Тайны символов на зданиях Симферополя
Феодосийский пенсионер Максим Кривошта — собиратель символов. Или мнемоник, как он любит выражаться. Говорит, что интерес к расшифровке знаков проснулся после прочтения книги западного беллетриста Дэна Брауна «Ангелы и демоны», сюжет которой строится вокруг изучения тайных посланий, оставленных предками на разных архитектурных памятниках. Оказалось, что и на наших фасадах сохранилось немало подобных артефактов. «События» совершили с крымским мнемоником экскурсию по «зашифрованному» Симферополю.
Лепнина на фасаде кинотеатра им. Шевченко
Одним из самых интересных посланий, сохранившихся на старинных зданиях столицы Крыма, является, пожалуй, оформление фасада кинотеатра им. Шевченко. «Информация в путеводителях не говорит об истинном смысле этой композиции, — рассказывает Максим Михайлович, начиная свою импровизированную экскурсию „по городу, который мало кто видел“. — Считается, что здесь всего лишь природные мотивы. Дескать, прежнее название заведения — „Баян“ — в честь сказочного „русского Гомера“, воспевавшего родные края, поэтому и изобразили духов леса да птичек с цветочками». Действительно, арку кинотеатра поддерживают четыре головы языческого бога Пана, покровителя природы. Однако этот образ в христианстве трактуется как сатанинский, так зачем же нужно было украшать заведение такой символикой? «Архитектор пытался выразить отношение к современной ему морали, — считает Максим Кривошта. — Во-первых, в теории искусства «низкое» народное творчество Пана противопоставляется «высокому» академическому. А синематограф в начале XX века, когда строился кинотеатр, считался как раз народной и неприличной для богобоязненных граждан утехой. Во-вторых, композиция из глухарей и крадущихся лис говорит: «Будь начеку! Наслаждайся беспечно, но помни про черта (лиса расшифровывается именно так)».
Лепнина на здании Нацбанка
Недалеко от кинотеатра еще один памятник архитектуры — здание, где разместился Нацбанк. «Здесь много интересного, — продолжает наш собеседник. — И, казалось бы, неуместные на официальном учреждении павлины, которые являются алхимическими символами финансового благополучия (между птицами — катарский орден Центра мирового света и мудрости), и характерный мистический орнамент по всему дому, и щиты, увенчанные чудом сохранившимися императорскими коронами».
Масонские символы на здании напротив Дома офицеров
Максим Михайлович нетерпеливо зовет нас пройти чуть дальше, на улицу Пушкина, где сохранился поистине уникальный для мнемолога объект. «Вот, напротив Дома офицеров, — восклицает он, показывая на едва видные сквозь густую листву украшения фасада. — На первый взгляд просто женские головы в мещанском провинциальном стиле. Но если обратить внимание, что в центре композиции расположен щит с розой, то послание уже не выглядит столь безыдейным». Любой символ на щите — герб как средство идентификации и выражение идеи его обладателя. А роза на щите трактовалась как эмблема масонов высших уровней посвящения. «Здесь применили и распространенный прием отвода глаз, — улыбается Максим Кривошта. — Дело в том, что розы в дореволюционных праздниках использовали как символ Зеленого четверга, праздника русалок, отмечавшегося в конце мая. И человек, видевший фасад с цветами и женскими лицами, ассоциировал его, конечно, с этникой». Хозяин же дома, выставив напоказ свою тайну, все равно оставался под своеобразным информационным прикрытием.
Но далеко не всегда симферопольцы столь изощренно украшали свои жилища. В основном стены домов несли простые символы, множество которых сохранилось и сейчас. «Современный человек склонен видеть в этом архаичный элемент декора, да и сто лет назад традиция уже была полузабыта, — поясняет наш экскурсовод. — Но смысл изображения таков. Круг — венок, символ жертвы богам, переход под их защиту и связь между поколениями. То, что можно назвать стрелами, — защита от бесплодия, и чем стрел-линий больше, тем сильнее действует».
Кадуцей на доме № 6, ул. К. Маркса
Еще на улицах крымской столицы можно встретить кадуцей — жезл либо посох, увитый лозой или двумя змеями. «Например, на улице Карла Маркса, 6, отличный образец, — говорит Максим Михайлович. — Древний символ коммерции, знак купцов. Кстати, легко можно сделать вывод о ремесле прежнего владельца дома. Кроме того, кадуцей закручен в двойную спираль молекулы ДНК, но откуда такие знания у наших далеких предков, не известно».
