9 августа 2012 г.

Караимы в Крыму

Представьте, что вы — носитель редкой фамилии. Можно сказать, единственный в мире человек с такой фамилией, а в вашей семье, как назло, рождаются только девочки. Мужчины же, за которых они выходят замуж, наотрез отказываются брать фамилию жены. В какой-то момент вы понимаете: уйдете вы — исчезнет и ваша фамилия. Представили? Нечто похожее сейчас переживают караимы — представители уникального крымского народа, одного из самых малочисленных на земле. Сегодня в мире насчитывается меньше двух тысяч караимов. Впрочем, они не взывают о помощи, не требуют к себе особого отношения. Гордый народ, сильный народ. Их мало, но они верят, что их народ не исчезнет и прилагают к этому все усилия.

Караимы

«Чем меньше нас становится — тем сильнее стремление к возрождению»


Два кабинета с потрескавшимися стенами в симферопольской вечерней школе — это центр религиозной и культурной жизни для караимов Симферополя. На нескольких десятках квадратных метров собраны образцы культуры, истории и быта караимов: потертые фотографии, доставшаяся от бабушек вышивка, домашняя утварь, учебники караимского языка, молитвенники. Каждая вещь, которая связывает времена и поколения, здесь на вес золота. В бывших классах «вечерки» караимы молятся, изучают родной язык, проводят праздники, готовят выставки, обсуждают насущные проблемы, да и просто общаются за чашкой чая и национальными лакомствами. В Крымской республиканской федерации караимов нас встречают сначала с некоторым недоверием, а к концу беседы на столе появляются кофе и знаменитая белая халва — смесь сахара и фундука, которая по виду напоминает нугу, а по вкусу не сравнится ни с чем. Ее готовят в специальном тазу, на примусе, непрерывно помешивая в одном направлении несколько часов.

«Чем меньше нас становится — тем сильнее стремление нашего народа к возрождению. Мы стараемся, если не возродиться чисто в популяционном плане, потому что детей рождается мало, то хотя бы возродить свою культуру, — начинает разговор сопредседатель Симферопольской караимской религиозной общины Игорь Шайтан, и после небольшой паузы добавляет: — Чтобы о нас хоть какая-то память осталась». Оставить след — это общая для всех караимов потребность, камертон, по которому они настраивают свои жизни.
В детстве я слышала непонятный язык: в доме на нем разговаривала бабушка, и то лишь тогда, когда к ней приходил её родной брат. Говорили шепотом — боялись ссылки. Дело в том, что в это время шла депортация крымскотатарского народа, а поскольку татарский и караимский языки похожи, боялись вслух сказать какое-то караимское слово, чтобы, не дай бог, не выслали.
Татьяна Шайтанова, председатель Крымской республиканской федерации караимов

Караимская школа в Симферополе
О своем народе я узнал, когда мне исполнилось десять лет, из Малой советской энциклопедии деда. В пятом томе была заметка о караимах, что они потомки хазар, которые приняли Ветхий завет. В десятом классе мне попался журнал «Наука и жизнь» за 1971 год, в нем была статья «В поисках предков». Автор сравнивал караимские черепа с хазарскими и аборигенами Крыма и пришел к выводу, что караимы — это смесь пришедших в Крым тюркских народов и потомков тавров и сарматов. Этот журнал я храню до сих пор.

История фамилии: наш предок торговал солью на Перекопе. Однажды на него напали несколько разбойников, он их разогнал сам и получил кличку «Шайтан». Потом она стала фамилией.
Игорь Шайтан, сопредседатель симферопольской караимской общины

