22 декабря 2012 г.

Путешествие Екатерины II в Крым

Год 2012 — год юбилея путешествия Екатерины II в Крым. Многие средства массовой информации об этом событии промолчали. Причем многие уверены, что маршрут ее пути точно известен. Как только пытаешься узнать об этом подробнее, то выясняется, что все «что-то слышали, но специалисты знают». Известны случаи, когда крымские экскурсоводы рассказывают туристам о пребывании императрицы на Южном берегу Крыма, где она, кстати, и не была.

Путешествие Екатерины II в Крым

Местам пребывания Екатерины II были посвящены доклады-исследования старшего научного сотрудника НИЦ памятникоохранных исследований АРК Владимира Гурковича на конференции в Музее истории Симферополя в марте и главного специалиста Республиканского комитета Автономной Республики Крым по охране культурного наследия Владимира Руева в Русском центре в июле этого года.

Хотя и не со всем, изложенным в этих выступлениях, можно согласиться. Как известно, в этом году были представлены рекомендации и маршрут для провозки и ознакомления туристов с Крымом «по пути следования Екатерины II».

Мы предприняли наше собственное исследование с использованием имеющихся сведений о географических точках проезда императрицы, старинных и современных географических карт. И оно привело к интересным выводам о возможности проведения такого маршрута. К сожалению, выяснилось, что туристам можно представлять лишь незначительную часть пройденного императрицей пути.

Дело в том, что:

  1. две основные дороги, по которым Екатерина въезжала в Крым и уезжала из него, практически не сохранились, и далее будет объяснено, почему;
  2. некоторая часть пути императрицы проходила по дну нынешних водоемов, что не дает возможности провести по этим местам экскурсантов;
  3. прямо по пути следования Екатерины сейчас расположено несколько воинских частей, симферопольский аэропорт — и это тоже укорачивает туристический маршрут.

Старинные и новые названия сел, по которым проезжали путешественники, мы использовали из имеющихся справочников — 1960 и 1999 гг. К сожалению, в книгах, в том числе — в «Административно-территориальных преобразованиях в Крыму 1783–1998 гг», не оказались многие из сел, по которым проезжала Екатерина II. А часто встречаются и просто ошибки. (И это несмотря на солидный авторский коллектив, куда входили В. Зарубин, В. Гарагуля, Л. Гурбова). Так, к примеру, село Аян Симферопольского района называется поселком Родниковка, которым он никогда не был (село было уничтожено в 20-е годы ХХ века). А теперь эта неточная информация попала во многие географические указатели недавно изданных книг.

Читайте также: Екатерина II и крымские амазонки

Многие исследователи удивляются: почему Екатерина II въехала в Крым по не существующей ныне дороге и уехала также по пропавшему сейчас пути? А ларчик вроде бы просто открывается. Дело в том, что к моменту ее путешествия Симферополь был еще только начинавшим строиться центром Крыма. Здесь, кроме татарского района Ак-Меджит, был небольшой квартал новых зданий. Большой дороги к Симферополю не было.

Маршрут Екатерины II в Крыму
Зато существовали два больших прямых тракта, проложенных еще в ханские времена — дорога с Перекопа (Ор-Капу) до Бахчисарая, бывшего столицей Крыма и от Перекопа до Карасубазара (Белогорска) — еще одного крупного города ханства. Вот по первому этому наезженному пути Екатерина и доехала от Перекопа до Бахчисарая и вернулась по тому же старинному пути из Карасубазара на тот же Ор-Капу. (В этом году были напечатаны разнообразные материалы к юбилею, и в некоторых из них допущена ошибка: там показан предполагаемый обратный путь императрицы по Арабатской Стрелке).

Что произошло с этими трактами впоследствии? Симферополь расстроился, старинную дорогу повернули приблизительно с полпути в его сторону, а старая дорога за неиспользованностью фактически пропала с карт Крыма. Также исчезла и дорога Карасубазар — Ор-Капу, тем более что впоследствии появилась железная дорога на Феодосию, и была построена новая дорога из Белогорска в Нижнегорск (Карасубазар-Сейтлер).

Однако по порядку. После Армянского Базара кортеж проехал через село Тузла (не встречающееся в справочнике). Владимир Руев полагает, что это нынешнее село Пятихатка, хотя сравнение карт показывает, что это скорее местность между селами Таврическим и Почетным. Это было важное село на пути — здесь находилась главная крымская развилка — на Бахчисарай и Карасубазар. Поэтому через Тузлу Екатерина II проезжала дважды.

Место, по которому путешественники проехали дальше, сейчас залито водой — по всей видимости, это рисовые чеки, созданные здесь для разведения этой ценной культуры уже в советские времена. Затем упоминается проезд через село Дюрмень, которое впоследствии приобрело статус почтовой станции (почтовые станции планировались по главным дорогам Крыма в среднем через 20 верст для замен уставших лошадей и отдыха путешествующих). Это в районе сел Матвеевки и Калинино Первомайского района.

Следующий степной пункт — село Каракоджа. Оно тоже не сохранилось и находилось между селами Гришино и Войково того же района. А вот нынешнее село Войково (раньше называлось Айбар, и здесь тоже появилась почтовая станция) выросло в наши дни в довольно большое.

Граф Луи-Филипп Сегюр, бывший французским посланником при екатерининском дворе в течение пяти лет и сопровождавший Екатерину в этом путешествии, писал:
Мы остановились переночевать в урочище Айбар, где для нас расположен был стан, а для императрицы выстроен довольно красивый домик. Меня и Фитц-Герберта поместили в одну из тех татарских палаток, которую я уже описал. Русским казалось странным видеть французского и английского послов в приязненных отношениях, несмотря на противоположность их политических действий.
Следующий пункт — село Татман. Это сейчас село Каштановка Первомайского района, в некоторых справочниках это село имеет имя Тотман.

Орта-Аблам или Джума-Аблам — это еще одно примечательное село на пути Екатерины. Здесь тоже впоследствии появилась почтовая станция. Именно здесь впоследствии изменилась главная дорога (Ее повернули с направления на Бахчисарай на Симферополь). Да и современное название села — Трактовое явно было связано с этой перестройкой. Только странно, что Владимир Руев называет это село Симоненко, хотя и карта, и справочники явно указывают это название: Трактовое.

Вот от села Ильинки до Трактового сохранилась дорога, по которой точно ехала императрица, хотя стоит ли показывать туристам эту довольно скучную степную дорогу?

Следующий пункт — село Кёдербали. Дорога исчезла, а с ней многие села, хотя частично можно видеть на карте как остатки дороги, так и сел. Сейчас это место обозначено на карте как урочище Новомихайловка (Низинное у В. Руева). Через села Шафранное и Курганное проходит какая-то дорога, по всей видимости, остатки старого тракта.

Старая дорога затем проходила через село Такыл — сейчас на этом месте несколько сел, претендующих на роль этого села — это Аркадьевка и Кубанское Симферопольского района, а также Родниковое и Школьное. (То есть, императрица проезжала в районе, где через 200 лет испытывали первый советский луноход и там, где потом появились взлетные полосы главного аэропорта Крыма).

Местность стала меняться, и вот что описывал Сегюр:
20 июня переехали мы через Салгир и, оставив за собою степи, вступили в гористую местность. Здесь, к удовольствию нашему, мы снова увидали тенистую зелень, живописные поля, красивые домики, поселян деятельных и трудолюбивых во всем, наконец, мы замечали присутствие движения и жизни, которых и следа не было в пустынной, безлюдной степи.
Путь следования Екатерины II в Крыму
Современные дорожки через села Ключи, Новозбурьевку, Камышинку, Казанки — это явно и есть остатки той старинной дороги на Бахчисарай. Екатерина, получается, проезжала и в районе Почтовского стадиона, где часто тренируется футбольная команда «Таврия». Большое село Алма-Кермен, в которое въехал кортеж, сейчас определяют как нынешнее село Заветное, хотя карта показывает также и на село Нововасильевку, расположенное рядом.

Оставляя справа возвышенности третьей горной гряды, кавалькада наконец подъехала к бывшей столице — Бахчисараю. Тут уже произошло происшествие, показавшее нрав крымских гор.

Сегюр:
В Бахчисарай въезжают или, лучше сказать, спускаются по чрезвычайно крутому спуску, между скал. Карета государыни была грузна; ретивые лошади, почувствовав бремя непривычной для них тяжести, понесли и помчались по скалам с такою быстротою, что мы ежеминутно ожидали, что карета свернется на бок и разобьется вдребезги. Напрасно татары силились удержать лошадей; на лице Екатерины, как я слышал от императора, не видно было ни малейшего следа страха. Наконец лошади, счастливо проехав по камням, при въезде в одну улицу, остановились разом, так что некоторые из них упали. При этом карета наехала на них и опрокинулась бы, если бы татары ее не поддержали.
После пяти дней пребывания здесь путешественники поехали в сторону Севастополя.

Расставшись с Бахчисараем, мы ехали по роскошным долинам, через реку Кабарту (Бельбек); берега ее так живописны, что все прилежащие селения походят на сады.
Путь следования Екатерины II в Крыму
Здесь тоже сохранился лишь небольшой кусок дороги, где проезжала Екатерина — от Бахчисарая до нынешней станции Сирень. Здесь дорога петляла своеобразно, не проходя ни по одной из трех нынешних дорог, пересекала реку и пролегала по нынешней базе «Черные камни». (Узнав об этом, владельцы базы наверняка к имеющимся здесь фигурам из «Бриллиантовой руки» установят Екатерину II и Потемкина).

Здесь сохранилась только небольшая грунтовка как воспоминание о старой большой дороге. Проезжала императрица, соответственно, неподалеку от пещерного города Эски-Кермен. (В то время еще не была построена современная дорога в Севастополь, и главная дорога в город-герой проходила по этим долинам).

Здесь проходил один из туристических маршрутов № 27 «По рубежам обороны Севастополя». Он как раз и шел по грунтовке от пещерного города к стоянке «2-й кордон» по местам проезда кортежа и спускался вниз, под гору Кара-Коба, вероятно в упоминаемую Мартыновскую балку. Сейчас здесь расположены военные склады, которые перекрыли старинную дорогу и забрали часть ее под военные нужды. Естественно, туристов сюда никто не пустит, а других дорог здесь нет.

Отсюда вся кавалькада уже ехала вдоль долины Черной речки к Инкерману.
К обеду мы прибыли в Инкерман, называвшийся у греков Феодорой, а у татар — Ахтиаром [(Ахтиаром собственно называлось местечко, где построен Севастополь, а Инкерман в семи верстах оттуда — авт.)]. Здесь высокие горы полукружием огибают широкий и глубокий залив, где некогда стояли древние города Херсонес и Евпатория. Эту знаменитую пристань полуострова Херсонеса Таврического, позже называвшегося Гераклейским, императрица назвала Севастополем. Видь берегов Тавриды, посвященных Геркулесу и Диане, напомнил нам мифические времена греков и...Митридата.
«Внезапно отворились двери большего балкона, и взорам нашим представилось величественное зрелище: между двумя рядами татарских всадников мы увидели залив верст на 12 вдаль и на 4 в ширину; посреди этого залива, в виду царской столовой, выстроился в боевой порядок грозный флот, построенный, вооруженный и совершенно снаряженный в два года.

Фейерверк в честь Екатерины II

Государыню приветствовали залпом из пушек, и грохот их, казалось, возвещал Понту Эвксинскому о присутствии его владычицы и о том, что не более как через 30 часов флаги ее кораблей могут развеваться в виду Константинополя, а знамена ее армии — водрузиться на стенах его», — описывал свои впечатления Сегюр.

Дорога, по которой кортеж проехал из Инкермана в Севастополь, до сих пор сохранилась, и именно по ней едут путешественники в город-герой. Этот участок пути тоже можно показывать туристам.

Екатерина поинтересовалась мнением иностранцев о Севастополе. «Ваше величество, — сказал Сегюр,— загладили тяжкое воспоминание о Прутском мире. Запорожских разбойников вы превратили в полезных подданных и подчинили татар, прежних поработителей России. Наконец основанием Севастополя вы довершили на юге то, что Петр начал на севере. Вам остается один только славный подвиг — одержать победу над природою, населить и оживить все эти завоеванные земли и обширные степи, чрез которые мы недавно проезжали».

В Балаклаву кавалькада проследовала по той же дороге, по которой транспорт проезжает и сейчас: это наиболее удобное место между севастопольскими холмами и Сапун-горой. (Известно, что в советское время здесь проходила трамвайная дорога, по которой можно было проехать из Севастополя в старинный Палакион).

Следует уточнить, что, по сути, в самой Балаклаве императрица не была, а ограничилась лишь северным предместьем — Кадыкоем, где ее встречал греческий женский «амазонский» батальон. Далее все поехали в Камары (сейчас село Оборонное, которое получило свое имя по жестоким боям возле него в годы Крымской и Великой Отечественных войн).

Эта дорога сейчас тоже сохранилась как небольшая грунтовая. Да и дальнейший путь в Варнутку (Гончарное) мимо Кучук-Мускомии (Резервное) проходил вовсе не по нынешней дороге Севастополь—Ялта, а по крутым горным дорогам, ведущим из Балаклавской долины в Варнутскую. Здесь сейчас туристов тоже не повезешь ввиду расположения прямо на этой дороге воинских частей. (Нынешнюю дорогу Севастополь—Ялта построили прямо по «Долине смерти», получившую такое свое имя в 1854 г.)

Дальнейшая дорога из Варнутки в Скелю (Родниковое) проходила тоже по несуществующей сейчас дороге (только первый километр не изменился), переходила в Байдарскую долину и проходила по днищу нынешнего Байдарского водохранилища.

Пока императрица осматривала Скельские менгиры (вертикальные, ручной работы скалы, установленные во времена египетских пирамид), некоторые из сопровождающих все же добрались до самой Балаклавы.

Сегюр писал:
Мы с Нассау-Зигеном проехались вдоль по южному берегу и видели порт... Грустно смотреть на эти скалы, эти крутые горы, глубокие пещеры и страшные ущелья... Как во всех старинных греческих или восточных городах, здесь улицы узки, дома низки и мостовая из разноцветных камней. Деятельные, промышленные жители здешние, чтобы украсить это скучное место, стараются разводить сады на склоне черных, высоких гор, их окружающих.
Отставшие от Екатерины присоединились к кортежу на их обратном пути из Скели через Варнутку и приехали опять в Камары. Отсюда кавалькада направилась в село Чоргунь (Чернореченское), проехала вдоль Черной речки мимо места, на котором через 70 лет произошла одна из кровавых битв — Чернореченская и где сейчас установлен памятник, посвященный этому сражению, и отправились опять в Бахчисарай по той же дороге.

Вскоре путешественники повернули в Симферополь. Эта их дорога не изменилась, и екатерининская миля стоит в том же месте, так что эту дорогу тоже можно рекомендовать для показа туристам.

«Мы приехали к берегам Салгира, в город Ахмечеть, названный Екатериною Симферополем. Теперь это главный город полуострова; он лежит посреди равнины, между которыми долины, полные свежею зеленью, красивыми садами, величественными, остроконечными тополями... В этом городе, как и во всех других, где мы останавливались в продолжении нашего пути, для императрицы был приготовлен покойный, красивый и просторный дом. В Симферополе мы пробыли только один день 26 мая», — писал Сегюр.

Екатерина II с сопровождающими отправились в Карасубазар (Белогорск). И эта часть дороги практически не изменилась, и может быть смело рекомендована для показа туристам.

Здесь есть разночтения в дальнейшем маршруте императрицы. Сегюр уверяет, что Екатерина поехала «через горы в направлении к Судаку. На пути мы проехали через греческое поселение Топли (Тополевку) и татарскую деревню Елбузи (Переваловка)».

Путь следования Екатерины в Крыму

Другие же источники показывают, что она отправилась прямо в Старый Крым, причем по старой дороге, которая проходила севернее горы Агармыш (новая дорога южнее Агармыша была построена уже в ХХ веке, на ее месте была небольшая лесная дорога и вряд ли Екатерину повезли бы по такому неготовому пути).

Скорее всего, Сегюр с Нассау-Зигеном не захотели ехать с медленно едущим кортежем и успели съездить и посмотреть старинный город, расположенный на «шелковом пути». «Судак довольно изрядная пристань для судов. Город, в 65 верстах от Карасу-Базара, выстроен на высокой и одинокой скале, близ моря. Скала с трех сторон окружена горами и весьма глубокими пропастями; вид этот понравился мне своим разнообразием и величавостью», — написал Сегюр в своих записках.

Старая дорога из Карасубазара в Старый Крым сохранилась и используется — в частности по ней автобусы возят людей в поселок Золотое Поле, и дорога в достаточно хорошем состоянии. Здесь тоже можно возить туристов «по пути Екатерины» через село Мелек (Некрасовка), Старый Крым и Феодосию — за 225 лет местонахождение дороги здесь не поменялось.

«Когда Екатерина сделалась владетельницею Крыма, сохранялись только остатки этого знаменитого города, — пишет Сегюр о Феодосии. — Мы нашли в нем едва 2000 жителей, бродящих среди развалин храмов, дворцов, пышных зданий; здесь царствовало безмолвие разрушения. При взгляде на эту мрачную картину, столь противоположную с волшебными созданиями, доселе поражавшими взоры императрицы, она не могла удержать порывы грусти».

Впоследствии знаменитый художник Иван Айвазовский написал картину «Приезд Екатерины II в Феодосию»:

Картина Айвазовского Приезд Екатерины в Феодосию

Сегюр рассказывает о том, что Екатерина действительно намеревалась далее посетить крепость Арабат и следовать к северу. «Но осеннее время, вредный береговой климат и важность дел, призывавших ее в столицу, заставили ее переменить это намерение». Кортеж вернулся по старой дороге в Карасубазар и после этого отправился опять к Перекопу по несуществующей ныне дороге.

На ней упоминается огромное количество сел, часть из которых можно точно установить, а часть нет. Но самое главное — остались лишь небольшие кусочки этого когда-то наезженного тракта, и туристов тут уже не провести по «императорскому маршруту».

Сначала путешественники проехали села Кангыли Бочела (села Луговое и Ударное Белогорского района соответственно). Тут еще сохранилась между ними небольшая грунтовая дорога. Далее — через Джангара (не сохранилось) и Табулды (село Найденовка уже Красногвардейского района).

Далее — Бораган (не сохранилось) и Куруджилга (сохранилось только название планировавшегося здесь села — Полюшкино). Салгыр-ягасы (снова не сохранилось) и Баши (судя по карте и названию «Источник» это район нынешнего села Краснопольное и урочища Лисички. Небольшой пустынный переезд и несколько сел, расположенных сейчас фактически в черте центра района Красногвардейского. Это села Мурзалар, Чангара Кеменче (села Щербаково и Видное) и несохранившееся Биюк Кеменче.

Села здесь еще тогда начали исчезать. На карте генштаба, выпущенной лет через 30 после поездки Екатерины, видно, что, если в селе Чамбалда (Яркое Поле) еще жили 10 семей, то села Котлаяк и Тегончу уже обозначены как пустые. Села же, в которых еще тогда были жители, сохранились и до наших дней. Таковы села Еликазан и Бабасан найман. Путь Екатерины Дале пролегал через Юшунь (Ишунь) — село, прославившееся во время Великой Отечественной и, наверное, потому сохранившее свое старое название.

Как мы видим, огромная часть пути Екатерины II по Крыму сейчас недоступна для туристов. В то же время есть места, по которым можно туристов возить. Какую экскурсию предлагают Владимир Гуркович и Владимир Руев?

Первая суббота или (воскресенье): Симферополь — Ишунь — Перекопский вал — с. Симоненко Красногвардейского района — с. Кубанское Симферопольского района — с. Заветное Бахчисарайского района — Симферополь.

Вторая суббота (или воскресенье): Симферополь — Бахчисарай — Мекензиевы горы — Севастополь — Балаклава — Байдарская долина — Бахчисарай — Симферополь.

Третья суббота (или воскресенье): Симферополь — Белогорск — мимо Белой скалы (Ак-Кая) — севернее горы Агармыш — Старый Крым — Феодосия — Симферополь.

Кроме села Симоненково (а должно было быть село Трактовое, по нашему мнению), особых претензий к авторам маршрута нет — по крайней мере, таким образом можно показать туристам хотя бы частично, где проходил «Путь на пользу».

Олег Широков, «Крымское эхо»

Читайте также: