В крымских пещерах нет следов инопланетян, и призраки там не водятся

Так уж устроен человек, что ему всегда не хватает какой-то загадки, чего-то необъяснимого. Но в Крыму всем желающим загадок предоставляют столько, что мудрено их переварить: на доверчивых туристов обрушивается водопад сведений, не имеющих ничего общего с реальностью. Причем солидная часть фальшивых сведений, попутешествовав по Интернету, закрепилась в виде «фактов» в популярной и претендующей на научность литературе. Именно этому была посвящена предыдущая статья. Но мы решили продолжить тему, вернувшись к отдельным «древностям» и упомянув о новых «тайнах».

Несправедливо будет винить в приукрашивании и перевертывании с ног на голову кусочков крымской истории (и действительности) только современных энтузиастов. Во все времена находились люди, готовые свои домыслы и догадки выдать за научные сведения. Да что там далеко ходить, вот цитата из работы знаменитого археолога Николая Львовича Эрнста, опубликованной в 1931 году: «Нам часто рассказывали, что на некоторых высоких скалах горного Крыма есть остатки больших колец, к которым привязывали корабли, когда весь Крым был покрыт морем. Это полная несуразность... Корабли плавают по Черному морю никак не больше 3 тыс. лет, а слоям каменной породы... миллионы лет».

Одна из самых известных крымских фальшивок — камень с «готскими», не поддающимися расшифровке рунами, изготовленный якобы в IV веке, — вызвала к жизни целый пласт теорий. От подтверждения «сакральной истории человечества, связанной с таинством „старших рун“ до „подлинных“ расшифровок таинственных надписей. Чтобы выяснить подлинное происхождение камня, заместитель Рескома по охране культурного наследия АРК Вячеслав Зарубин посоветовал заглянуть в один из номеров журнала „Археология“ за 2010 год. Там Н.Ф. Федосеев, автор статьи „О достоверности рунических надписей Причерноморья“, рассказывает, что... знаком с человеком, который высек руны на камне. И жил он вовсе не полторы тысячи лет назад. Керчанин Олег Куприяненко „занимался изготовлением амулетов из дерева с изображением рун. Однажды в его руки попал туристический топорик, и он в качестве эксперимента решил высечь из камня то, что каждый день делал из дерева“. Чтобы композиция была законченной, появились 4 руны, а над ними — солярный знак. А два года спустя плиту нашли археологи и провозгласили древним памятником. За находкой, между прочим, констатировал автор статьи, потянулся целый шлейф подделок, на разных памятниках Керчи стали появляться новые руны и изображения. И действительно, что им стоит со временем перекочевать как „открытия“ в научные статьи?

Открыл загадку „наскальной живописи“ в пещере Холодной и директор спелеоцентра „Оникс-тур“ Александр Козлов: „В этой пещере лет десять назад снимали художественный фильм, заповедник любезно пустил съемочную группу на свою территорию. А большинство киношников на пещеры смотрят, как на павильон, где всегда можно что-то изменить, и вреда от этого не будет. Если нет контроля, то непременно будут факелы, фейерверки и прочие пиротехнические эффекты, то есть наносится вред. После съемок обычно остаются элементы декораций и прочий мусор, все это „цветет“: появляются плесень, грибок“. А вот в Холодной на обширном кальцитовом натеке еще и нарисовали довольно большую картину с человечками и летающей тарелкой. Так что никаких тайн, тем более связанных с инопланетянами, там нет».

Грустно, конечно, когда гиды, желающие внести изюминку в свое повествование о пещерах, приводят не любопытные исторические и геологические факты, а напирают на байки о призраках и потусторонних сущностях. Но еще печальнее, когда по следам этих рассказчиков отправляются в путешествие по пещерам «охотники за привидениями». И ведь находят! Публикуют статьи с иллюстрациями застигнутых врасплох существ «из других измерений» или туманных фигур. Александр Козлов просмотрел немало подобных публикаций и считает: в том, что зафиксировали на фото, нет ничего загадочного. «Пленочные фотоаппараты, которыми мы фотографировали раньше, «видели» объект снимка, а современные цифровые камеры устроены так, что каждый пиксель изображения, будто фасетка в глазу мухи или стрекозы, из них складывается вся картинка, — объясняет он. — В пещерах высокая влажность, низкая температура, от человека идут какие-то испарения: все дышат, кто-то курит. А электронный глаз настолько чувствителен, что «ловит» не стену пещеры, а испарения в воздухе, — вот вам и туманная фигура. При малейшем движении поднимается пыль, человек ее в полумраке не замечает, зато при съемке со вспышкой каждая пылинка на снимке остается в виде ясно видимого, довольно крупного полупрозрачного шара. Вот и все «призраки».

Сам Александр Козлов, проведший, по его словам, большую часть жизни в пещерах, ни одно потустороннее существо там не встретил. Чего, собственно, можно пожелать и другим искателям приключений, ведь в Крыму достаточно великолепных и интересных природных и исторических памятников, к которым не нужно за уши притягивать наивные выдумки и откровенную ложь.

Наталья Якимова, «»

Ссылки по теме:

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Симеиз — крымский гей-курорт

Редкие фотографии Крыма во время Второй мировой войны

Загадки имен симферопольских микрорайонов

Ак-Мечеть — старинный район Симферополя

Чем и как рисовал первобытный человек