музейных фондах, они не раз видели застывшее отражение Антона Павловича. По словам музейщиков, взгляд писателя — добрый, но слегка укоризненный.

Примечательно, что за два дня до смерти писателя в июле 1904 года в немецком Баденвейлере газета «Русское слово» сообщала, что Чехов «осенью рассчитывает вернуться в Крым и поселится на ялтинской даче», где до этого прожил пять лет. В Ялте Чехов написал повесть «В овраге», рассказы «Дама с собачкой», «Архиерей», «На святках», «Невеста», пьесы «Три сестры» и «Вишневый сад», а также отредактировал и подготовил к печати первое собрание своих сочинений.

«Республика»

Читайте также: