10 декабря 2016 г.

История голубиной почты в Крыму

146 лет назад, 18 ноября 1870 года, первая официальная линия голубиной почты связала города Тур и Париж. В Париже был открыт «голубиный почтамт», где происходила расшифровка получаемых сообщений. Существовала голубиная почта и в Крыму – в конце XIX века одна из военно-голубиных станций появилась в Севастополе.

Лондонский автобус, переоборудованный в голубятню
Лондонский автобус, переоборудованный в голубятню, применялся в северной Франции и Бельгии в Первую мировую войну

Кольцо на лапке


В 1874 году по инициативе русского Генерального штаба было создано общество, занимавшееся разведением и содержанием почтовых голубей. Вплоть до Первой мировой войны эта птица рассматривалась как стратегическое средство связи на дальние расстояния. Так, в среднем дальность связи со стационарных станций достигала 300–500 км, а с подвижных – 50–150 км. Впечатляли и другие «тактико-технические данные» голубя-связиста: высота полёта – до 300 м, а средняя скорость 60–70 км/час. Срок подготовки голубя занимал от 2 до 3 лет, после чего он мог безотказно оставаться «в строю» ещё не менее пяти лет. В 1888 году в России было утверждено Положение о военно-голубиной почте, которое распространялось и на пограничную стражу. Для осуществления связи при помощи голубей с крепостями на границах государства были учреждены Военно-голубиные станции. На этих станциях голуби содержались в специальных голубятнях, которые подразделялись на постоянные голубиные станции (крепостные) и полевые (разборные). Крепостная военная голубятня размещалась на видном с высоты полёта голубя месте, по возможности безопасном от поражения огнём неприятельской артиллерии. Каждый голубь на голубятне имел отдельный номер, даваемый ему на всю жизнь. Нумерация голубей велась в специальных журнала и осуществлялась с помощью кольца, которое надевалось птенцу на лапку. На кольце был написан год рождения, номер голубя, название станции и государственный герб страны, которой он принадлежит. Все голуби, кроме колец, имели такие же клейма и на крыльях с теми же номерами и названиями станций.

Голуби в корзине
Для переноски небольшого количества голубей на короткие расстояния использовались корзины из прутьев ивы

Вернувшиеся домой


Севастопольская Крепостная военно-голубиная станция была сформирована в 1893 году и относилась к 4-му разряду, рассчитанному на 250 голубей (станция первого разряда была рассчитана на 100 голубей, второго – на 750, третьего – на 500). Севастопольской военно-голубиной станции отведено было место в Цыганской слободке, находившейся на улице 6-я Бастионная. Каждая партия «почтальонов» состояла, как правило, из пяти птиц. Кормили их за два часа до полета. Листок с депешей заключали в гусиное перо, подвязывали под крыло или хвостовые перья. В 1914 году военно-почтовый голубь севастопольской станции успел предупредить крепость о подходе турецкого броненосного крейсера «Гебен» к Севастополю. Дежуривший в море русский миноносец, обнаружив крейсер, пытался сообщить об этом в штаб Севастопольского гарнизона по радио, но радиостанция оказалась неисправной. Тогда с борта миноносца моряки отправили донесение с голубем, и он успешно выполнил боевое задание.

К концу Первой мировой войны в армиях союзников России (Франции, Англии и Америки) было около 400 тысяч военно-почтовых голубей, а в германской армии – около 150 тыс. голубей. В Гражданскую войну барон Врангель, оставляя Крым, забрал с собой всех почтовых голубей Севастопольской голубиной станции. Голуби были проданы в Германию. Оттуда поодиночке в разное время многие из них вернулись в Севастополь, пролетев по прямой 2300–2500 километров.

Голубиная повинность


В 1925 г. в целях подготовки почтовых голубей для использования в интересах обороны государства решением Советского правительства был создан единый центр голубиного спорта при Центральном совете Осоавиахима СССР. А в 1928 г. заместитель наркома по военным и морским делам (НКВМ) СССР И.С. Уншлихт предложил Распорядительному заседанию Совета труда и обороны ввести в Советской Республике «военно-голубиную повинность». В своей докладной записке по этому поводу он, в частности, писал: «Для удовлетворения потребности РККА в военное время почтовыми голубями, необходимыми для службы связи, Наркомвоенмор считает своевременным установление военно-голубиной повинности. Возможность использования почтовых голубей во вред интересам Союза ССР диктует необходимость воспрещения содержания и разведения почтовых голубей учреждениями и лицами, не зарегистрированными в органах НКВМ и Осоавиахима, а равно запрещения всем, за исключением органов НКВМ, вывоза почтовых голубей из пределов Союза ССР и ввоза их из-за границы».

Связисты голубиной почты Первой мировой
Крылатые связисты Первой мировой

Депеша весом в золотник


Для перевозки почты голубем использовалась специально изготовленная из алюминия или другого лёгкого материала трубка, запаянная с одного конца и завинчивающаяся с другого. Называлась она портдепешник. Портдепешник прикреплялся к лапке голубя, и в него вкладывалось сообщение – голубограмма. На русских военных голубятнях частенько депеши сворачивали в трубочку, вкладывали в обрезок гусиного или голубиного пера, прошивали с обоих концов навощёными шелковыми нитками и привязывали к одному или двум хвостовым перьям. Вес депеши не превышал 1 золотника (4,25 г).

Татьяна Шевченко, «Крымская газета»

Читайте также: