Одиннадцать фактов из истории галереи Айвазовского
136 лет назад, 17 июля 1880 года, в Феодосии открылся один из самых известных крымских музеев — картинная галерея Айвазовского. Сегодня мы расскажем об 11 самых интересных фактах из её прошлого.
Феодосийская картинная галерея стала третьей в стране. До её открытия в России были доступны для посещения только два художественных музея — Эрмитаж в Петербурге и Румянцевский музей в Москве. И Третьяковская галерея, и Русский музей были открыты для народа на десяток лет позднее.
Здание картинной галереи примыкает вплотную к двухэтажному дому художника, который он построил в 1845‑м на самом берегу моря, на краю города. Дом строился по проекту самого Айвазовского в стиле итальянских вилл, его так и называли — вилла Айвазовского. На балконах и на крыше стояли копии античных скульптур, мраморные статуи из Италии, привезённые Айвазовским из путешествий. На одном из балконов художник сделал фонтан, напоминающий знаменитый бахчисарайский фонтан слёз (он был разрушен во время оккупации Феодосии фашистскими войсками). В 1880 году Айвазовский пристроил к дому огромный выставочный зал.
Торжественное открытие картинной галереи было приурочено ко дню рождения Айвазовского и состоялось 17 июля 1880 года. В выставочном зале были размещены 23 картины. А также копии античных скульптур и бюсты Пушкина и Глинки — любимого поэта и любимого композитора Айвазовского. Балконы галереи украшали модели прославленных кораблей русского военно-морского флота и чучела морских птиц.
Самого художника в этот день приветствовали такими словами:
При жизни Айвазовского картины в галерее постоянно менялись. Здесь выставлялись последние из написанных им полотен. Затем они уезжали на выставки в Петербург, Москву, за границу, часто их там покупали состоятельные любители живописи. А на стенах галереи вместо них появлялись новые, так сказать, самые свежие работы мастера.
Больше всего посетителей в галерее было летом и осенью, когда в феодосийский порт заходили пассажирские пароходы. Мастерская Айвазовского находилась прямо за стеной галереи, и он нередко выходил к посетителям, разговаривал с ними. Входных билетов не существовало, не было и зафиксированной платы за посещение. Но на дверях была прикреплена кружка-копилка, и посетители опускали в неё деньги — кто сколько захочет. По воле художника эти средства поступали в Феодосийское благотворительное общество и распределялись среди самых бедных горожан.
В своём духовном завещании Айвазовский написал:
С началом Первой мировой войны было решено вывезти картины Айвазовского в безопасное место: возможен был обстрел города вражескими кораблями с моря. В октябре 1914‑го все картины перевезли в Симферополь, где они хранились в здании Офицерского собрания. В марте 1918‑го, с установлением советской власти в Крыму, картины в спецвагоне вернулись в Феодосию. 14 декабря 1922 года вновь была открыта уже национализированная картинная галерея, экспозиция которой, как и прежде, помещалась в одном зале и состояла из 49 картин.
В 1921 году при галерее были открыты художественно-творческие мастерские, в 1922‑м — художественная народная студия. Феодосийские мастерские со временем предполагалось реорганизовать в Крымский художественный техникум. А в студии были классы общего рисования, живописи, перспективы, истории искусств и пластической анатомии. Здесь обучались красноармейцы, дети рабочих и подмастерья плакатных мастерских. Кроме того, в здании галереи в 1921 году открылась детская музыкальная школа, в которой учились 180 детей.
Знаменитый памятник Айвазовскому возле картинной галереи, «позирующий» на всех видовых открытках Феодосии, появился там 1 мая 1930 года. Это был первый памятник художнику в России, созданный на народные средства, собранные по всероссийской подписке. Открытие памятника предполагалось приурочить к 1917 году — столетию со дня рождения Айвазовского — и к этой дате он уже был готов. Но революция заставила взять паузу, во время которой памятник целых 13 лет хранился в Ленинграде, в подвале Академии художеств.
Во время Второй мировой войны картины Айвазовского отправились в эвакуацию. 30 сентября 1941 года их погрузили на госпитальный теплоход «Калинин» и вывезли через новороссийский порт в Краснодар. В Краснодаре коллекцию разместили в помещении краевой картинной галереи им. Луначарского. В ноябре 1941‑го картины перевезли в Ереван. 2 мая 1942 года, в день 125‑летия со дня рождения Айвазовского, в Ереване открылась выставка, на которой было показано 67 картин художника. 5 ноября 1944 года картины в полной сохранности вернулись в Феодосию.
У парадных дверей дома Айвазовского в советское время стояли два античных мраморных льва. Эти мраморные статуи, датируемые IV в. до н. э., в начале ХХ века были подняты со дна Керченского пролива вблизи берега, где находился античный город Фанагория. Сначала они охраняли вход в феодосийский Музей древностей на горе Митридат. А когда музей переехал в здание галереи Айвазовского, вместе с ним переехали и львы — на их широких и гладких спинах любили сидеть дети. Сейчас львы находятся в лапидарном дворике Музея древностей, у которого уже давно своё собственное здание, расположенное рядом с галереей Айвазовского.
1. Третья в стране
Феодосийская картинная галерея стала третьей в стране. До её открытия в России были доступны для посещения только два художественных музея — Эрмитаж в Петербурге и Румянцевский музей в Москве. И Третьяковская галерея, и Русский музей были открыты для народа на десяток лет позднее.
2. На краю города
Здание картинной галереи примыкает вплотную к двухэтажному дому художника, который он построил в 1845‑м на самом берегу моря, на краю города. Дом строился по проекту самого Айвазовского в стиле итальянских вилл, его так и называли — вилла Айвазовского. На балконах и на крыше стояли копии античных скульптур, мраморные статуи из Италии, привезённые Айвазовским из путешествий. На одном из балконов художник сделал фонтан, напоминающий знаменитый бахчисарайский фонтан слёз (он был разрушен во время оккупации Феодосии фашистскими войсками). В 1880 году Айвазовский пристроил к дому огромный выставочный зал.
3. Корабли на балконе
Торжественное открытие картинной галереи было приурочено ко дню рождения Айвазовского и состоялось 17 июля 1880 года. В выставочном зале были размещены 23 картины. А также копии античных скульптур и бюсты Пушкина и Глинки — любимого поэта и любимого композитора Айвазовского. Балконы галереи украшали модели прославленных кораблей русского военно-морского флота и чучела морских птиц.
Самого художника в этот день приветствовали такими словами:
Торжество это не может иметь характера только Вашего домашнего празднества, так как произведения Вашей художественной кисти — достояние всей Европы и особенная гордость нашего города, колыбели Вашего таланта.
4. Круговорот картин
При жизни Айвазовского картины в галерее постоянно менялись. Здесь выставлялись последние из написанных им полотен. Затем они уезжали на выставки в Петербург, Москву, за границу, часто их там покупали состоятельные любители живописи. А на стенах галереи вместо них появлялись новые, так сказать, самые свежие работы мастера.
5. Кружка на дверях
Больше всего посетителей в галерее было летом и осенью, когда в феодосийский порт заходили пассажирские пароходы. Мастерская Айвазовского находилась прямо за стеной галереи, и он нередко выходил к посетителям, разговаривал с ними. Входных билетов не существовало, не было и зафиксированной платы за посещение. Но на дверях была прикреплена кружка-копилка, и посетители опускали в неё деньги — кто сколько захочет. По воле художника эти средства поступали в Феодосийское благотворительное общество и распределялись среди самых бедных горожан.
6. «… моему родному городу»
В своём духовном завещании Айвазовский написал:
Моё искреннее желание, чтобы здание моей картинной галереи в городе Феодосии со всеми в ней картинами, статуями и другими произведениями искусства, находящимися в этой галерее, составляли полную собственность города Феодосии, и в память обо мне, Айвазовском, завещаю галерею городу Феодосии, моему родному городу.По воле Айвазовского «заведывание галереей должно было быть возложено на достойнейшего из его внуков или правнуков».
7. В Симферополь и обратно
С началом Первой мировой войны было решено вывезти картины Айвазовского в безопасное место: возможен был обстрел города вражескими кораблями с моря. В октябре 1914‑го все картины перевезли в Симферополь, где они хранились в здании Офицерского собрания. В марте 1918‑го, с установлением советской власти в Крыму, картины в спецвагоне вернулись в Феодосию. 14 декабря 1922 года вновь была открыта уже национализированная картинная галерея, экспозиция которой, как и прежде, помещалась в одном зале и состояла из 49 картин.
8. Рисование для красноармейцев
В 1921 году при галерее были открыты художественно-творческие мастерские, в 1922‑м — художественная народная студия. Феодосийские мастерские со временем предполагалось реорганизовать в Крымский художественный техникум. А в студии были классы общего рисования, живописи, перспективы, истории искусств и пластической анатомии. Здесь обучались красноармейцы, дети рабочих и подмастерья плакатных мастерских. Кроме того, в здании галереи в 1921 году открылась детская музыкальная школа, в которой учились 180 детей.
9. Тринадцать лет в подвале
Знаменитый памятник Айвазовскому возле картинной галереи, «позирующий» на всех видовых открытках Феодосии, появился там 1 мая 1930 года. Это был первый памятник художнику в России, созданный на народные средства, собранные по всероссийской подписке. Открытие памятника предполагалось приурочить к 1917 году — столетию со дня рождения Айвазовского — и к этой дате он уже был готов. Но революция заставила взять паузу, во время которой памятник целых 13 лет хранился в Ленинграде, в подвале Академии художеств.
10. Три года в эвакуации
Во время Второй мировой войны картины Айвазовского отправились в эвакуацию. 30 сентября 1941 года их погрузили на госпитальный теплоход «Калинин» и вывезли через новороссийский порт в Краснодар. В Краснодаре коллекцию разместили в помещении краевой картинной галереи им. Луначарского. В ноябре 1941‑го картины перевезли в Ереван. 2 мая 1942 года, в день 125‑летия со дня рождения Айвазовского, в Ереване открылась выставка, на которой было показано 67 картин художника. 5 ноября 1944 года картины в полной сохранности вернулись в Феодосию.
11. Львы у дверей
У парадных дверей дома Айвазовского в советское время стояли два античных мраморных льва. Эти мраморные статуи, датируемые IV в. до н. э., в начале ХХ века были подняты со дна Керченского пролива вблизи берега, где находился античный город Фанагория. Сначала они охраняли вход в феодосийский Музей древностей на горе Митридат. А когда музей переехал в здание галереи Айвазовского, вместе с ним переехали и львы — на их широких и гладких спинах любили сидеть дети. Сейчас львы находятся в лапидарном дворике Музея древностей, у которого уже давно своё собственное здание, расположенное рядом с галереей Айвазовского.
Татьяна Шевченко, «Крымская газета»
Читайте также: