Чуфут-Кале: неизвестное об известном
Самое древнее упоминание о поселении на скалистом плато связано с набегом орд темника Золотой Орды Ногая на Крымский полуостров в 1299 году.
Среди других городов, подвергшихся разграблению, упоминается и Кырк-Ор (что дословно обозначает «сорок крепостей» на тюркских наречиях). А через двадцать лет эту местность описывает арабский географ Абу-ль-феда, отмечая:
В середине XIV века положение в здешних местах изменилось — пришли татары и надолго. В городе они оставили гарнизон, а восточнее крепостной стены разрешили поселиться караимам-ремесленникам, жившим в долине Ашлама-Дере. Для защиты своей слободы те построили ещё одну оборонительную стену и три башни, укрепив крепость.
Очень быстро Кырк-Ор стал крупным торгово-ремесленным центром Юго-Западного Крыма.
В середине XV века Кырк-Ор становится первой столицей самостоятельного Крымского ханства и называется Кырк-Йер (или Кырк-Ер). Здесь находились резиденции первых крымских ханов. А в начале XVI века строится Бахчисарай, и хан со свитой переезжает туда. В крепости остаются одни караимы (им разрешалось иметь в Бахчисарае мастерские и лавки, но после окончания рабочего дня они должны были возвращаться в свой город), которые называли крепость Джуфт-Кале — двойная крепость. Имелось в виду, что караимы построили восточную оборонительную стену, теперь вместе со средней стеной крепость стала «двойной». Это название превратилось в Джуфут-Кале — иудейская крепость, поскольку её преобладающее население — караимы — было иудейского вероисповедания.
А вот кто такие караимы, или караи по самоназванию, учёные спорят до сих пор. Не вносят ясности и немногочисленные сейчас представители этого этноса. Вот как изложил все версии происхождения своих единоверцев мой знакомый карай Михаил. По одной версии, это потомки побеждённых князем Святославом хазар, тоже исповедовавших иудаизм. Хазары в своё время завоевали Крым, а потом почему-то исчезли, хотя нет сведений о том, что их изгнали силой. Даже если эта версия неверна в целом, то не исключено, что хазары, оставшиеся в Крыму, перемешались потом с ортодоксальными иудеями.
По другой теории, это тюркская народность, принявшая, как и хазары, иудаизм. Сторонники этой версии не имеют единого мнения: с кем это племя пришло в Крым — с хазарами или татарами.
По третьему предположению, караимы — это те же крымские татары, перешедшие в иудаизм.
В научном мире версия воспринимается достаточно серьёзно, ибо разговорным и литературным языком караимов Крыма был несколько видоизменённый крымскотатарский, а библейские тексты на иврите они просто заучивали с детства, не понимая их содержания.
Есть и такая гипотеза. Это — часть рассеянных после разрушения римлянами Иерусалимского храма евреев, не сохранивших чистоту крови из-за долгого пребывания в среде половцев и крымских татар, но сохранивших основы веры.
Пятая версия гласит: караимы — чистокровные иудеи, не признававшие талмудической разновидности иудаизма. Дело в том, что понятие «караим» имеет как религиозно-этнический смысл, так и просто религиозный. Евреи, так именовавшиеся, жили не только в Крыму, но и в Багдаде, Константинополе, Испании, и ничего тюркского в них не было.
В общем, история старая, тёмная. Не то что открывающееся с Чуфут-Кале перед нами пространство: видно пол-Крыма, и мы сидим на тёплых ступенях, которым не одна сотня лет. К знаменитым Большим воротам Чуфут-Кале уходит древняя дорога, как бы зовущая за собой. Миша рассказывает легенду о Джаныке, дочери хана Тохтамыша. Того самого хана, который восстановил власть Золотой Орды над Москвой уже после Куликовской битвы.
По преданию, Джаныке спасла город от жажды во время длительной осады. Всю ночь она носила воду в маленьком кувшине из расщелины в город, и утром набралось целое горное озеро. А хрупкая девочка с первыми лучами солнца умерла. Грустная история.
Но современные историки признают, что Джаныке-ханым была женщиной выдающейся: спасла от смерти своего брата — будущего военачальника Кадыр-Берды-хана, совершила хадж в Мекку и даже правила кырк-орским бейликом. Её тело похоронено здесь, на Чуфут-Кале, и арабская вязь на её мавзолее — не просто эпитафия, а памятник эпиграфики и сельджукского искусства. Чуфут-Кале способен одарить легендами, наполнить историческими фактами и зачаровать простором. И дух стремится за пределы совсем не пещерного города-крепости к другим местам, другим народам, другим историям.
