12 часов из Симферополя до Ялты вёз пассажиров «автобус» сто лет назад

Сто десять лет назад, в 1906 году, в Крыму начались регулярные междугородные перевозки: купец Сеферов приобрёл право на частный извоз собственным автомобилем по маршруту Симферополь — Евпатория. А через три года на полуострове появился и первый междугородный автобусный маршрут.

ЗиС‑155 Евпатория – Ялта, 1960‑е
ЗиС‑155 Евпатория – Ялта, 1960‑е

«Авто-вокзал» возле гимназии


Первый междугородный автобус был 12-местным, он курсировал от Симферополя до Карасубазара (Белогорск) и обратно, и такая поездка стоила 3 рубля. А первый симферопольский автовокзал находился в центре города, в начале нынешней улицы Некрасова, неподалёку от «Сельпо». Здание, в котором обосновался автовокзал, было построено как крупнейший в городе магазин и называлось по имени владельца «Пассаж Анджело». Стоимость проезда на автомобиле в 1911 году составляла: до Евпатории — от 4 до 5 руб., до Алушты — около 4 руб., до Ялты — от 5 до 6 руб. Во время Первой мировой войны в связи с ростом цен на бензин стоимость проезда до Ялты поднялась до 12, а с 1916 года и вовсе до 18 руб. Так что фраза: «А бензин опять подорожал», видимо, была в ходу уже тогда. За багаж платили отдельно, в 1911 году плата составляла 50 копеек за пуд (16 кг). С 1923‑го в Пассаже обосновались акционерное общество «Крымкурсо» и кооператив «Крымский шофёр», которые занимались перевозками курортников на Южный берег.

Симферопольский Авто-вокзал на ул. Карла Маркса, 1950‑е
Так выглядел симферопольский «Авто-вокзал» на ул. Карла Маркса, 1950‑е.

После Великой Отечественной войны в Симферополе появилась автостанционная сеть, которая состояла из автовокзала и трёх автостанций: на Куйбышевском рынке, на улице Серова и на железнодорожном вокзале. Та автостанция, что располагалась на рынке, работала с пригородными маршрутами, а две другие — с междугородными направлениям. Выглядели все три автостанции, как киоски. Полноценное здание «Авто-вокзала» (именно так было написано над входом) находилось на ул. Карла Маркса, 28 (перекрёсток на Желябова, возле гимназии № 1). Его часто называли «горавтостанция». Нынешнее здание автовокзала на ул. Киевской было построено в 1959 (по некоторым данным — в 1960‑м) году. Тогда это была городская окраина, где выращивали на плантациях розы. В 1977‑м здание реконструировали и переименовали в автовокзал «Центральный». В 1960-70‑е годы отсюда ежедневно отправлялось до трёхсот рейсов.

«С перепряжкой на станциях»


Даже с появлением в Крыму железной дороги Ялта по-прежнему оставалась на отшибе — рельсы туда так и не проложили. В XIX веке самым популярным, но и самым дорогостоящим был морской путь в курортную столицу полуострова: поезда прибывали в Севастополь, а оттуда путешественников доставляли в Ялту на кораблях. Из Севастополя и Симферополя в Ялту можно было добраться и на мальпосте — почтовой карете, запряжённой лошадями, перевозившей пассажиров и лёгкую почту. Ялтинская почтово-мальпостная станция и контора находились на склоне Поликуровского холма, на улице Почтовой. Пассажирский мальпост представлял собой летом открытую, а зимой закрытую повозку на 15-20 мест. Ежедневно в 8 утра мальпост отправлялся с ялтинской почтовой станции на Симферополь через Алушту, на Севастополь — через Байдарские ворота. Проезд в Симферополь стоил: в I классе (сидя по направлению движения, лицом к лошадям) — 6 руб., во II классе (спиной к лошадям) — 5 руб., в Севастополь стоимость была на 50 копеек дешевле. На ялтинской почтовой станции можно было в любое время получить лошадей на Симферополь, Севастополь и на все промежуточные станции по личному заказу — за такое персональное «такси» нужно было заплатить от 8 до 30 рублей. Время в пути до Симферополя «с перепряжкой на станциях и с остановкой для обеда в Алуште» и до Севастополя «с перепряжкой на станциях и с остановкой для обеда у Байдарских ворот» составляло 10-12 часов.

Купец Жернаков за рулём омнибуса. Ялта, 1909 г.
Купец Жернаков за рулём омнибуса. Ялта, 1909 г.

Но вскоре железный конь пришёл на смену крестьянской лошадке: в 1909 году прямо к гостинице «Ореанда» за рулём бензинового омнибуса прибыл тюменский купец Жернаков — и произвёл фурор среди местных жителей. Для автобусов, приходивших в 1910‑х и позднее из Симферополя, конечным пунктом в Ялте была всё та же улица Почтовая — там разместился и автовокзал. Новое (нынешнее) здание ялтинского автовокзала было открыто 16 декабря 1966 года к 50-летию советской власти.

«Король дорог»


Автобус Москва — Ялта
Междугородний маршрут Москва — Харьков — Симферополь — Ялта, 1960‑е

В советское время автобусы ходили не только между городами Крыма, но и курсировали от Симферополя до Москвы. Первый и последний советский междугородный автобус ЗиС‑127 (ЗиЛ) выпускали в СССР с 1955‑го до 1961 года. Рассчитанный на 32 места автобус для своего времени был очень мощной и комфортабельной машиной. Недаром его наградили прозвищами «реактив» и «король дорог». По технической характеристике из соображений безопасности скорость ЗиСа ограничивалась 95 км/ч, хотя он мог разгоняться за сотню. Использовались автобусы в основном на хороших междугородных трассах, тогда ещё не загруженных транспортом, например, на маршруте Москва — Симферополь. Выпускалась также междугородная версия — ЗиС‑155, оснащённая 15 креслами самолётного типа. Такие машины были на междугородных маршрутах в Крыму, а также обслуживали пассажиров на линии Москва — Симферополь. С промежуточной четырёхчасовой стоянкой в Харькове автобус преодолевал это расстояние за 38 часов.

Татьяна Шевченко, «Крымская газета»

Читайте также:

Популярные сообщения из этого блога

Симеиз — крымский гей-курорт

Редкие фотографии Крыма во время Второй мировой войны

Загадки имен симферопольских микрорайонов

Чем и как рисовал первобытный человек

Деревья-старожилы Крыма