8 мая 2013 г.

Уникальные крымские здания, разрушенные войной

Всякая война несет смерть и увечья не только людям — гибнут, становятся калеками и города. Сколько всего зданий было уничтожено в Крыму во время Великой Отечественной, точно не сможет сказать ни один историк. Их десятки, сотни тысяч — Севастополь и Керчь оказались разрушены почти полностью. В канун Дня Победы перенесемся ненадолго в довоенное время и взглянем на то, что потеряно безвозвратно.

Севастополь. Май 1944 года
Севастополь. Май 1944 года
Автор фото — Евгений Халдей

Гостиница с «полным комфортом»


Гостиница Европейская в Симферополе

Войну не пережила и знаменитая симферопольская гостиница «Европейская». Трехэтажная, она считалась самой большой и комфортабельной в городе. Рекламный проспект гостиницы гласил:
75 салонов и номеров. Полный комфорт. Электрическое освещение, центральное отопление. Ванны. Лифт. Помещение для экипажей и лошадей. Гараж. Роскошный ресторан, столовая, кабинеты, образцовая кухня.
После войны от гостиницы остались руины, на месте которых симферопольцы разбили сквер им. Дыбенко.

Башня с часами


Минная башня в Севастополе

Севастополь был разрушен почти до основания. После войны многие памятники архитектуры были воссозданы заново. Но не все. Так и невосстановленной осталась знаменитая Минная башня, построенная в 1827 году возле Екатерининской улицы (ныне ул. Ленина), рядом с церковью Св. архистратига Михаила. Высота башни немного превышала 18 метров, она была сложена из белого инкерманского камня, имела четыре яруса и въездные ворота в Севастопольское адмиралтейство. На башне были установлены городские часы, приобретенные в Англии, — это были первые общественные часы в Севастополе, и отныне горожане могли сверять по ним время. После Крымской войны их сняли, но в конце XIX века установили новые, с боем, купленные уже в Санкт-Петербурге.

Читайте также: Лев Толстой воевал в Севастополе

Не уцелело (и не было восстановлено) и здание театра «Ренессанс» на Приморском бульваре. После революции в нем располагался театр им. Луначарского. А во время Великой Отечественной войны оно было уничтожено прямым попаданием авиабомбы.

Театр Ренессанс в Севастополе

Севастополь в годы войны и послевоенные годы:

Севастополь в годы войны

Севастополь в годы войны

Севастополь в годы войны

Севастополь в годы войны

Севастополь в годы войны

Севастополь в годы войны

Сфинкс и золотые рыбки


Пассаж Анджело

Если говорить о симферопольских архитектурных потерях, то, пожалуй, одной из главных можно считать пассаж Анджело (романтическое название он получил по фамилии богатого симферопольского домовладельца, которому принадлежало здание).

Пассаж Анджело
Пассаж Анджело — трехэтажный торговый центр, который был построен в самом центре крымской столицы в 1912 году. Его фасад украшала величавая голова сфинкса, сделанная из цветного камня, внутри были скульптуры атлантов и кариатид, бассейн с золотыми рыбками. Крыша была стеклянной, на третьем этаже внутри здания сделан мостик. Горожане приходили в пассаж Анджело не только для того, чтобы сделать покупки, но и чтобы прогуляться. После революции, правда, торговля и прогулки в пассаже прекратились: в здании «прописались» различные ведомства. Но его внешний и внутренний вид остался неизменным, даже бассейн с рыбками сохранился. И рыбки, и само здание погибли во время оккупации — фашисты разграбили пассаж, а при отступлении сожгли. Руины здания простояли несколько лет, затем на его месте появился цирк шапито, а в начале 1960-х — универмаг «Центральный» (нынешнее «Сельпо»).

Суворинские камни


Дача Суворина

«Живу в Феодосии у генерала Суворина. Целый день проводим в разговорах. Ночь тоже. Это большой человек. В искусстве он изображает из себя то же самое, что сеттер в охоте на бекасов, т. е. работает чертовским чутьем и всегда горит страстью», — писал Чехов своему приятелю в 1888 году. Гостил Антон Павлович в Феодосии у Суворина, известного русского журналиста и книгоиздателя, и в 1894-м, и в 1896-м, останавливаясь у него на даче, прямо на берегу моря. От воды здание отделяла крепостная стена, благодаря этому оригинальному архитектурному решению, а также необычной форме крыши дача Суворина часто попадала на открытки с видами города, можно сказать, была одной из визитных карточек Феодосии. Рядом с дачей находились Суворинские камни — «громадныя скалы, являющиеся местом, излюбленным для гуляний», как писал в своем «Путеводителе по Крыму» Григорий Москвич. Во время войны дача Суворина была разрушена — от нее действительно остались только камни. На месте дачи построили 10-этажную базу отдыха «Ай-Петри».

Музеи-близнецы


Фонтан, музей на горе Митридат и дом Айвазовского в Феодосии

В Феодосии во время войны было уничтожено здание Музея древностей, стоявшее на холме Митридат. Оно было построено в античном стиле из местного известняка на средства Айвазовского — художник всерьез интересовался археологией, лично участвовал в раскопках, найденные им золотые украшения хранятся в Эрмитаже.

«Осмотрел я и археологический музей, стоявший на горе Митридат. Внутри помещение представляло собой большую прямоугольную комнату с бетонным полом, лишенную каких-либо архитектурных украшений. Крупные каменные плиты с башен древнего города стояли вдоль стен музея прямо на полу, а маленькие предметы — в витринах посредине зала. Чтобы заполнить пустоту высоких стен, Айвазовский передал музею пять своих картин, которые дополнили экспозицию. Первоначально художник предлагал построить благоустроенный подъезд к музею и каменную лестницу, но денег, видимо, не хватило, и от этой затеи остался только рисунок — проект, сделанный самим Айвазовским», — писал о своем первом знакомстве с Музеем древностей (это было в 1923-м году) Николай Барсамов, художник и будущий директор картинной галереи Айвазовского. В 1925-м музей переехал отсюда в бывший дом Айвазовского, а в здании на Митридате обосновалась сейсмическая станция.

Задумывая построить Музей древностей, Айвазовский взял за образец здание керченского Музея археологии, созданного еще в 1835-м, — феодосийский стал его уменьшенной и несколько упрощенной копией. И прежде безымянный феодосийский холм, на котором возвели музей, с легкой руки Айвазовского получил керченское название — тоже стал называться Митридатом. Увы, здание керченского музея, сильно пострадавшее еще во время Крымской войны, Великую Отечественную тоже не пережило.

Татьяна Шевченко, «Крымская газета»

Читайте также: