Кинематограф в Крыму сто лет назад
«Усовершенствованный американский биоскоп, живая движущаяся фотография», «полное натуральное движение людей и предметов, полнейшая поразительная иллюзия!», «лучший в мире синематограф Люмьера» — такие рекламные объявления в начале ХХ века появились в крымских газетах и на афишных столбах. А вслед за ними на гастроли в Крым прибыли «переезжие», или «подвижные», как их тогда называли, кинематографы и показали крымчанам обещанное чудо.
СКАНДАЛ С МОРСКИМ ПРИБОЕМ
Богатая крымская публика смотрела первые фильмы в театральных залах и административных зданиях. Для публики попроще под «электробиограф», «иллюзион», «биоскоп» (значение у всех этих слов было одно — кинотеатр) отводился любой сарай, амбар, склад или магазин. В общем, годилось все, что имело крышу и могло укрыть от дождя. В «зрительном зале» отгораживалась будка для аппарата, обычно у входа в помещение, под экраном располагался пианист. Мебель состояла из скамеек, разносортных стульев, но часто сеансы давались и без мебели. Зрители выходили и входили в зал как кому заблагорассудится, экран был плохо виден — пол не был наклонным. И титры немых фильмов малограмотной публике не всегда были понятны. Впрочем, это было и неважно — картинки, движущиеся на экране, словно живые, уже сами по себе были захватывающим зрелищем. Однако из-за этого случались и скандалы, подобные тому, что произошел при первых гастролях «подвижного» кинематографа в Симферополе. «Когда с экрана на зрителей устремился морской прибой — в партере началась паника. Публика перепугалась и ринулась к выходу, ломая стулья. Некоторые возвратились домой не только с синяками, но и с переломанными ребрами. Многие дамы упали в обморок. Сеанс пришлось прекратить», — вспоминал очевидец.
В ЧЕСТЬ КУПЦА И ПОЭТА
Первым стационарным крымским кинотеатром был столичный «Баян», открывшийся в1904-м. Зал «Баяна» вмещал 800 человек и, если верить рекламе, имел центральное отопление и хорошую вентиляцию. Есть версия, что свое необычное название кинотеатр получил в честь симферопольца Владимира Ивановича Сидорова (на фото). Он был купцом, владел хорошим собственным домом на улице Долгоруковской (К. Либкнехта). А еще он считал себя поэтом-футуристом, писал стихи и печатал их на собственные средства в газете под псевдонимом Вадим Баян. В 1913–1914-м Сидоров—Баян организовал турне по Крыму для Северянина, Маяковского, оплатив все расходы из собственного кармана. Советская власть, видимо, была равнодушна к заслугам местного поэта и мецената и переименовала «Баян» сначала в «Звезду революции», затем в «Большевик», а после перехода Крыма в состав Украины — в кинотеатр им. Т. Шевченко.
Вторым симферопольским кинотеатром стал «Лотос» («Спартак») — он открылся в 1909–1910-м. Затем появились «Иллюзион», «Ампир» и «Трианон» — ни один из них до наших дней не сохранился.
ГОСУДАРЕВ ПЕРСТЕНЬ
С Крымом связана история появления первого отечественного полнометражного фильма «Оборона Севастополя» — он длился 100 минут вместо обычных тогда10–15. Фильм был новаторским не только по хронометражу: он снимался на местах подлинных боев, в нем использовались документальные кадры, актеры появлялись на экране вместе с оставшимися в живых ветеранами Крымской войны. Но при премьере фильма его продюсеру — кинопредпринимателю Александру Ханжонкову — все же пришлось поволноваться. Первый показ «Обороны Севастополя» состоялся в ноябре 1911-го в Ливадии, причем это был «сеанс в Высочайшем присутствии» — зрителями стали император и члены царской семьи. Поначалу все шло благополучно — на экране разворачивалось действие фильма, оркестр за сценой сопровождал его музыкой. Но во время драматического эпизода потопления корабля вдруг раздался разухабистый мотив «Барыни», а затем, во время танца маркитантки (так называли торговок съестным, следовавших за войском), послышалось молитвенное песнопение. Оркестр перепутал порядок музыкальных номеров, и Ханжонков обмер от ужаса: «Я желал одного: окончания сеанса. Мне казалось, что собравшиеся оскорблены нашим представлением. Поэтому для меня было приятной неожиданностью, когда в зале раздались аплодисменты и царь, уходя со спектакля, остановился около меня и поблагодарил за труды». Благодарность была не только устной — государь пожаловал Ханжонкову бриллиантовый перстень со своей руки. После этого «крымского крещения» фильм с огромным успехом демонстрировался в кинотеатрах. Его сопровождала не только музыка, но и звуковые спецэффекты — холостые выстрелы за кулисами имитировали экранную стрельбу и пушечные залпы. Правда, сеансы приходилось прерывать, чтобы проветрить помещение от порохового дыма.
Фильмы часто снимались по сюжету популярных песен или романсов. Правда, первоисточник нередко подвергался вольной обработке. Так, в первом отечественном художественном фильме «Стенька Разин» (1908), иллюстрирующем известную историю утопления персидской княжны, у атамана появлялся соперник — некий принц Хасан. Также были весьма популярны всевозможные любовные драмы, в которых бушевали страсти, кровь лилась рекой, а герои погибали во цвете лет.
«Король Парижа» был первой лентой, снятой на ялтинской кинофабрике Ханжонкова. В отзывах о фильме критики писали: «Великолепно подобрана и снята натура, наш благодатный Крым, так мастерски перенесенный на экран в образе красавицы Ривьеры»
Ателье Ханжонкова в Ялте
Александр Ханжонков, один из пионеров русского кинематографа, в1917-м построил в Ялте собственную съемочную базу — ателье, как говорили тогда. Кинопредприниматель не побоялся вложить деньги в эту затею, полагая, что через несколько лет его летняя кинофабрика станет русским Голливудом и все затраты окупятся. Однако в 1919-м ялтинская кинофабрика Ханжонкова была национализирована и превращена в ателье «Красный Крым», а позднее — в Ялтинскую киностудию
Кинотеатр "Алые паруса" (бывший "Ампир")
Открывшийся в1910-м симферопольский кинотеатр «Ампир» находился на нынешней улице К. Маркса. На фото его здание примыкает к зданию бывшей гостиницы «Астория». На своем веку этот кинотеатр сменил много названий. В 1929-м он стал «Прожектором», в 1931-м — «Культфильмом», затем — «Юнгштурмом», в 1957-м — «Пионером», в 1965-м получил имя «Алые паруса». А в 1980-х был снесен Ссылки по теме:
СКАНДАЛ С МОРСКИМ ПРИБОЕМ
Богатая крымская публика смотрела первые фильмы в театральных залах и административных зданиях. Для публики попроще под «электробиограф», «иллюзион», «биоскоп» (значение у всех этих слов было одно — кинотеатр) отводился любой сарай, амбар, склад или магазин. В общем, годилось все, что имело крышу и могло укрыть от дождя. В «зрительном зале» отгораживалась будка для аппарата, обычно у входа в помещение, под экраном располагался пианист. Мебель состояла из скамеек, разносортных стульев, но часто сеансы давались и без мебели. Зрители выходили и входили в зал как кому заблагорассудится, экран был плохо виден — пол не был наклонным. И титры немых фильмов малограмотной публике не всегда были понятны. Впрочем, это было и неважно — картинки, движущиеся на экране, словно живые, уже сами по себе были захватывающим зрелищем. Однако из-за этого случались и скандалы, подобные тому, что произошел при первых гастролях «подвижного» кинематографа в Симферополе. «Когда с экрана на зрителей устремился морской прибой — в партере началась паника. Публика перепугалась и ринулась к выходу, ломая стулья. Некоторые возвратились домой не только с синяками, но и с переломанными ребрами. Многие дамы упали в обморок. Сеанс пришлось прекратить», — вспоминал очевидец.
В ЧЕСТЬ КУПЦА И ПОЭТА
Первым стационарным крымским кинотеатром был столичный «Баян», открывшийся в
Вторым симферопольским кинотеатром стал «Лотос» («Спартак») — он открылся в 1909–1910-м. Затем появились «Иллюзион», «Ампир» и «Трианон» — ни один из них до наших дней не сохранился.
ГОСУДАРЕВ ПЕРСТЕНЬ
С Крымом связана история появления первого отечественного полнометражного фильма «Оборона Севастополя» — он длился 100 минут вместо обычных тогда
Фильмы часто снимались по сюжету популярных песен или романсов. Правда, первоисточник нередко подвергался вольной обработке. Так, в первом отечественном художественном фильме «Стенька Разин» (1908), иллюстрирующем известную историю утопления персидской княжны, у атамана появлялся соперник — некий принц Хасан. Также были весьма популярны всевозможные любовные драмы, в которых бушевали страсти, кровь лилась рекой, а герои погибали во цвете лет.
«Король Парижа» был первой лентой, снятой на ялтинской кинофабрике Ханжонкова. В отзывах о фильме критики писали: «Великолепно подобрана и снята натура, наш благодатный Крым, так мастерски перенесенный на экран в образе красавицы Ривьеры»
Ателье Ханжонкова в Ялте
Александр Ханжонков, один из пионеров русского кинематографа, в
Кинотеатр "Алые паруса" (бывший "Ампир")
Открывшийся в
Татьяна Шевченко, «События»
Комментарии
Отправить комментарий