Вера Мухина в Крыму получила первые уроки рисунка и живописи
6 октября 1953‑го в Кремлёвской больнице умерла Вера Игнатьевна Мухина. Её скульптуру «Рабочий и колхозница» знает вся страна. Но мало кому известно, что первые уроки рисунка и живописи Вера Мухина получила в Крыму, а её первыми работами были копии картин Айвазовского.
Вера Мухина родилась в Риге, но прожила там недолго: в 1892‑м, когда девочке было немногим больше двух лет, отец увёз её с сестрой с берегов холодного Балтийского моря к тёплому Чёрному. Он опасался за здоровье дочерей — мать девочек умерла от туберкулёза.
В Крыму Мухины поселились в Феодосии. На месте дома, где они жили, сейчас стоит многоэтажка, но в её первый этаж встроен фасад мухинского дома (его удалось сохранить, хотя по плану реконструкции в 1980‑м весь дом подлежал сносу). Здесь расположен музей Веры Игнатьевны Мухиной — он открылся в 1991 году.
Так выглядел дом, в котором жила маленькая Вера Мухина
Музей Веры Мухиной в Феодосии с сохраненным фасадом мухинского дома
— Отец Мухиной, Игнат Кузьмич, дал своим дочерям хорошее образование: у них была бонна-эстонка (воспитательница), гувернантка-француженка, девочки изучали языки. Сам Игнат Кузьмич был купцом, под Могилёвом у него находился завод по производству пеньки, но при этом он увлекался изобразительным искусством, а в Феодосии копировал картины Айвазовского — и, собственно, с этого начала свой путь в искусстве Вера, — рассказывает Светлана Явисенко, научный сотрудник музея скульптора Веры Мухиной. — Отец нанял для частных занятий преподавателя рисунка и живописи Трегубова из мужской гимназии, под его руководством Вера делала первые работы: копировала Айвазовского, писала с натуры. Три её пейзажа феодосийского периода хранятся в Русском музее в Санкт-Петербурге.
В Феодосии Вера ходила в женскую гимназию (её здание было разрушено во время Великой Отечественной войны, на этом месте сейчас находится кинотеатр «Крым») и прожила здесь до 1904 года, до смерти отца, а потом переехала с сестрой в Курск. Там она закончила гимназию с золотой медалью, там написала первый портрет, а скульптурные портретные работы начала делать позже, уже в Париже. В столице искусства Мухина училась в 1912-1914 годах, в частности, занималась в студии знаменитого скульптора Бурделя.
В 1936 году в СССР был объявлен закрытый конкурс на скульптурную композицию для советского павильона на всемирной выставке «Искусство и техника в современной жизни», которая состоялась в Париже в 1937‑м. Тематика скульптуры была задана: рабочий и колхозница в едином порыве возносят вверх символы советского государства — серп и молот. В конкурсе участвовали четыре скульптора, в том числе и Вера Мухина. И именно её «Рабочий и колхозница» были признаны самыми лучшими. Интересно, что первоначально Мухина хотела сделать фигуры обнажёнными, представив их в образе древнегреческих богов. Но правительственная комиссия, понятно, этого не одобрила, и Вере Игнатьевне пришлось одеть «детей» (так она часто называла скульптуру). Однако и тут нашли к чему придраться — один идеологически бдительный гражданин написал донос, что в стальных складках юбки колхозницы читается… профиль Троцкого. Говорят, что сам Сталин ночью приезжал инспектировать скульптуру, в свете фар долго рассматривал её, но ни Троцкого, ни других врагов народа там не увидел — и на следующий день скульптура, разрезанная автогеном на 65 частей, через всю Европу поехала в Париж.
Среди экспонатов музея Веры Мухиной есть самый первый эскиз «Рабочего и колхозницы»: эти крохотные фигуры (чуть больше спичечного коробка) вылеплены из гипса и покрыты серебристой краской, они помнят руки Мухиной. Трудно поверить, что это было первым шагом к созданию огромной мощной фигуры — 75 тонн веса, 25 метров высоты. Плюс 35 метров подиума — в итоге серп и молот на выставке были подняты на 60‑метровую высоту. Скульптура в Париже имела грандиозный успех, получила Гран-при, а Пабло Пикассо писал о том, как шикарно смотрятся советские гиганты на фоне сиреневого парижского неба.
В Крыму скульптур Веры Мухиной нет, хотя она хотела установить в Севастополе памятник эпроновцу, разрабатывала эскизы (ЭПРОН расшифровывается как экспедиция подводных работ особого назначения, эпроновцы искали на дне Чёрного моря затонувшие суда). Но проект был дорогостоящим, и его не утвердили.
— Вера Мухина — художник с трагической судьбой: у неё было очень много неутверждённых работ, — говорит Светлана Явисенко. — Поэтому она окуналась и в другие сферы деятельности: преподавала в Художественно-техническом институте, занималась театральными костюмами. На экспериментальном стекольном заводе она работала над созданием новых форм и в то же время возрождала забытые традиции царского стекла. Самое главное её достижение в этой области — это полостная скульптура: она делалась внутри стеклянного бруса (сейчас эта технология практически не используется). Когда в 1943 году в СССР сделали посудомоечную машину, Мухина получила заказ на создание особо прочного гранёного стакана. В первые её стаканы добавлялся свинец, и они были практически небьющимися. Но если гранёный стакан существовал и до Мухиной (она его лишь усовершенствовала), то пивная кружка — это именно её разработка, её изобретение. Если же говорить о скульптуре, то за 20 лет напряжённого труда (до «Рабочего и колхозницы», до 1936 года) ни один из 11 крупномасштабных проектов Веры Мухиной не был реализован. В её мастерской стояло множество эскизов, так и не превратившихся в настоящие скульптуры, — Мухина называла их мечтами на полке.
От Крыма до Парижа
Вера Мухина родилась в Риге, но прожила там недолго: в 1892‑м, когда девочке было немногим больше двух лет, отец увёз её с сестрой с берегов холодного Балтийского моря к тёплому Чёрному. Он опасался за здоровье дочерей — мать девочек умерла от туберкулёза.
В Крыму Мухины поселились в Феодосии. На месте дома, где они жили, сейчас стоит многоэтажка, но в её первый этаж встроен фасад мухинского дома (его удалось сохранить, хотя по плану реконструкции в 1980‑м весь дом подлежал сносу). Здесь расположен музей Веры Игнатьевны Мухиной — он открылся в 1991 году.
Так выглядел дом, в котором жила маленькая Вера Мухина
Музей Веры Мухиной в Феодосии с сохраненным фасадом мухинского дома
— Отец Мухиной, Игнат Кузьмич, дал своим дочерям хорошее образование: у них была бонна-эстонка (воспитательница), гувернантка-француженка, девочки изучали языки. Сам Игнат Кузьмич был купцом, под Могилёвом у него находился завод по производству пеньки, но при этом он увлекался изобразительным искусством, а в Феодосии копировал картины Айвазовского — и, собственно, с этого начала свой путь в искусстве Вера, — рассказывает Светлана Явисенко, научный сотрудник музея скульптора Веры Мухиной. — Отец нанял для частных занятий преподавателя рисунка и живописи Трегубова из мужской гимназии, под его руководством Вера делала первые работы: копировала Айвазовского, писала с натуры. Три её пейзажа феодосийского периода хранятся в Русском музее в Санкт-Петербурге.
В Феодосии Вера ходила в женскую гимназию (её здание было разрушено во время Великой Отечественной войны, на этом месте сейчас находится кинотеатр «Крым») и прожила здесь до 1904 года, до смерти отца, а потом переехала с сестрой в Курск. Там она закончила гимназию с золотой медалью, там написала первый портрет, а скульптурные портретные работы начала делать позже, уже в Париже. В столице искусства Мухина училась в 1912-1914 годах, в частности, занималась в студии знаменитого скульптора Бурделя.
Советские гиганты
В 1936 году в СССР был объявлен закрытый конкурс на скульптурную композицию для советского павильона на всемирной выставке «Искусство и техника в современной жизни», которая состоялась в Париже в 1937‑м. Тематика скульптуры была задана: рабочий и колхозница в едином порыве возносят вверх символы советского государства — серп и молот. В конкурсе участвовали четыре скульптора, в том числе и Вера Мухина. И именно её «Рабочий и колхозница» были признаны самыми лучшими. Интересно, что первоначально Мухина хотела сделать фигуры обнажёнными, представив их в образе древнегреческих богов. Но правительственная комиссия, понятно, этого не одобрила, и Вере Игнатьевне пришлось одеть «детей» (так она часто называла скульптуру). Однако и тут нашли к чему придраться — один идеологически бдительный гражданин написал донос, что в стальных складках юбки колхозницы читается… профиль Троцкого. Говорят, что сам Сталин ночью приезжал инспектировать скульптуру, в свете фар долго рассматривал её, но ни Троцкого, ни других врагов народа там не увидел — и на следующий день скульптура, разрезанная автогеном на 65 частей, через всю Европу поехала в Париж.
Среди экспонатов музея Веры Мухиной есть самый первый эскиз «Рабочего и колхозницы»: эти крохотные фигуры (чуть больше спичечного коробка) вылеплены из гипса и покрыты серебристой краской, они помнят руки Мухиной. Трудно поверить, что это было первым шагом к созданию огромной мощной фигуры — 75 тонн веса, 25 метров высоты. Плюс 35 метров подиума — в итоге серп и молот на выставке были подняты на 60‑метровую высоту. Скульптура в Париже имела грандиозный успех, получила Гран-при, а Пабло Пикассо писал о том, как шикарно смотрятся советские гиганты на фоне сиреневого парижского неба.
Мечты на полке
В Крыму скульптур Веры Мухиной нет, хотя она хотела установить в Севастополе памятник эпроновцу, разрабатывала эскизы (ЭПРОН расшифровывается как экспедиция подводных работ особого назначения, эпроновцы искали на дне Чёрного моря затонувшие суда). Но проект был дорогостоящим, и его не утвердили.
— Вера Мухина — художник с трагической судьбой: у неё было очень много неутверждённых работ, — говорит Светлана Явисенко. — Поэтому она окуналась и в другие сферы деятельности: преподавала в Художественно-техническом институте, занималась театральными костюмами. На экспериментальном стекольном заводе она работала над созданием новых форм и в то же время возрождала забытые традиции царского стекла. Самое главное её достижение в этой области — это полостная скульптура: она делалась внутри стеклянного бруса (сейчас эта технология практически не используется). Когда в 1943 году в СССР сделали посудомоечную машину, Мухина получила заказ на создание особо прочного гранёного стакана. В первые её стаканы добавлялся свинец, и они были практически небьющимися. Но если гранёный стакан существовал и до Мухиной (она его лишь усовершенствовала), то пивная кружка — это именно её разработка, её изобретение. Если же говорить о скульптуре, то за 20 лет напряжённого труда (до «Рабочего и колхозницы», до 1936 года) ни один из 11 крупномасштабных проектов Веры Мухиной не был реализован. В её мастерской стояло множество эскизов, так и не превратившихся в настоящие скульптуры, — Мухина называла их мечтами на полке.
Татьяна Шевченко, «Крымская газета»
Читайте также: