Белогорье — мекка для кинематографистов
Так получилось, что за один день несколько раз открыл заново окрестности Белогорска — по телевизору. Детский канал транслировал «Всадника без головы», «Наше кино» почти в то же время показывало прогремевший в конце 70-х фильм «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты», а вечером один из каналов дал ещё и относительно свежий «Код апокалипсиса» с Анастасией Заворотнюк в главной роли. На следующий день шла классическая советская комедия «Менялы», и снова в конце фильма улетала куда-то вниз Белая Скала. Действительно, Белогорье — гигантская декорация к многим советским и российским фильмам.
То, что Белая Скала (Ак-Кая) — настоящая Мекка для кинематографистов, известно с незапамятных времён. Фильмография с её планами довольно обширна. Трудно сейчас назвать первый фильм, в котором «снялись» известняковые скалы и степные косогоры. Но самый массовый — можно. Это, по мнению многих, «Всадник без головы» — вестерн и детектив, снятый Владимиром Вайнштоком в 1973 году по мотивам одноимённого романа Майна Рида. Совместное производство СССР и Кубы стало в какой-то мере открытием для советского зрителя новых лиц и новых реалий — вестерны советские зрители ещё не видели.
Владимир Григорьевич Килесса в те годы работал в райисполкоме и по роду деятельности, да и по своей увлечённости контактировал со съёмочной группой. До сих пор в его архиве хранится машинописный сценарий фильма с автографами кинематографистов и актёров. Охотно показывает множество фотографий с моментами съёмок и досуга киношников.
— Во время съёмок фильма «Всадник без головы» я обратился к режиссёру-сценаристу этого фильма Владимиру Петровичу Вайнштоку с вопросом: «Почему вы проводите эти съёмки именно на Белой Скале?» — рассказывает Владимир Килесса. — Не раздумывая, он ответил: «Ваша Белая Скала и её окрестности — копия ландшафта латиноамериканских прерий, следовательно, везти туда съёмочную группу дорого, да и острой необходимости в этом нет».
Да, именно это свойство — похожесть на американские пейзажи Дикого Запада — и предопределило киношную судьбу Белой Скалы и её окрестностей. Однако не всё просто в геологии тех мест. Например, действие того же «Всадника без головы» происходит в Техасе, где-то на границе с Мексикой, в 1850 году. Но дело в том, что Техас — огромная страна с разнообразными природными условиями, по территории занимающая второе место в США (почти семьсот тысяч квадратных километров) после Аляски и второе место после Калифорнии по численности населения — почти двадцать три миллиона человек. Интересно, что этот штат когда-то был даже отдельной республикой. Кстати, как раз за несколько лет до событий в романе Майна Рида он был принят в состав США в качестве штата — равноправного члена союза. Иногда даже появляются разговоры о выходе Техаса из Соединённых Штатов. Правда, их никто не воспринимает всерьёз. А ведь Техас — один из центров американского сельского хозяйства, скотоводства, образования, нефтегазовой и химической промышленности, финансовых институтов, американской космической индустрии и место убийства президента Джона Кеннеди.
Но вернёмся к его геоморфологии, то есть к строению, происхождению, истории развития и динамике рельефа поверхности. Большая часть Техаса представляет собой равнины, покрытые кустарником, всё более редеющим к западу, где начинаются степи и пустыни. На востоке и юго-востоке сохранились саванны и дубово-сосновые леса. Некоторую схожесть с крымской Внутренней грядой носят несколько плато на юге Великих равнин — своими куэстами-косогорами. Но отложения горных пород несколько моложе ак-кайских, верхнемеловых и палеогеновых. Но обычному туристу не до этих тонкостей. И там и у нас — известняк, а местности похожи только на первый взгляд. Особенно известный техасский каньон Пало Дуро — изумительное горное формирование, считающееся вторым по величине каньоном в США:
В общем, снимали Белую Скалу и скалы вокруг, находясь как бы в Северной Америке. Именно поэтому практически все последующие советские вестерны и комедийные ленты «про индейцев и ковбоев» привязаны к этим местам: «Мустанг-иноходец», «Вооружён и очень опасен» (кстати, снятый тем же Вайнштоком, влюблённым в Белогорск), «Деловые люди», «Человек с бульвара Капуцинов». Интересный фильм — рок-опера «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты» по поэме Пабло Неруды тоже снят под бело-кремовым обрывом. Кстати, весьма талантливое и незаслуженно забытое музыкальное произведение, написанное Алексеем Рыбниковым. О свинском отношении американцев к чилийским переселенцам и о возмездии. Посёлок старателей построили на осыпях у подножия Белой Скалы, ближе к горе Аджилар. Несмотря на некоторую мрачность темы, наверное, это самая удачная и красивая «роль» Ак-Каи в кино.
А помните советский детектив об американской жизни с прибалтийскими актёрами — «Мираж»? Это тот самый, когда горстка бандитов украла броневик (преобразованная «Нива»). Фильм создан по роману Джеймса Хедли Чейза «Весь мир в кармане», и его события разворачиваются в штате Невада. Это, правда, совсем не похоже на Крым. Ничего, зато игра актёров хорошая. Помнится ещё с детства, было жалко одного из героев, Джипо, которого укусила кобра. Сразу подумалось: откуда в Америке кобры? На худой случай — гремучая змея. А дальше камера уходила, показывая окрестности Белогорска, и радовался: опасных гадов в наших местах нет! И не радовала финальная сцена, когда разуверившиеся герои прыгают с Белой Скалы.
Здесь же снимались и другие фильмы: «Короли и капуста», «Чиполлино», в котором играл роль сам автор сказки — Джанни Родари. А трогательная и трагическая история о волках — «Лобо» — помнится тоже с детства. Из рассказов В. Килессы оказалось, что эту картину и в жизни преследовали несчастья. «В съёмках фильма „Лобо“ принимали участие дрессированные волки. Однако, по рассказу Эрнеста Сетон-Томпсона „Лобо“, у вожака стаи серых волков была любимая волчица Бланка, белого цвета. Так как такую найти не смогли, то решили из серой сделать белую, то есть её покрасить. Но — о ужас! — волчица от таких перемен погибла от разрыва сердца», — пишет Килесса в своей книге «Дивный край старины глубокой».
А ещё и фантастику тут снимали, например, фильм «День гнева» по рассказу известного писателя-фантаста Севера Гансовского. А ведь это был, можно сказать, первый советский фильм ужасов. Там так живописно показаны ночью скалы у бывшего селения Мушаш, это севернее куэсты Ак-Каи. Герой Алексея Петренко хорошо смотрится на их фоне. Помнится, как-то заночевал в тех же краях и ворочался всю ночь. В голову лезли образы, фрагменты кинофильма, и жутко становилось от мысли об отарках — звероподобных мыслящих существах, лишённых эмоций и человеческой морали.
Да и современные фантастические картины — «Код апокалипсиса» с Заворотнюк, «Обитаемый остров» Бондарчука — во многом белогорские по месту съёмок.
Конечно, трудно назвать все фильмы, в которых в эпизодах и задние планы — наше родное Белогорье. Но один, думаю, этапный. Это комедия-вестерн Аллы Суриковой по сценарию Эдуарда Акопова «Человек с бульвара Капуцинов», лидер проката в 1987 году. А эпизод, наверное, ключевой и пророческий: ковбой-разбойник Чёрный Джек в блестящем исполнении Михаила Боярского на фоне громады Белой Скалы говорит: «Эту страну погубит коррупция!». Как он оказался близок и современен. Как близко и современно любое кино, снятое в Крыму.
То, что Белая Скала (Ак-Кая) — настоящая Мекка для кинематографистов, известно с незапамятных времён. Фильмография с её планами довольно обширна. Трудно сейчас назвать первый фильм, в котором «снялись» известняковые скалы и степные косогоры. Но самый массовый — можно. Это, по мнению многих, «Всадник без головы» — вестерн и детектив, снятый Владимиром Вайнштоком в 1973 году по мотивам одноимённого романа Майна Рида. Совместное производство СССР и Кубы стало в какой-то мере открытием для советского зрителя новых лиц и новых реалий — вестерны советские зрители ещё не видели.
Владимир Григорьевич Килесса в те годы работал в райисполкоме и по роду деятельности, да и по своей увлечённости контактировал со съёмочной группой. До сих пор в его архиве хранится машинописный сценарий фильма с автографами кинематографистов и актёров. Охотно показывает множество фотографий с моментами съёмок и досуга киношников.
— Во время съёмок фильма «Всадник без головы» я обратился к режиссёру-сценаристу этого фильма Владимиру Петровичу Вайнштоку с вопросом: «Почему вы проводите эти съёмки именно на Белой Скале?» — рассказывает Владимир Килесса. — Не раздумывая, он ответил: «Ваша Белая Скала и её окрестности — копия ландшафта латиноамериканских прерий, следовательно, везти туда съёмочную группу дорого, да и острой необходимости в этом нет».
Да, именно это свойство — похожесть на американские пейзажи Дикого Запада — и предопределило киношную судьбу Белой Скалы и её окрестностей. Однако не всё просто в геологии тех мест. Например, действие того же «Всадника без головы» происходит в Техасе, где-то на границе с Мексикой, в 1850 году. Но дело в том, что Техас — огромная страна с разнообразными природными условиями, по территории занимающая второе место в США (почти семьсот тысяч квадратных километров) после Аляски и второе место после Калифорнии по численности населения — почти двадцать три миллиона человек. Интересно, что этот штат когда-то был даже отдельной республикой. Кстати, как раз за несколько лет до событий в романе Майна Рида он был принят в состав США в качестве штата — равноправного члена союза. Иногда даже появляются разговоры о выходе Техаса из Соединённых Штатов. Правда, их никто не воспринимает всерьёз. А ведь Техас — один из центров американского сельского хозяйства, скотоводства, образования, нефтегазовой и химической промышленности, финансовых институтов, американской космической индустрии и место убийства президента Джона Кеннеди.
Но вернёмся к его геоморфологии, то есть к строению, происхождению, истории развития и динамике рельефа поверхности. Большая часть Техаса представляет собой равнины, покрытые кустарником, всё более редеющим к западу, где начинаются степи и пустыни. На востоке и юго-востоке сохранились саванны и дубово-сосновые леса. Некоторую схожесть с крымской Внутренней грядой носят несколько плато на юге Великих равнин — своими куэстами-косогорами. Но отложения горных пород несколько моложе ак-кайских, верхнемеловых и палеогеновых. Но обычному туристу не до этих тонкостей. И там и у нас — известняк, а местности похожи только на первый взгляд. Особенно известный техасский каньон Пало Дуро — изумительное горное формирование, считающееся вторым по величине каньоном в США:
В общем, снимали Белую Скалу и скалы вокруг, находясь как бы в Северной Америке. Именно поэтому практически все последующие советские вестерны и комедийные ленты «про индейцев и ковбоев» привязаны к этим местам: «Мустанг-иноходец», «Вооружён и очень опасен» (кстати, снятый тем же Вайнштоком, влюблённым в Белогорск), «Деловые люди», «Человек с бульвара Капуцинов». Интересный фильм — рок-опера «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты» по поэме Пабло Неруды тоже снят под бело-кремовым обрывом. Кстати, весьма талантливое и незаслуженно забытое музыкальное произведение, написанное Алексеем Рыбниковым. О свинском отношении американцев к чилийским переселенцам и о возмездии. Посёлок старателей построили на осыпях у подножия Белой Скалы, ближе к горе Аджилар. Несмотря на некоторую мрачность темы, наверное, это самая удачная и красивая «роль» Ак-Каи в кино.
А помните советский детектив об американской жизни с прибалтийскими актёрами — «Мираж»? Это тот самый, когда горстка бандитов украла броневик (преобразованная «Нива»). Фильм создан по роману Джеймса Хедли Чейза «Весь мир в кармане», и его события разворачиваются в штате Невада. Это, правда, совсем не похоже на Крым. Ничего, зато игра актёров хорошая. Помнится ещё с детства, было жалко одного из героев, Джипо, которого укусила кобра. Сразу подумалось: откуда в Америке кобры? На худой случай — гремучая змея. А дальше камера уходила, показывая окрестности Белогорска, и радовался: опасных гадов в наших местах нет! И не радовала финальная сцена, когда разуверившиеся герои прыгают с Белой Скалы.
Здесь же снимались и другие фильмы: «Короли и капуста», «Чиполлино», в котором играл роль сам автор сказки — Джанни Родари. А трогательная и трагическая история о волках — «Лобо» — помнится тоже с детства. Из рассказов В. Килессы оказалось, что эту картину и в жизни преследовали несчастья. «В съёмках фильма „Лобо“ принимали участие дрессированные волки. Однако, по рассказу Эрнеста Сетон-Томпсона „Лобо“, у вожака стаи серых волков была любимая волчица Бланка, белого цвета. Так как такую найти не смогли, то решили из серой сделать белую, то есть её покрасить. Но — о ужас! — волчица от таких перемен погибла от разрыва сердца», — пишет Килесса в своей книге «Дивный край старины глубокой».
А ещё и фантастику тут снимали, например, фильм «День гнева» по рассказу известного писателя-фантаста Севера Гансовского. А ведь это был, можно сказать, первый советский фильм ужасов. Там так живописно показаны ночью скалы у бывшего селения Мушаш, это севернее куэсты Ак-Каи. Герой Алексея Петренко хорошо смотрится на их фоне. Помнится, как-то заночевал в тех же краях и ворочался всю ночь. В голову лезли образы, фрагменты кинофильма, и жутко становилось от мысли об отарках — звероподобных мыслящих существах, лишённых эмоций и человеческой морали.
Да и современные фантастические картины — «Код апокалипсиса» с Заворотнюк, «Обитаемый остров» Бондарчука — во многом белогорские по месту съёмок.
Конечно, трудно назвать все фильмы, в которых в эпизодах и задние планы — наше родное Белогорье. Но один, думаю, этапный. Это комедия-вестерн Аллы Суриковой по сценарию Эдуарда Акопова «Человек с бульвара Капуцинов», лидер проката в 1987 году. А эпизод, наверное, ключевой и пророческий: ковбой-разбойник Чёрный Джек в блестящем исполнении Михаила Боярского на фоне громады Белой Скалы говорит: «Эту страну погубит коррупция!». Как он оказался близок и современен. Как близко и современно любое кино, снятое в Крыму.
Сергей Ткаченко, «Крымская Правда»
Читайте также: