8 сентября 2010 г.

Как я организовал в центре Симферополя «левую» парковку

Надев для солидности оранжевый жилет и сунув под мышку калькулятор, я организовал в центре Симферополя «левую» парковку.

Парковщик в Симферополе

— Да у вас в любом месте, чтобы поставить машину, приходится платить, — возмущался мой товарищ из Киева, изрядно поколесивший летом по Крыму на своей «Шкоде». — Только закрыл дверь — уже бегут. Частное предприятие «Дери деньгу с туриста», «Плати за асфальт» и прочая шушера... И берут ведь по десять, двадцать гривен за час, как будто так и надо!

Проверить законность всех платных парковок, которые как грибы вырастают в курортный сезон на полуострове и «живут» вплоть до октября, корреспонденты газеты просто не в состоянии. Стоянки появляются и исчезают, как сталкеры. Вместе с парковщиками. Мы решили провести эксперимент и «открыть» в Симферополе стихийную парковку. А проще говоря, попытаться нагло и незаконно «сшибать» деньгу с доверчивых автолюбителей.

Оранжевый жилет, взятый напрокат у дворника за два литра тёплого пива, жмёт в подмышках. Буквы «ЖЭО» на груди надёжно закрывает самодельный бейдж с вымышленной фамилией и переснятой из Интернета картинкой антикварного авто. Старый калькулятор «Касио», больше похожий на маленькую печатную машинку, — за пазуху, последний взгляд на свой «прикид» в зеркало уборной на Куйбышевском рынке.

Открываю дверь рывком, выхожу. Прохожие и билетёрша туалета бросают в мою сторону косые взгляды. Несмотря на старания и экипировку, я всё-таки больше похож на дворника, чем на парковщика.

Девять часов утра. Кольцо возле памятника Богдану Хмельницкому заполняют авто. Лоснятся полированными боками иномарки, жмутся к бордюрам изделия российского и украинского автопрома. Место здесь выбрали не случайно: по слухам, в кафе по соседству любят побаловать себя вкусненьким чиновники разных рангов и ведомств. Мол, кухня тут хорошая, да и выпить можно. Все мы — люди.

Около часа я прохаживаюсь возле авто и их владельцев, курю сигарету за сигаретой, сижу на лавке и не решаюсь выбрать первую «жертву». Совестно и неудобно.

Из кафе к «Дэу», традиционной золотистой окраски, подходит пожилая тучная женщина. Пора! Сейчас или никогда! Срываюсь со скамейки и мчусь к «жертве», по пути совершенно некстати размышляя, почему в городе так много золотистых «Дэу»? Авто похожи на бутсы футболистов. Хозяйка «кеда» долго возится в сумочке, выуживая брелок сигнализации и ключи.

— Мадам, — нарочито развязной походкой «подгребаю» к женщине. — А парковку что, оплачивать не надо?

Зачем-то тычу уголком калькулятора в бейджик на своей груди и с притворным удивлением вскидываю брови. Автолюбительница хмуро и не менее удивлённо окидывает мой маскарадный костюм. «Пропал», — решаю, на ходу обдумывая не слишком позорные пути отступления. Может, открыться и сказать, что никакой я не мошенник, а журналист?

— А здесь же раньше бесплатно было, — слышу робкое возражение вместо ожидаемого потока брани, жёсткого отпора и советов, куда мне идти.

Неуверенный тон первой «жертвы» меня вдохновляет.

— Раньше бесплатно и талоны на повидло давали, — смотрю в глаза. — Пять гривен. Иначе бригаду блокираторщиков вызываю. Тогда заплатите двести штрафа.

Легенда о бригаде и штрафах, выдуманная на лету, действует. Мадам роется в сумке ещё несколько секунд и выуживает помятую пятёрку. Беру деньги с ощущением того, как легко в нашей стране обманывать людей.

И как легко стать мошенником.

Полчаса такой «работы» — и наглости и уверенности во мне столько, что я готов брать с автовладельцев за каждое колесо, стоящее на «моём» асфальте. Плюс ещё полцены за «запаску». Но ограничиваю свои аппетиты скромной пятёркой.

— Ни гвоздя, — покровительственно киваю парню-новичку за рулём, прячу очередную пятёрку в карман и выхожу на проезжую часть «дирижировать». Останавливаю красную «девятку» и «вывожу», размахивая руками, припаркованную «Ниву». Её хозяин оказался одним из девяти доверчивых симферопольцев, готовых отдать свои деньги первому встречному в оранжевом жилете. Большинство из них — водители дешёвых иномарок или подержанных «лад». Отдельными «звёздами» в моём послужном списке значились хозяева новеньких «БМВ» и «Тойоты», с которых тоже удалось сбить дань. «Выходит, что богатые тоже платят и их тоже можно „развести“, — удовлетворённо думал я. — Пусть для них эта пятёрка ничего не значит, но всё-таки!».

Из открытой дверцы «Мерседеса» сначала показывается бежевая кожаная туфля, затем авто раскачивается на амортизаторах, выпуская из просторного салона неимоверно тучное тело своего хозяина.

— Парковка — пять гривен, будьте любезны, — появляюсь перед «сумоистом», не дождавшись, когда он вытащит себя полностью из автомобиля.

— Слышь, малый, не балуй! — бросает он и хлопает дверцей.

— Куда? — бегу следом и кричу: — Деньги давай.

Широкая, взмокшая спина в дорогой сорочке останавливается. Мужик разворачивается, показывая такое же мокрое, но круглое пузо.

— Разрешение и документы, — рычит красномордый почти мне в ухо. — Нету? Так съ..ись отсюда.

Облом. Ретируюсь и даже совсем не обижаюсь на толстяка. Так и надо. На борзость — борзостью. Может быть, поэтому он и ездит на таком дорогом автомобиле, что не платит дань всяким проходимцам? В отличие от большинства сограждан, загнанных и запуганных.

Размышляя об этом, пересчитываю выручку: за час работы — сорок пять гривен. Вот так, запросто. Буквально с асфальта в центре крымской столицы. А если бы я работал восемь часов? Триста шестьдесят гривен! А за месяц получается почти одиннадцать тысяч! А где в Крыму, легально работая, можно заполучить такие деньжищи? И ведь при этом нелегальному парковщику не потребуются ни диплом о высшем образовании, ни водительские права. Даже знания элементарных правил дорожного движения и то никто не проверит!

Сам себе начальник, сам себе голова. Ни подоходных налогов, ни пенсионных сборов, ни профсоюзных взносов... Совсем как в том крылатом выражении: «Государство — это я!». Что хочу, то и делаю! И никто даже не поинтересовался, на каком основании я людей обираю! А сколько таких «предприимчивых» молодчиков шмыгают по полуострову, появляются то тут, то там, скрываясь от правоохранителей? Этого мы сказать не можем. Можем разве что попросить: не платите проходимцам-парковщикам! Требуйте документы.

Что делать, дабы вас не «развели»? С таким вопросом мы обратились к эксперту.

— Лицензия, уставные документы, свидетельство о регистрации и фамилии лиц, которые занимаются парковочной деятельностью, должны находиться в открытом доступе на стенде возле стоянки, — рассказывает председатель международной лиги защиты прав граждан Украины Эдуард Багиров. — Кроме того, требуйте у парковщиков предъявить именной жетон или удостоверение личности. Обязательно берите кассовый чек. Если возникают опасения — фотографируйте парковщиков, стоянку, предъявленные документы. Это даст вам возможность обратиться в милицию по факту незаконного взимания поборов.

Кстати, по данным, полученным «Крымской правдой» в мэрии Симферополя, в первом полугодии от городских парковок в бюджет поступило 106,3 тысячи гривен. То есть шестнадцать платных парковок (а это 1009 парковочных мест!), за день работы перечисляют городу 590 гривен с копейками. Негусто как-то получается...

— Меня тоже настораживают эти цифры, и я считаю, что парковки должны давать больше, — говорит мэр Симферополя Геннадий Бабенко. — Буквально десять дней назад я отдал распоряжение горотделу милиции проверить эту сферу и сделать выводы. Этим же занимается и налоговая милиция. Вот когда они дадут отчёт, тогда и узнаем, что там и как, и сколько в день должен получать город с парковочных мест.

P. S. Собранные мной средства будут переданы на благотворительность или по первому требованию возвращены владельцам.


В тему

Севастополь стал первым на Украине городом, где местные власти отменили взимание платы за парковку. По крайней мере так утверждают в Севастопольской городской государственной администрации. По сообщению пресс-службы СГГА, глава администрации Валерий Саратов сделал соответствующее заявление и попросил сообщать о попытках взять с автовладельцев плату за парковку. Тем не менее считать Севастополь пионером в области «бесплатных парковок» нельзя: ещё в середине января прошлого года в Москве упразднили службу платных парковок. Чиновники решили, что толку от нее немного — парковщики собирали наличку не в бюджет, а себе в карман. Даже установка паркоматов не очень помогла. Жулики продолжали втихую обирать москвичей, ссылаясь на то, что техника сломалась или не работает и рассчитываться надо с ними. А в Киеве не смог досчитаться стояночных миллионов экс-министр ЖКХ Алексей Кучеренко. Там парковочных мест побольше, чем в Симферополе: семнадцать тысяч! «Если взять минимум десять гривен в сутки, я выхожу на сумму шестьдесят миллионов гривен (в год. — Авт.), которую бюджет города должен был собрать, — подсчитал Кучеренко. — Когда я поинтересовался, сколько реально получили, оказалось не шестьдесят миллионов, а шесть!».

Кирилл Железнов, «Крымская Правда»

Ссылки по теме: