Трамвай в Евпатории

Поездка на евпаторийском трамвае — как путешествие во времени: вагонам более полувека, а здание депо и вовсе построено больше ста лет назад. В следующем году трамвай отметит столетие, но он по-прежнему нужен городу, а глаза-фары стареньких вагончиков глядят в будущее с интересом и даже надеждой.

Трамвайное депо в Евпатории

За 100 лет работы евпаторийский трамвай перевез более миллиарда пассажиров! Он пережил три войны, два государства, семь советских лидеров и четырех президентов — одного советского и троих украинских. Он был первым в Крыму — и остается последним: в Керчи, Симферополе и Севастополе на смену трамваям давно пришли троллейбусы. А по Евпатории до сих пор тарахтят немецкие вагончики «Гота» и чешские «Татра» — старенькие, но ухоженные и потрясающе надежные.

Трамвай в Евпатории

Евпаторийский трамвай в цифрах


  • 27 вагонов (10 «Гота» и 15 «Татра»)
  • 8 миллионов — столько пассажиров трамваи перевозят за год
  • 250 — примерно столько человек работает в трамвайном депо
  • 21 километр — общая длина трамвайных путей в городе
  • 2,5 кВт — столько электричества в среднем тратит трамвай на 1 километр пути
  • 6 — столько рейсов в среднем делает трамвай в день
  • 110 км — столько трамвай в среднем проезжает по маршруту каждый день
  • 36 лет — средний возраст вагонов
  • 56 лет — самым старым вагонам
  • 20 тонн — вес чешского трамвая
  • 12 тонн — вес трамвая «Гота»
  • 1 гривна 50 копеек — цена проезда
  • 78 % — столько вагонов отработало срок полной амортизации
  • 55 км/ч — это максимальная скорость, которую может развить трамвай
  • 1 километр 121 метр — длина маршрута № 3. Он занесен в «Книгу рекордов Гиннеса» как самый короткий трамвайный маршрут в мире. На нем всего три остановки
  • 7 миллионов гривен — столько будет стоить трамвай, производство которого собираются запустить на львовском заводе «Электрон»
  • 1 метр — расстояние между рельсами. Такая же ширина во Львове, Виннице, Житомире. Из-за нестандартной для СССР, «европейской», ширины дороги трамваи пришлось закупать в Европе. В 50-е в Евпаторию из ГДР привезли немецкие «Гота», а в 90-м — чешские «Татра»
Трамвайные рельсы в Евпатории

Кабина евпаторийского трамвая

Евпаторийский трамвай: больше ста лет истории


Первый трамвай

  • 1887 год. В городской Думе Евпатории впервые рассматривают вопрос об организации электрического трамвая.
  • 1907 год. Для строительства депо выделили 300 квадратных сажен (13 соток) земли. На них начали обустраивать тяговую подстанцию, площадку для стоянки трамвайных вагонов. Трамвайное управление находится здесь и по сей день.
  • 16 декабря 1911 года. Городская дума утвердила проект строительства трамвайных линий, разработанный компанией «Вестингауз». Несмотря на германское название, компания была отечественная и даже называлась «Русское электрическое общество». Весь проект стоил 320 тысяч рублей. В городском бюджете столько денег не оказалось, и часть денег собрали за счет пожертвований горожан.
  • 10 мая 1914 года. В Евпатории поехали первые трамваи. По городу затарахтели 14 вагонов. «Публика, очевидно, интересуется трамваем как новинкой и в большинстве случаев просто катается», — написала газета «Евпаторийские новости».
  • 1918 год. Движение трамваев по городу остановлено. Сети были разрушены во время Гражданской войны. Снова запустить трамвай удалось только через пять лет.
  • 1941 год. Работу трамваев прервала фашистская оккупация. В 1944 году движение восстановили частично, а полностью ремонт трамвайных путей закончили к 1952 году.
  • 1957 год. На улицах Евпатории появились первые вагоны из ГДР. Это были двусторонние «Гота» — «Т57» и «В57».
  • 1969 год. На работу в Евпаторийское трамвайное управление переведен Иван Александрович Пятецкий. Он проработал на предприятии около 40 лет. Был его руководителем. Теперь трамвайное управление носит его имя.
  • 1980-е. По Евпатории бегают боле 40 вагонов, трамвай — самый востребованный транспорт в городе. Каждый год он перевозит 17–18 миллионов пассажиров (в два с половиной раза больше, чем в наши дни).
  • 21 июня 1987 года. В депо для испытаний поступил первый в Евпатории чешский вагон «КТ-4SU». Его изготовили на заводе «Татра». Вскоре в городе появится еще полтора десятка чешских трамваев.

Василий Яновский

Вадим Никифоров, «Республика»

Читайте также:

Популярные сообщения из этого блога

Черноморский рапан: что это такое и как его есть (рецепт с фото)

Симеиз — крымский гей-курорт

Софья Перовская: история казненной революционерки