Кинематограф в Крыму сто лет назад

«Усовершенствованный американский биоскоп, живая движущаяся фотография», «полное натуральное движение людей и предметов, полнейшая поразительная иллюзия!», «лучший в мире синематограф Люмьера» — такие рекламные объявления в начале ХХ века появились в крымских газетах и на афишных столбах. А вслед за ними на гастроли в Крым прибыли «переезжие», или «подвижные», как их тогда называли, кинематографы и показали крымчанам обещанное чудо.

СКАНДАЛ С МОРСКИМ ПРИБОЕМ

Богатая крымская публика смотрела первые фильмы в театральных залах и административных зданиях. Для публики попроще под «электробиограф», «иллюзион», «биоскоп» (значение у всех этих слов было одно — кинотеатр) отводился любой сарай, амбар, склад или магазин. В общем, годилось все, что имело крышу и могло укрыть от дождя. В «зрительном зале» отгораживалась будка для аппарата, обычно у входа в помещение, под экраном располагался пианист. Мебель состояла из скамеек, разносортных стульев, но часто сеансы давались и без мебели. Зрители выходили и входили в зал как кому заблагорассудится, экран был плохо виден — пол не был наклонным. И титры немых фильмов малограмотной публике не всегда были понятны. Впрочем, это было и неважно — картинки, движущиеся на экране, словно живые, уже сами по себе были захватывающим зрелищем. Однако из-за этого случались и скандалы, подобные тому, что произошел при первых гастролях «подвижного» кинематографа в Симферополе. «Когда с экрана на зрителей устремился морской прибой — в партере началась паника. Публика перепугалась и ринулась к выходу, ломая стулья. Некоторые возвратились домой не только с синяками, но и с переломанными ребрами. Многие дамы упали в обморок. Сеанс пришлось прекратить», — вспоминал очевидец.

В ЧЕСТЬ КУПЦА И ПОЭТА

Купец Владимир Сидоров (Вадим Баян)Первым стационарным крымским кинотеатром был столичный «Баян», открывшийся в 1904-м. Зал «Баяна» вмещал 800 человек и, если верить рекламе, имел центральное отопление и хорошую вентиляцию. Есть версия, что свое необычное название кинотеатр получил в честь симферопольца Владимира Ивановича Сидорова (на фото). Он был купцом, владел хорошим собственным домом на улице Долгоруковской (К. Либкнехта). А еще он считал себя поэтом-футуристом, писал стихи и печатал их на собственные средства в газете под псевдонимом Вадим Баян. В 1913–1914-м Сидоров—Баян организовал турне по Крыму для Северянина, Маяковского, оплатив все расходы из собственного кармана. Советская власть, видимо, была равнодушна к заслугам местного поэта и мецената и переименовала «Баян» сначала в «Звезду революции», затем в «Большевик», а после перехода Крыма в состав Украины — в кинотеатр им. Т. Шевченко.

Вторым симферопольским кинотеатром стал «Лотос» («Спартак») — он открылся в 1909–1910-м. Затем появились «Иллюзион», «Ампир» и «Трианон» — ни один из них до наших дней не сохранился.

ГОСУДАРЕВ ПЕРСТЕНЬ

С Крымом связана история появления первого отечественного полнометражного фильма «Оборона Севастополя» — он длился 100 минут вместо обычных тогда 10–15. Фильм был новаторским не только по хронометражу: он снимался на местах подлинных боев, в нем использовались документальные кадры, актеры появлялись на экране вместе с оставшимися в живых ветеранами Крымской войны. Но при премьере фильма его продюсеру — кинопредпринимателю Александру Ханжонкову — все же пришлось поволноваться. Первый показ «Обороны Севастополя» состоялся в ноябре 1911-го в Ливадии, причем это был «сеанс в Высочайшем присутствии» — зрителями стали император и члены царской семьи. Поначалу все шло благополучно — на экране разворачивалось действие фильма, оркестр за сценой сопровождал его музыкой. Но во время драматического эпизода потопления корабля вдруг раздался разухабистый мотив «Барыни», а затем, во время танца маркитантки (так называли торговок съестным, следовавших за войском), послышалось молитвенное песнопение. Оркестр перепутал порядок музыкальных номеров, и Ханжонков обмер от ужаса: «Я желал одного: окончания сеанса. Мне казалось, что собравшиеся оскорблены нашим представлением. Поэтому для меня было приятной неожиданностью, когда в зале раздались аплодисменты и царь, уходя со спектакля, остановился около меня и поблагодарил за труды». Благодарность была не только устной — государь пожаловал Ханжонкову бриллиантовый перстень со своей руки. После этого «крымского крещения» фильм с огромным успехом демонстрировался в кинотеатрах. Его сопровождала не только музыка, но и звуковые спецэффекты — холостые выстрелы за кулисами имитировали экранную стрельбу и пушечные залпы. Правда, сеансы приходилось прерывать, чтобы проветрить помещение от порохового дыма.

Афиши дореволюционных отечественных фильмов

Афиша фильма Король Парижа, 1917 годФильмы часто снимались по сюжету популярных песен или романсов. Правда, первоисточник нередко подвергался вольной обработке. Так, в первом отечественном художественном фильме «Стенька Разин» (1908), иллюстрирующем известную историю утопления персидской княжны, у атамана появлялся соперник — некий принц Хасан. Также были весьма популярны всевозможные любовные драмы, в которых бушевали страсти, кровь лилась рекой, а герои погибали во цвете лет.

«Король Парижа» был первой лентой, снятой на ялтинской кинофабрике Ханжонкова. В отзывах о фильме критики писали: «Великолепно подобрана и снята натура, наш благодатный Крым, так мастерски перенесенный на экран в образе красавицы Ривьеры»

Ателье Ханжонкова в Ялте
Ателье Ханжонкова в Ялте
Александр Ханжонков, один из пионеров русского кинематографа, в 1917-м построил в Ялте собственную съемочную базу — ателье, как говорили тогда. Кинопредприниматель не побоялся вложить деньги в эту затею, полагая, что через несколько лет его летняя кинофабрика станет русским Голливудом и все затраты окупятся. Однако в 1919-м ялтинская кинофабрика Ханжонкова была национализирована и превращена в ателье «Красный Крым», а позднее — в Ялтинскую киностудию

Кинотеатр Алые паруса
Кинотеатр "Алые паруса" (бывший "Ампир")
Открывшийся в 1910-м симферопольский кинотеатр «Ампир» находился на нынешней улице К. Маркса. На фото его здание примыкает к зданию бывшей гостиницы «Астория». На своем веку этот кинотеатр сменил много названий. В 1929-м он стал «Прожектором», в 1931-м — «Культфильмом», затем — «Юнгштурмом», в 1957-м — «Пионером», в 1965-м получил имя «Алые паруса». А в 1980-х был снесен

Татьяна Шевченко, «События»

Ссылки по теме:

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Черноморский рапан: что это такое и как его есть (рецепт с фото)

Симеиз — крымский гей-курорт

Софья Перовская: история казненной революционерки