Ссылки по теме:
Среди других городов, подвергшихся разграблению, упоминается и Кырк-Ор (что дословно обозначает «сорок крепостей» на тюркских наречиях). А через двадцать лет эту местность описывает арабский географ Абу-ль-феда, отмечая:
Кыркер находится... в стране ассов, его имя значит по-турецки „сорок человек“. Это укреплённый, труднодоступный замок, он находится на неприступной скале.
В середине XIV века положение в здешних местах изменилось — пришли татары и надолго. В городе они оставили гарнизон, а восточнее крепостной стены разрешили поселиться караимам-ремесленникам, жившим в долине Ашлама-Дере. Для защиты своей слободы те построили ещё одну оборонительную стену и три башни, укрепив крепость.
Очень быстро Кырк-Ор стал крупным торгово-ремесленным центром Юго-Западного Крыма.
В середине XV века Кырк-Ор становится первой столицей самостоятельного Крымского ханства и называется Кырк-Йер (или Кырк-Ер). Здесь находились резиденции первых крымских ханов. А в начале XVI века строится Бахчисарай, и хан со свитой переезжает туда. В крепости остаются одни караимы (им разрешалось иметь в Бахчисарае мастерские и лавки, но после окончания рабочего дня они должны были возвращаться в свой город), которые называли крепость Джуфт-Кале — двойная крепость. Имелось в виду, что караимы построили восточную оборонительную стену, теперь вместе со средней стеной крепость стала «двойной». Это название превратилось в Джуфут-Кале — иудейская крепость, поскольку её преобладающее население — караимы — было иудейского вероисповедания.
А вот кто такие караимы, или караи по самоназванию, учёные спорят до сих пор. Не вносят ясности и немногочисленные сейчас представители этого этноса. Вот как изложил все версии происхождения своих единоверцев мой знакомый карай Михаил. По одной версии, это потомки побеждённых князем Святославом хазар, тоже исповедовавших иудаизм. Хазары в своё время завоевали Крым, а потом почему-то исчезли, хотя нет сведений о том, что их изгнали силой. Даже если эта версия неверна в целом, то не исключено, что хазары, оставшиеся в Крыму, перемешались потом с ортодоксальными иудеями.
По другой теории, это тюркская народность, принявшая, как и хазары, иудаизм. Сторонники этой версии не имеют единого мнения: с кем это племя пришло в Крым — с хазарами или татарами.
По третьему предположению, караимы — это те же крымские татары, перешедшие в иудаизм.
В научном мире версия воспринимается достаточно серьёзно, ибо разговорным и литературным языком караимов Крыма был несколько видоизменённый крымскотатарский, а библейские тексты на иврите они просто заучивали с детства, не понимая их содержания.
Есть и такая гипотеза. Это — часть рассеянных после разрушения римлянами Иерусалимского храма евреев, не сохранивших чистоту крови из-за долгого пребывания в среде половцев и крымских татар, но сохранивших основы веры.
Пятая версия гласит: караимы — чистокровные иудеи, не признававшие талмудической разновидности иудаизма. Дело в том, что понятие «караим» имеет как религиозно-этнический смысл, так и просто религиозный. Евреи, так именовавшиеся, жили не только в Крыму, но и в Багдаде, Константинополе, Испании, и ничего тюркского в них не было.
В общем, история старая, тёмная. Не то что открывающееся с Чуфут-Кале перед нами пространство: видно пол-Крыма, и мы сидим на тёплых ступенях, которым не одна сотня лет. К знаменитым Большим воротам Чуфут-Кале уходит древняя дорога, как бы зовущая за собой. Миша рассказывает легенду о Джаныке, дочери хана Тохтамыша. Того самого хана, который восстановил власть Золотой Орды над Москвой уже после Куликовской битвы.
По преданию, Джаныке спасла город от жажды во время длительной осады. Всю ночь она носила воду в маленьком кувшине из расщелины в город, и утром набралось целое горное озеро. А хрупкая девочка с первыми лучами солнца умерла. Грустная история.
Но современные историки признают, что Джаныке-ханым была женщиной выдающейся: спасла от смерти своего брата — будущего военачальника Кадыр-Берды-хана, совершила хадж в Мекку и даже правила кырк-орским бейликом. Её тело похоронено здесь, на Чуфут-Кале, и арабская вязь на её мавзолее — не просто эпитафия, а памятник эпиграфики и сельджукского искусства. Чуфут-Кале способен одарить легендами, наполнить историческими фактами и зачаровать простором. И дух стремится за пределы совсем не пещерного города-крепости к другим местам, другим народам, другим историям.
Сергей Ткаченко, «Крымская Правда»
Комментарии
Отправить комментарий