Напоследок мнемоник показал нам «истинное лицо» одной из визитных карточек Симферополя — дома Чирахова (известен как Дом с драконами). «По фасаду десять драконов в мавританском стиле, как гласит справочная литература, — замечает Максим Кривошта. — Но, проанализировав изображения, можно сказать, что это не просто драконы, а виверны, хранители воды. Если учесть, что под этим домом мощная подземная река, — ничего удивительного. Видимо, Чирахов знал, где строит дом, и заручился поддержкой вивернов, причем именно десяти, ведь это символ царской печати, кровного соглашения человека и духов». Еще драконы притаились над головами горожан на улице Горького, на здании ресторана «Астория», притворившись грифонами. «Странное изображение, — удивляется Максим Михайлович. — Ведь грифон — создание с телом льва, крыльями и головой орла, только так! А здесь хвост змеиный... С этой химерой еще предстоит разобраться».
Между прочим
Мнемоника — особая практика, облегчающая запоминание информации, содержащейся в символике и образах, путем образования простых ассоциаций. Потерянное элитарное искусство.
Что делал Черчилль в Симферополе?
Премьер-министр Великобритании Уинстон Черчилль бывал в Симферополе дважды. Во второй раз вполне официально: следовал на Ялтинскую конференцию стран антигитлеровской коалиции, о чем рассказывает мемориальная доска на доме, где останавливался тогда английский политик (ул. Шмидта, 7). Но первый его визит в крымскую столицу проходил инкогнито. «Исполнил сегодня, наконец, личное, строго доверительное, — пишет о том дне Черчилль в воспоминаниях, правда, не уточняя, что же он исполнил. — Лев смотрел на меня воистину как друг и соотечественник». Рассказывая про льва, он, конечно же, имел в виду небольшую скульптуру, сохранившуюся в столице Крыма и сегодня. «Ничем особенным каменный зверь не примечателен, кроме мифологической родословной, — рассказал „Событиям“ специалист по мнемотехнике Максим Кипелов. — По всем признакам это именно британский лев, защитник веры. И не случайно премьер останавливался в доме на Шмидта. Можно предположить, что с этим эпизодом связана тайна религиозного характера, ведь каменное основание, на котором лежат львы, в англиканской церкви используют, например, как алтарь».
Ссылки по теме:
Лепнина на фасаде кинотеатра им. Шевченко
Одним из самых интересных посланий, сохранившихся на старинных зданиях столицы Крыма, является, пожалуй, оформление фасада кинотеатра им. Шевченко. «Информация в путеводителях не говорит об истинном смысле этой композиции, — рассказывает Максим Михайлович, начиная свою импровизированную экскурсию „по городу, который мало кто видел“. — Считается, что здесь всего лишь природные мотивы. Дескать, прежнее название заведения — „Баян“ — в честь сказочного „русского Гомера“, воспевавшего родные края, поэтому и изобразили духов леса да птичек с цветочками». Действительно, арку кинотеатра поддерживают четыре головы языческого бога Пана, покровителя природы. Однако этот образ в христианстве трактуется как сатанинский, так зачем же нужно было украшать заведение такой символикой? «Архитектор пытался выразить отношение к современной ему морали, — считает Максим Кривошта. — Во-первых, в теории искусства «низкое» народное творчество Пана противопоставляется «высокому» академическому. А синематограф в начале XX века, когда строился кинотеатр, считался как раз народной и неприличной для богобоязненных граждан утехой. Во-вторых, композиция из глухарей и крадущихся лис говорит: «Будь начеку! Наслаждайся беспечно, но помни про черта (лиса расшифровывается именно так)».
Лепнина на здании Нацбанка
Недалеко от кинотеатра еще один памятник архитектуры — здание, где разместился Нацбанк. «Здесь много интересного, — продолжает наш собеседник. — И, казалось бы, неуместные на официальном учреждении павлины, которые являются алхимическими символами финансового благополучия (между птицами — катарский орден Центра мирового света и мудрости), и характерный мистический орнамент по всему дому, и щиты, увенчанные чудом сохранившимися императорскими коронами».
Масонские символы на здании напротив Дома офицеров
Максим Михайлович нетерпеливо зовет нас пройти чуть дальше, на улицу Пушкина, где сохранился поистине уникальный для мнемолога объект. «Вот, напротив Дома офицеров, — восклицает он, показывая на едва видные сквозь густую листву украшения фасада. — На первый взгляд просто женские головы в мещанском провинциальном стиле. Но если обратить внимание, что в центре композиции расположен щит с розой, то послание уже не выглядит столь безыдейным». Любой символ на щите — герб как средство идентификации и выражение идеи его обладателя. А роза на щите трактовалась как эмблема масонов высших уровней посвящения. «Здесь применили и распространенный прием отвода глаз, — улыбается Максим Кривошта. — Дело в том, что розы в дореволюционных праздниках использовали как символ Зеленого четверга, праздника русалок, отмечавшегося в конце мая. И человек, видевший фасад с цветами и женскими лицами, ассоциировал его, конечно, с этникой». Хозяин же дома, выставив напоказ свою тайну, все равно оставался под своеобразным информационным прикрытием.
Но далеко не всегда симферопольцы столь изощренно украшали свои жилища. В основном стены домов несли простые символы, множество которых сохранилось и сейчас. «Современный человек склонен видеть в этом архаичный элемент декора, да и сто лет назад традиция уже была полузабыта, — поясняет наш экскурсовод. — Но смысл изображения таков. Круг — венок, символ жертвы богам, переход под их защиту и связь между поколениями. То, что можно назвать стрелами, — защита от бесплодия, и чем стрел-линий больше, тем сильнее действует».
Кадуцей на доме № 6, ул. К. Маркса
Еще на улицах крымской столицы можно встретить кадуцей — жезл либо посох, увитый лозой или двумя змеями. «Например, на улице Карла Маркса, 6, отличный образец, — говорит Максим Михайлович. — Древний символ коммерции, знак купцов. Кстати, легко можно сделать вывод о ремесле прежнего владельца дома. Кроме того, кадуцей закручен в двойную спираль молекулы ДНК, но откуда такие знания у наших далеких предков, не известно».
Напоследок мнемоник показал нам «истинное лицо» одной из визитных карточек Симферополя — дома Чирахова (известен как Дом с драконами). «По фасаду десять драконов в мавританском стиле, как гласит справочная литература, — замечает Максим Кривошта. — Но, проанализировав изображения, можно сказать, что это не просто драконы, а виверны, хранители воды. Если учесть, что под этим домом мощная подземная река, — ничего удивительного. Видимо, Чирахов знал, где строит дом, и заручился поддержкой вивернов, причем именно десяти, ведь это символ царской печати, кровного соглашения человека и духов». Еще драконы притаились над головами горожан на улице Горького, на здании ресторана «Астория», притворившись грифонами. «Странное изображение, — удивляется Максим Михайлович. — Ведь грифон — создание с телом льва, крыльями и головой орла, только так! А здесь хвост змеиный... С этой химерой еще предстоит разобраться».
Между прочим
Мнемоника — особая практика, облегчающая запоминание информации, содержащейся в символике и образах, путем образования простых ассоциаций. Потерянное элитарное искусство.
Что делал Черчилль в Симферополе?
Премьер-министр Великобритании Уинстон Черчилль бывал в Симферополе дважды. Во второй раз вполне официально: следовал на Ялтинскую конференцию стран антигитлеровской коалиции, о чем рассказывает мемориальная доска на доме, где останавливался тогда английский политик (ул. Шмидта, 7). Но первый его визит в крымскую столицу проходил инкогнито. «Исполнил сегодня, наконец, личное, строго доверительное, — пишет о том дне Черчилль в воспоминаниях, правда, не уточняя, что же он исполнил. — Лев смотрел на меня воистину как друг и соотечественник». Рассказывая про льва, он, конечно же, имел в виду небольшую скульптуру, сохранившуюся в столице Крыма и сегодня. «Ничем особенным каменный зверь не примечателен, кроме мифологической родословной, — рассказал „Событиям“ специалист по мнемотехнике Максим Кипелов. — По всем признакам это именно британский лев, защитник веры. И не случайно премьер останавливался в доме на Шмидта. Можно предположить, что с этим эпизодом связана тайна религиозного характера, ведь каменное основание, на котором лежат львы, в англиканской церкви используют, например, как алтарь».
Дмитрий Смирнов, «События»
Комментарии
Отправить комментарий