А 120 лет назад в здании на улице Чехова, которое занимает сейчас вечерняя школа, и где собираются караимы, находилась женская гимназия. Ее создал известный караимский просветитель Казас, позже учебным заведением руководила его дочь. Девочек здесь обучали не только наукам, языкам и манерам. На втором этаже располагались швейные мастерские, в которых юные мастерицы постигали азы швейного мастерства. По окончании школы выпускницы получали в подарок немецкие швейные машинки «Зингер». Теперь, спустя век, потомки этих девочек вынуждены приходить в здание, построенное на деньги их предков, в качестве гостей. Идти им больше некуда: единственный в Симферополе караимский храм — кенасса, вопреки обещаниям, по-прежнему принадлежит государственной телерадиокомпании.
В школе, в графе «национальность» учительница напротив моей фамилии написала «еврейка», я попросила её стереть. Она говорит, мол, у тебя фамилия еврейская. Отвечаю: я — караимка. Это было в шестом классе, я тогда ей целую лекцию прочитала, что есть караимы, что фамилия у меня караимская, а не еврейская. Разразился скандал, но я своего добилась.
Раиса Кесир
Замуж караимки выходили рано (в 13–14 лет) и, в основном, не по любви — мужей и жен своим детям подбирали родители, а сами молодые могли впервые встретиться в день свадьбы. Интересно, что в брачный договор вшивали крупную золотую монету. Если муж умирал, эта монета помогала вдове не умереть от голода.

Народ родственников


Практически все караимы друг другу родственники. За каждой фамилией — история древнего рода. Каждый — летописец не только своей семьи — своего народа. Ответственность, которая передается с молоком матери. Спросите любого караима, о чем он мечтает, и получите практически единодушный ответ: оставить после себя память. А еще, чтобы дети от смешанных браков считали себя караимами, чтобы караимский язык и религия не исчезли с лица земли.

«Мы делаем все, чтобы сохранить надежду на возрождение, — говорит Ирина Баккал. — Объясняем молодежи, что нас мало». Ирина родилась в смешанной семье: отец караим, мама — славянка. Живет в Бахчисарае. «Когда девочке исполнялось три года, ей дарили маленькую скалку. В караимской кухне много мучных блюд, дочку ставили рядом с мамой, учили месить тесто». У Иры такой скалки не было — ее воспитывали в славянских традициях, но своим детям она старается максимально передать любовь к караимской культуре и уважение к традициям своего народа. Девятилетний сын Ирины уже учит язык, знает некоторые традиции. «Караимы очень рано обучали мальчиков держаться в седле. Сейчас это проблема: не то что коня — седло не найдешь», — вздыхает Ирина.

О караимах нередко говорят:
Посмотрите, как мало этих людей, и как много о них информации: выпускают свои календари, газету, разные сборники караимского фольклора, музыки, словари.
Со стороны жизнь караимского народа напоминает историю состарившегося человека, который, зная о скором конце, пишет родным письма, чтобы даже после собственной смерти оставаться для них какое-то время живым.
Семья для караимов — главное. Мужчины не так, как у русских, пришел с работы, упал на диван, и на этом все кончилось. Все умеют прекрасно готовить. Обязательно прийти в субботу к маме, проведать, не забыть старших родственников. Мы регулярно ходили к тете мужа играть в карты — специально, чтобы её развлечь. Она в благодарность давала нам что-то вкусненькое.
Тамара Джекнаварова, замужем за караимом 48 лет

Кто такие караимы?


Караимы — потомки древних хазар — один из самых малочисленных народов на земле. Современные ученые относят караимов к тюркской группе алтайской семьи народов. Караим — это религиозный термин, означает — «читающий священное писание». Караимы исповедуют караимизм.

Возраст: первые упоминания о караимах датированы шестым-седьмым веком нашей эры.
Историческая родина: Крым.
Численность: в Крыму 730 человек, в мире — около 1800.
Место проживания: больше всего караимов живет в Симферополе и Евпатории.

Караимы: как исчезает народ


1913 год — 13 тысяч караимов
1959 год — 5,7 тысяч
1971 год — 4,5 тысячи
2001 год — в Украине 1230 человек (830 из них в Крыму)
2004 год — 1800 караимов: 830 в Украине (730 из них в Крыму), 200 в России, около 200 в Литве, еще 200 — в других странах

Кенасса — молитвенный дом караимов


До 1917 года в Крыму действовали девять кенасс (для сравнения, по всей России их насчитывалось всего 20). Сейчас на полуострове сохранилось семь культовых караимских сооружений: две кенассы на Чуфут-Кале, две в Евпатории, по одной в Симферополе, Севастополе и Бахчисарае. Регулярные службы проводятся только в одной из них — евпаторийской.

