10 июля 2011 г.

Тайны символов на зданиях Симферополя

Феодосийский пенсионер Максим Кривошта — собиратель символов. Или мнемоник, как он любит выражаться. Говорит, что интерес к расшифровке знаков проснулся после прочтения книги западного беллетриста Дэна Брауна «Ангелы и демоны», сюжет которой строится вокруг изучения тайных посланий, оставленных предками на разных архитектурных памятниках. Оказалось, что и на наших фасадах сохранилось немало подобных артефактов. «События» совершили с крымским мнемоником экскурсию по «зашифрованному» Симферополю.

Лепнина на фасаде кинотеатра Шевченко в Симферополе
Лепнина на фасаде кинотеатра им. Шевченко

Одним из самых интересных посланий, сохранившихся на старинных зданиях столицы Крыма, является, пожалуй, оформление фасада кинотеатра им. Шевченко. «Информация в путеводителях не говорит об истинном смысле этой композиции, — рассказывает Максим Михайлович, начиная свою импровизированную экскурсию „по городу, который мало кто видел“. — Считается, что здесь всего лишь природные мотивы. Дескать, прежнее название заведения — „Баян“ — в честь сказочного „русского Гомера“, воспевавшего родные края, поэтому и изобразили духов леса да птичек с цветочками». Действительно, арку кинотеатра поддерживают четыре головы языческого бога Пана, покровителя природы. Однако этот образ в христианстве трактуется как сатанинский, так зачем же нужно было украшать заведение такой символикой? «Архитектор пытался выразить отношение к современной ему морали, — считает Максим Кривошта. — Во-первых, в теории искусства «низкое» народное творчество Пана противопоставляется «высокому» академическому. А синематограф в начале XX века, когда строился кинотеатр, считался как раз народной и неприличной для богобоязненных граждан утехой. Во-вторых, композиция из глухарей и крадущихся лис говорит: «Будь начеку! Наслаждайся беспечно, но помни про черта (лиса расшифровывается именно так)».

Лепнина на фасаде кинотеатра Шевченко в Симферополе
Лепнина на здании Нацбанка

Недалеко от кинотеатра еще один памятник архитектуры — здание, где разместился Нацбанк. «Здесь много интересного, — продолжает наш собеседник. — И, казалось бы, неуместные на официальном учреждении павлины, которые являются алхимическими символами финансового благополучия (между птицами — катарский орден Центра мирового света и мудрости), и характерный мистический орнамент по всему дому, и щиты, увенчанные чудом сохранившимися императорскими коронами».

Масонские символы на здании в Симферополе
Масонские символы на здании напротив Дома офицеров

Максим Михайлович нетерпеливо зовет нас пройти чуть дальше, на улицу Пушкина, где сохранился поистине уникальный для мнемолога объект. «Вот, напротив Дома офицеров, — восклицает он, показывая на едва видные сквозь густую листву украшения фасада. — На первый взгляд просто женские головы в мещанском провинциальном стиле. Но если обратить внимание, что в центре композиции расположен щит с розой, то послание уже не выглядит столь безыдейным». Любой символ на щите — герб как средство идентификации и выражение идеи его обладателя. А роза на щите трактовалась как эмблема масонов высших уровней посвящения. «Здесь применили и распространенный прием отвода глаз, — улыбается Максим Кривошта. — Дело в том, что розы в дореволюционных праздниках использовали как символ Зеленого четверга, праздника русалок, отмечавшегося в конце мая. И человек, видевший фасад с цветами и женскими лицами, ассоциировал его, конечно, с этникой». Хозяин же дома, выставив напоказ свою тайну, все равно оставался под своеобразным информационным прикрытием.

Символ на здании в СимферополеНо далеко не всегда симферопольцы столь изощренно украшали свои жилища. В основном стены домов несли простые символы, множество которых сохранилось и сейчас. «Современный человек склонен видеть в этом архаичный элемент декора, да и сто лет назад традиция уже была полузабыта, — поясняет наш экскурсовод. — Но смысл изображения таков. Круг — венок, символ жертвы богам, переход под их защиту и связь между поколениями. То, что можно назвать стрелами, — защита от бесплодия, и чем стрел-линий больше, тем сильнее действует».

Кадуцей на здании в Симферополе
Кадуцей на доме № 6, ул. К. Маркса

Еще на улицах крымской столицы можно встретить кадуцей — жезл либо посох, увитый лозой или двумя змеями. «Например, на улице Карла Маркса, 6, отличный образец, — говорит Максим Михайлович. — Древний символ коммерции, знак купцов. Кстати, легко можно сделать вывод о ремесле прежнего владельца дома. Кроме того, кадуцей закручен в двойную спираль молекулы ДНК, но откуда такие знания у наших далеких предков, не известно».

Драконы на зданиях в СимферополеНапоследок мнемоник показал нам «истинное лицо» одной из визитных карточек Симферополя — дома Чирахова (известен как Дом с драконами). «По фасаду десять драконов в мавританском стиле, как гласит справочная литература, — замечает Максим Кривошта. — Но, проанализировав изображения, можно сказать, что это не просто драконы, а виверны, хранители воды. Если учесть, что под этим домом мощная подземная река, — ничего удивительного. Видимо, Чирахов знал, где строит дом, и заручился поддержкой вивернов, причем именно десяти, ведь это символ царской печати, кровного соглашения человека и духов». Еще драконы притаились над головами горожан на улице Горького, на здании ресторана «Астория», притворившись грифонами. «Странное изображение, — удивляется Максим Михайлович. — Ведь грифон — создание с телом льва, крыльями и головой орла, только так! А здесь хвост змеиный... С этой химерой еще предстоит разобраться».

Между прочим

Мнемоника — особая практика, облегчающая запоминание информации, содержащейся в символике и образах, путем образования простых ассоциаций. Потерянное элитарное искусство.

Что делал Черчилль в Симферополе?

Премьер-министр Великобритании Уинстон Черчилль бывал в Симферополе дважды. Во второй раз вполне официально: следовал на Ялтинскую конференцию стран антигитлеровской коалиции, о чем рассказывает мемориальная доска на доме, где останавливался тогда английский политик (ул. Шмидта, 7). Но первый его визит в крымскую столицу проходил инкогнито. «Исполнил сегодня, наконец, личное, строго доверительное, — пишет о том дне Черчилль в воспоминаниях, правда, не уточняя, что же он исполнил. — Лев смотрел на меня воистину как друг и соотечественник». Рассказывая про льва, он, конечно же, имел в виду небольшую скульптуру, сохранившуюся в столице Крыма и сегодня. «Ничем особенным каменный зверь не примечателен, кроме мифологической родословной, — рассказал „Событиям“ специалист по мнемотехнике Максим Кипелов. — По всем признакам это именно британский лев, защитник веры. И не случайно премьер останавливался в доме на Шмидта. Можно предположить, что с этим эпизодом связана тайна религиозного характера, ведь каменное основание, на котором лежат львы, в англиканской церкви используют, например, как алтарь».

Скульптура льва в Симферополе

Дмитрий Смирнов, «События»

Ссылки по теме: