У стен древней крепости Чуфут-Кале открыт подземный ход
С 1979 г. мы изучаем гидротехнические сооружения древних крепостей Крыма, что позволило расширить представления об их водоснабжении. Особое внимание привлек город-крепость Чуфут-Кале под Бахчисараем. Историк и археолог И.А. Баранов относит ее к типичным хазарским укреплениям. Крепость построена на обособленном плато, где нет естественных выходов подземной воды. В прошлом здесь проживало более тысячи человек, город функционировал сотни лет и опустел лишь в середине XIX в. Но и поныне он остается главной древней святыней малочисленных крымских караимов, живущих преимущественно в Крыму, на Украине, а также в России (наиболее крупная община в Москве), Литве, Польше, Франции. В крепости сохранились древние храмы-кенасы. Айрук-Йол (Святой путь) ведет от них к расположенному неподалеку родовому кладбищу-святилищу Балта-Тиймэз (Топор не коснется) со священными дубами.
В Крымском ханстве за защиту крепости караев причисляли к привилегированному военному сословию тарханов. После расширения крепости на восток ее древнюю часть стали называть Эски-Кале (Старая крепость), а новую — Йаны-Кале (Новая крепость), а обе крепости вместе — Джуфт-Кале или Кош-Кале (Парная крепость). Это название выродилось в созвучное, но этимологически неверное, официальное Чуфут-Кале.
Крымские караимы всегда уделяли крепости большое внимание. В 1917 г. проблемы родового гнезда рассматривал национальный съезд в Евпатории. Обсуждались вопросы о ремонте, достойном содержании святыни, создании музея, организации метеостанции и т.д. Приняли решение о сборе пожертвований на нужды святыни во всех храмах-кенасах (к 1918 г. в России их было более двадцати). Особое внимание обращали на проблемы водоснабжения. Постановили просить "исследовать вопрос о возможности добыть в Кале воду" известных специалистов по гидротехническим работам и геологии — проф. О. Кобецкого (Киев) и проф. И. Танатара (Екатеринослав, ныне Днепропетровск).Для поддержания святыни был создан специальный фонд. 100 тыс.руб. поступило на работы по водоснабжению, но их так и не начали из-за гражданской войны. К исследованию проблем водоснабжения удалось вернуться только в наше время, но уже не с прежним размахом.
Старейшины караимов помнят о доставке питьевой воды в крепость через Восточные ворота из фонтана Юсуф-Чокрак и через Малые ворота по Эшэк-йол (Ослиной тропе) из источника Карай-Чокрак и фонтана Гази-Мансур. Для технических целей служили тщательно и умело собиравшиеся атмосферные осадки. Почти в каждой усадьбе имелись бассейны, наливные колодцы и другие емкости для воды. Большие бассейны общего пользования зимой заполняли снегом. Запасы воды в виде снега и льда хранили в пещерах, укрыв соломой и войлоком. Большинство сооружений для сбора воды ныне разрушены либо засыпаны. Раньше их регулярно чистили и приводили в порядок.
В период боевых действий и блокирования крепости неприятелем воду получали из осадной системы гидротехнических сооружений. Сведений о ней до настоящего времени было ничтожно мало. Краткая информация есть в публикации С. Шапшала (1895). Позже М. Фиркович писал (1907): "В Кале в былое время существовал еще один грандиозный колодец, называемый Тик-Кую, то есть колодец перпендикулярный. Сам колодец с водой находился за Кале, недалеко от Кичик-Капу (Малых ворот. — Авт.); (1907): "В Кале в былое время существовал еще один грандиозный колодец, называемый Тик-Кую, то есть колодец "Слепой колодец". Ход же к этому колодцу был в Кале на Бурунчаке (участок плато западнее крепости. - Авт.), откуда косо вырублен туннель к воде. Отверстие этого туннеля на Бурунчаке ныне скрыто под кучею камней". Авторы этих публикаций знали крепость не понаслышке, и в своих поисках мы опирались на эти данные, хотя они давали только самые общие сведения.
К началу поисков мы располагали неоднозначными сведениями о связанных с колодцами подземными галереями. Судя по имевшейся информации, с учетом особенностей рельефа и геологического строения наиболее короткий путь к воде из крепости мог проходить в сторону источника Карай-Чокрак. В этом направлении мы и сосредоточили поиски колодца Сокур-Кую. Наше внимание (интуиция?) привлекло небольшое углубление в 150 метрах западнее ворот Кичик-Капу и в 35 метрах южнее крепостной стены Пенджере-Исар (Стена с окном). Положение места не противоречило имеющимся сведениям. В августе 1998 г. мы начали поисковый раскоп, и уже на второй день было вскрыто устье колодца.
В поисковых работах, кроме авторов статьи, участвовали О. Гривенников, А. Бабаджан и Г. Катык. Постоянными участниками дальнейших работ стали Г. Шембелев, Ю. Шаповалов, М.И. Кальфа. В общей сложности были задействованы более сорока человек. Работы велись при поддержке Центра спелеотуризма "Оникс-Тур", Ассоциации крымских караимов и Института минеральных ресурсов (Симферополь). Трудились в свободное время (выходные дни).
В 1998 г. было пройдено вглубь 6,2 м., в 1999 г. — более 15 м., в 2000 г. и начале 2001 г. — около 9 м. Колодец был заполнен хаотически расположенными глыбами известняка и суглинистым материалом, без признаков стратификации. В заполнителе присутствовали редкие обломки керамики и кости животных.
Диаметр колодца у устья — 1,8 м. На глубине от 5 до 14,5 м. — 1,4 м., далее до глубины 27 м. — от 2 до 2,2 м.
Когда колодец был расчищен до глубины 25 м., неожиданно открылся широкий подземный ход-галерея,также заваленный камнями.
Возглавляемый директором "Оникс-Тур" А.Ф. Козловым инженерный отряд во взаимодействии с детским спелеоклубом "Светлячок" в течение последних двух месяцев ведут активные работы по очистке галереи от породы. Археологический контроль за ведением работ взял на себя Бахчисарайский историко-археологический заповедник. После расчистки почти на всем протяжении хода оказались вырубленные широкие ступени. Вблизи от начала галереи ответвляется небольшой ход. Общая длина расчищенных ходов составила около 100 м. Высота галереи — от 1,8 до 2,2 м. при ширине от 1,8 до 2,4 м. На своде галереи видны нечеткие поздние надписи (латынь и арамейский шрифт).
Местами свод покрыт мелкими сталактитами конденсационного происхождения. Верхняя часть подземного хода оказалась заполнена глыбами известняка и суглинком.
Полуинструментальная съемка показала, что верхний конец галереи находится под днищем слабо выраженной с поверхности воронки, и стало ясно, что близок второй входной колодец. Расчистка воронки на глубину 6 м. позволила проникнуть в подземную галерею с восточного конца. Здесь были обнаружены фрагменты кладки из тесаных камней, возможно представляющей фундамент башни или другого сооружения. На некоторых камнях процарапаны четырехконечные кресты.
Из колодца были извлечены на поверхность сотни тонн заполнителя. На глубине 27 м. колодец расширился почти до 5 м. за счет пологого винтового спуска шириной более метра, начавшегося от портала галереи. Нижняя его часть все еще остается скрытой под навалом глыб, суглинка и щебня.
В настоящее время глубина основного колодца составляет 30,4 м., и сколько еще осталось до дна, пока неясно. Объем и сложность работ резко возросли, и требуются усилия мощной специализированной организации с опытом исследования, оборудования и эксплуатации подземных пустот. Единственная организация подобного рода в Крыму — Центр спелеотуризма "Оникс-Тур", известный и за пределами полуострова. Им оборудованы по мировому классу карстовые пещеры Мраморная и Эмине-Баир-Хосар на Чатырдаге.
В одном из вариантов система подземных сооружений называется по караимски "Ашырын-йол" (тайный или скрытый путь), подземную галерею со ступеньками именуют "Алтын мердвен" — золотая лестница. Причина второго названия не вполне ясна, возможно, вода, к которой должен привести скрытый путь, ценилась как золото.
По-видимому, система подземных сооружений служила не только для скрытого подхода к воде. При необходимости в ней могли укрыться сотни людей. Ныне приобретают реальный смысл казавшиеся ранее сказочными фольклорные сюжеты об исчезающем войске и о князе с отрядом джигитов, который обладал способностью появляться одновременнои на стенах крепости и в тылу врага. Не исключено и культовое назначение подземного сооружения в нижней части основного колодца, что могло бы послужить дополнительным объяснением ореола тайны, окружавшей "скрытый путь", известный только посвященным.
Найденная подземная система у стен древней крепости поставила множество вопросов о назначении колодца и галереи, времени их сооружения, происхождения надписей и граффити, связи ходов с караимскими преданиями. Не исключен и чисто сенсационный вывод о сооружении подземного хода и колодца до появления самой крепости. Ясно одно — дальнейшая расчистка ходов и их исследование помогут раскрыть еще одну большую тайну Крыма.
Литература
- Баранов И.А. Хазарские городища. Тарика в эпоху раннего средневековья. — Киев: Наукова думка, 1990. — С. 54—69.
- Карай (крымские караимы): История, культура, святыни. — Симферополь, 2000. — С. 56.
- Караимская народная энциклопедия — М., 1995. — Т.1. — С. 248
- Протоколы заседаний общенационального караимского съезда // Известия Караимского духовного правления. — Евпатория, 1917. — №5—6. —С. 22-23.
- Сборник старинных грамот и узаконений Российской империи касательно прав и состояния русско-подданных караимов. — СПб., 1890. — С. 223.
- Фиркович М.Я. Старинный караимский городок Калэ, называемый ныне "Чуфут-Калэ". — Вилъна, 1907. — С. 48.
- Шапшал С. Караимы и Чуфт-Кале в Крыму. — СПб., 1895.
Ю.А. Полканов, Ю.И. Шутов