«Караимы не жалели денег на культовые сооружения, — рассказывает архитектор Ольга Сергеева. — Иногда дело доходило до анекдотичности. Например, есть воспоминания, что Большая караимская кенасса в Евпатории обилием хрустальных позолоченных люстр напоминала магазин».

Самые древние кенассы находятся в «пещерном городе» Чуфут-Кале, в одном из ранних мест поселения караимов в Крыму. Оба молитвенных дома, несмотря на возраст, неплохо сохранились: Большая кенасса, украшенная аркадой из тесаных камней, построена в конце XIV века, малая — на 400 лет позже. Кенассы возвышаются над ущельем, в верховьях которого находится Иосафатова долина — караимское кладбище. Некогда на кладбище росли вековые дубы, рубить которые считалось великим грехом.

Самая «молодая» кенасса была построена в Симферополе в конце XIX века. В 1930 году ее закрыли, а через четыре года здание отремонтировали и отдали Комитету радиовещания. Сейчас здесь находится редакция радио «Крым». В середине 90‑х караимы добились разрешения проводить на территории кенассы молебны и мечтают вернуть здание.

Самая крупная кенасса находится в Евпатории, в старой части города. Точнее, это целый храмовый комплекс: Большая кенасса — для служб в торжественные и праздничные дни и Малый молитвенный дом — для служб в будни. Караимы проводят здесь молебны и религиозные праздники. Кроме того, в храмовом комплексе работает небольшой музей караимской культуры и кафе национальной кухни.

Где жили караимы


В Симферополе местами компактного проживания караимов были улицы Чехова, Караимская, Пархоменко, Краснознаменная, Футболистов, Таврическая, Белогорский переулок. Там до сих пор можно встретить типичные старинные караимские дома: на втором этаже жили хозяева, внизу располагались хозяйственные помещения. Во дворе обязательно росли караимские деревья — абрикос и шелковица. Все дома были обнесены высоким забором, окна выходили во двор, не на улицу.

Их меньше, чем караимов


Пять самых малочисленных народов мира (по данным ЮНЕСКО):

  1. Питкэрнцы — около 60 человек. Живут на острове Питкэрн в Океании.
  2. Ливы —180 человек. Обитают на территории Латвии.
  3. Тазы — 276 человек. Большинство представителей этого народа проживает в Приморском крае на Дальнем Востоке России.
  4. Энцы — 350 человек. Живут на Таймыре.
  5. Негидальцы — более 500 человек, можно встретить в Хабаровском крае.
  6. Тофы — менее 700 человек. Живут в Иркутской области.

Самый многочисленный народ — китайцы. Их почти полтора миллиарда — 1 миллиард 310 миллионов. Это 19% от всего населения нашей планеты.

Столица караимов — претендент на список ЮНЕСКО


Развалины города-крепости Чуфут-Кале на окраине Бахчисарая — главный национальный символ караимов. Возникший почти 15 веков назад, город почти 300 лет — с XII до XV века — был столицей небольшого караимского княжества. Чуфут-Кале оставалось главным городом караимов и во времена Крымского ханства, и после присоединения Крыма к России — вплоть до начала XIX века, когда большинство жителей города перебрались в Евпаторию.

Сейчас Чуфут-Кале и древнее караимское кладбище в расположенной по соседству Иосафатовой долине входят в состав Бахчисарайского историко-культурного заповедника. Руководство заповедника в 2010 году начало проводить работу по включению Чуфут-Кале, вместе с Ханским дворцом, в список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО. По словам директора заповедника Валерия Науменко, это позволит значительно увеличить поток иностранных туристов в Чуфут-Кале и гарантирует сохранность памятника.

«Сейчас мы разрабатываем план управления бахчисарайским комплексом исторических памятников, к концу сентября эти документы будут направлены в штаб-квартиру ЮНЕСКО в Париже», — рассказывает Науменко. — Если все пойдет так, как мы планируем, часть памятников войдет в список ЮНЕСКО уже в 2014 году.

Кроме того, в ближайших планах — реставрация дома, где в середине XIX века жил известнейший караимский ученый и краевед Авраам Фиркович.

Мария Макеева, «Республика»

Ссылки по теме: