Неосуществленные планы: поезда на ЮБК, троллейбус до Севастополя...
Мечтать, как любят сегодня говорить, не вредно. Даже полезно: из мечты нередко рождаются полезные замыслы, свежие идеи, новые проекты. Далеко не все они воплощаются в жизнь, какие-то приходят не вовремя, другие оказываются несостоятельными и нежизнеспособными. А с Крымом в разное время было связано много неосуществившихся планов.
Вспомнить хотя бы замысел советского времени о переселении в Крым евреев и превращении их, из века в век живших в городах, в земледельцев. Планировалось, что северная часть полуострова станет поясом сплошных национальных совхозов и колхозов. Успели появиться 5 еврейских районов с более чем двумя сотнями таких коллективных хозяйств, число переселенцев планировалось довести до 1936 года до 300 тыс. человек. Но мнение власти начало меняться уже к середине30-х, а в 1938 году переселение было прекращено — одновременно с серией репрессий против имевших отношение к этой программе «врагов народа», а национальные районы и сельсоветы были упразднены. Впрочем, к тому времени в сельской местности осталось меньше трети новых жителей Крыма, они перебрались в города.
Читайте также: Еврейские древности в Крыму
А сколько было вначале энтузиазма, уверенности и надежды! Еврейская молодежь даже организовывала коммуны — самую утопичную форму коллективного хозяйства, где каждый член общины довольствовался минимумом личных вещей и радостно трудился на общее благо. «Мы уже отвыкли от собственности. У нас все общее: жилье, пища, тем более работа», — объясняли журналистке газеты «Красный Крым» Ольге Лычагиной в 1926 году обитатели еврейской коммуны «Тель-Хай» (переводится с идиш как «холм жизни»). Она находилась возле современного поселка Азовское Джанкойского района. 2 тыс. десятин земли, трактора, молотилки, свиноферма, сыроварня, три собственные мастерские и скромные жилые помещения — такими были к тому времени богатства коммуны.
Фундамент Крымской ВЭС на Ай-Петри, 1938 год. Этот железобетонный «стакан» существует по сей день
Могло так случиться, что еще до войны Ялта стала бы самым энергонезависимым городом Крыма. «На горе Беденекир начато строительство ветросиловой станции на 10 тысяч киловатт, которая будет снабжать побережье Крыма электроэнергией», — упоминает путеводитель Григория Костылева, изданный в 1940 году. На самом деле уже в это время частично отстроенная ветроэлектростанция на плато Ай-Петри была брошена. А ведь проект был смелый: башня высотой 165 м с двумя мощными пропеллерами должна была дать рекордное по тому времени количество энергии. Замысел перечеркнула политика: сменился ветер в кабинетах власти, проект объявили несостоятельным, попытались, урезав, закончить досрочно — и стало понятно, что толку от такой спешки и экономии не будет.
Читайте также: История ветроэнергетики в Крыму
Ах, планы, планы! Нынешние обитатели полуострова не представляют даже, в каком Крыму могли бы жить, если бы проекты, родившиеся в советское время, были бы воплощены в реальность. Весной 1940 года известный ученый, академик архитектуры Моисей Гинзбург дал интервью газете «Красный Крым», подробно рассказав, каким будет Южный берег. И ведь на тот момент под мечтой были реальные основания, на нее даже выделили деньги. В общем, закройте глаза и представьте... От Массандры до окраины нынешней Алупки, носившей имя Сара (от одноименной речки), протянулся сплошной пояс санаториев, домов отдыха, курортных отелей и пансионатов. Вся Массандра — один большой противотуберкулезный санаторий, над Ливадией также располагаются до 8 таких здравниц. Широкий пояс зелени отделяет их от остальных курортных учреждений. Ялта и Мисхор стали центрами по лечению нервно-соматических болезней, а вся Алупка — детским курортом. Рядом с санаториями появились коттеджи, где размещаются вместе с семьями пациенты, здоровье которых требует долгого пребывания в Крыму. Между Симферополем и Cимеизом курсирует электричка. «В комфортабельных отделанных вагонах курортники совершат замечательное путешествие по Крыму. У Алушты поезд выйдет к Черному морю, отсюда по горным карнизам на высоте 180–200 метров поезд промчится через Гурзуф, Ялту, Алупку», — рисовал будущее академик Гинзбург. Это дорога не единственная: параллельно ей протянуты еще 4 ветки. Быстроходные катера курсируют между городами и поселками Южного берега, а многочисленные фуникулеры (до 10), эскалаторы и подвесная дорога сделали доступными любой уголок... Из всех планов реальностью стала лишь канатная дорога.
Кстати, очень многие планы в советское время были связаны с развитием троллейбусной сети — самого чистого и безопасного транспорта. Рождались идеи о новых линиях в Симферополе, о запуске троллейбусов в Евпатории, а также о пуске междугородной линии Ялта — Севастополь и продлении маршрута от Ялты до Ливадии. Трудно сказать, почему от этих планов отказались. По слухам, имелись предложения продлить троллейбусную линию от Симферополя до Гвардейского и поселков Школьное и Родниковое, но мечтателей не поддержал облисполком. Удобное транспортное сообщение могло перенаправить потоки рабочей силы. Нашлось бы немало желающих, живущих в Симферопольском районе, ездить на работу в город, а люди требовались для сельхозработ.
В наше время в планах и проектах тоже недостатка нет. Правда, многие напоминают мыльные пузыри: радужные обещания, которые то лопаются, то снова раздуваются. Если бы все они осуществлялись, Крым давно бы стал невиданным по уровню благоустройства и комфорта регионом.
Переселение евреев в Крым
Вспомнить хотя бы замысел советского времени о переселении в Крым евреев и превращении их, из века в век живших в городах, в земледельцев. Планировалось, что северная часть полуострова станет поясом сплошных национальных совхозов и колхозов. Успели появиться 5 еврейских районов с более чем двумя сотнями таких коллективных хозяйств, число переселенцев планировалось довести до 1936 года до 300 тыс. человек. Но мнение власти начало меняться уже к середине
Читайте также: Еврейские древности в Крыму
А сколько было вначале энтузиазма, уверенности и надежды! Еврейская молодежь даже организовывала коммуны — самую утопичную форму коллективного хозяйства, где каждый член общины довольствовался минимумом личных вещей и радостно трудился на общее благо. «Мы уже отвыкли от собственности. У нас все общее: жилье, пища, тем более работа», — объясняли журналистке газеты «Красный Крым» Ольге Лычагиной в 1926 году обитатели еврейской коммуны «Тель-Хай» (переводится с идиш как «холм жизни»). Она находилась возле современного поселка Азовское Джанкойского района. 2 тыс. десятин земли, трактора, молотилки, свиноферма, сыроварня, три собственные мастерские и скромные жилые помещения — такими были к тому времени богатства коммуны.
Энергонезависимая Ялта
Фундамент Крымской ВЭС на Ай-Петри, 1938 год. Этот железобетонный «стакан» существует по сей день
Могло так случиться, что еще до войны Ялта стала бы самым энергонезависимым городом Крыма. «На горе Беденекир начато строительство ветросиловой станции на 10 тысяч киловатт, которая будет снабжать побережье Крыма электроэнергией», — упоминает путеводитель Григория Костылева, изданный в 1940 году. На самом деле уже в это время частично отстроенная ветроэлектростанция на плато Ай-Петри была брошена. А ведь проект был смелый: башня высотой 165 м с двумя мощными пропеллерами должна была дать рекордное по тому времени количество энергии. Замысел перечеркнула политика: сменился ветер в кабинетах власти, проект объявили несостоятельным, попытались, урезав, закончить досрочно — и стало понятно, что толку от такой спешки и экономии не будет.
Читайте также: История ветроэнергетики в Крыму
План Гинзбурга
Ах, планы, планы! Нынешние обитатели полуострова не представляют даже, в каком Крыму могли бы жить, если бы проекты, родившиеся в советское время, были бы воплощены в реальность. Весной 1940 года известный ученый, академик архитектуры Моисей Гинзбург дал интервью газете «Красный Крым», подробно рассказав, каким будет Южный берег. И ведь на тот момент под мечтой были реальные основания, на нее даже выделили деньги. В общем, закройте глаза и представьте... От Массандры до окраины нынешней Алупки, носившей имя Сара (от одноименной речки), протянулся сплошной пояс санаториев, домов отдыха, курортных отелей и пансионатов. Вся Массандра — один большой противотуберкулезный санаторий, над Ливадией также располагаются до 8 таких здравниц. Широкий пояс зелени отделяет их от остальных курортных учреждений. Ялта и Мисхор стали центрами по лечению нервно-соматических болезней, а вся Алупка — детским курортом. Рядом с санаториями появились коттеджи, где размещаются вместе с семьями пациенты, здоровье которых требует долгого пребывания в Крыму. Между Симферополем и Cимеизом курсирует электричка. «В комфортабельных отделанных вагонах курортники совершат замечательное путешествие по Крыму. У Алушты поезд выйдет к Черному морю, отсюда по горным карнизам на высоте 180–200 метров поезд промчится через Гурзуф, Ялту, Алупку», — рисовал будущее академик Гинзбург. Это дорога не единственная: параллельно ей протянуты еще 4 ветки. Быстроходные катера курсируют между городами и поселками Южного берега, а многочисленные фуникулеры (до 10), эскалаторы и подвесная дорога сделали доступными любой уголок... Из всех планов реальностью стала лишь канатная дорога.
Троллейбусная линия до Севастополя
Кстати, очень многие планы в советское время были связаны с развитием троллейбусной сети — самого чистого и безопасного транспорта. Рождались идеи о новых линиях в Симферополе, о запуске троллейбусов в Евпатории, а также о пуске междугородной линии Ялта — Севастополь и продлении маршрута от Ялты до Ливадии. Трудно сказать, почему от этих планов отказались. По слухам, имелись предложения продлить троллейбусную линию от Симферополя до Гвардейского и поселков Школьное и Родниковое, но мечтателей не поддержал облисполком. Удобное транспортное сообщение могло перенаправить потоки рабочей силы. Нашлось бы немало желающих, живущих в Симферопольском районе, ездить на работу в город, а люди требовались для сельхозработ.
В наше время в планах и проектах тоже недостатка нет. Правда, многие напоминают мыльные пузыри: радужные обещания, которые то лопаются, то снова раздуваются. Если бы все они осуществлялись, Крым давно бы стал невиданным по уровню благоустройства и комфорта регионом.
Наталья Дремова, «Первая крымская»
Читайте также: