22 ноября 2012 г.

Массандровский дворец — крымский Версаль

Он похож на королевский дворец из сказок Шарля Перро — здесь могла бы плясать на балу Золушка или ждать своего освободителя заколдованная Спящая красавица. Массандровский дворец был санаторием и госдачей, а последние двадцать лет здесь работает музей, — но резиденция императорской семьи до сих пор известна меньше, чем Ливадийский или Воронцовский дворцы.

Массандровский дворец

Мы приехали во дворец в будний ноябрьский день — но даже в это совсем не туристическое время в музее было полно посетителей: экскурсоводы только и успевали водить группу за группой.

Роскошный дворцовый парк в английском стиле заложил 190 лет назад знаменитый немецкий садовник, создатель Алупкинского парка Карл Кебах. Газоны и цветники появились на месте дубово‑грабового леса. Сейчас в парке растут более 250 видов деревьев и кустарников. Большинство из них — «иностранцы»: бамбук, секвойи, кедры и хвойные с забавными названиями — сосна замечательная и пихта прелестная.

Массандровский дворец

Вблизи дворца — шикарные цветники. «Есть планы создать здесь розарий и высадить именно те сорта роз, которые росли здесь при Александре III», — рассказывают сотрудники музея.

Читайте также: Малый Ливадийский дворец — для последнего императора

Скульптуры Массандровского дворца

Вокруг дворца при строительстве установили 35 скульптур — копии экспонатов из античной коллекции Императорского Берлинского музея изящных искусств. Причем все женские скульптуры архитектор расположил на стороне покоев императрицы, а мужские скульптуры — на стороне покоев императора. Изваяния были непрочными, и к настоящему времени уцелели лишь шесть статуй: четыре «мальчика» — два сатира и два дракона, а также два сфинкса (чтобы вы знали, сфинкс у древних греков считался существом женского пола).

Сфинкс у Массандровского дворца

Насладившись красочным праздником растительности, подходим к дворцу с восточной стороны и с удивлением замечаем, что на фронтоне отсутствуют часы, знакомые и по снимавшимся здесь художественным фильмам и по различным путеводителям. Вместо циферблата теперь круглое окно.

Массандровский дворец

«Часы в фильмах были бутафорские, — поясняют сотрудники музея. — А родные, фирмы „Винтер“, еще в 1904 году передали в главный винный подвал „Массандры“. Они там стоят до сих пор, нормально показывают время и даже изображены на всех бутылках вина. А мы сейчас работаем над тем, чтобы сделать копию часов и установить на законном месте».

В вестибюле на цокольном этаже дворца работает выставка, рассказывающая о его истории и строительстве. Это самое прохладное место в здании: от ялтинской жары спасает солидная толщина перекрытий, плюс помещение кажется прохладнее из-за холодных голубых тонов глазури на керамических стенных панелях.

Вестибюль Массандровского дворца

«Посетители летом заходят с улицы и спрашивают: у вас что, кондиционер работает? — рассказывают экскурсоводы. — На самом деле никакого кондиционера, разумеется, нет».

«Прохладную» плитку в цокольном этаже придумал архитектор Максимилиан Месмахер, который достраивал дворец после Эдмона Бушара и занимался его оформлением. Сотрудники музея рассказывают, что Месмахер был не только необычайно талантливым архитектором, но и замечательным, как сейчас сказали бы, дизайнером.

Это по его задумке ванную императрицы на втором этаже дворца оформили красным деревом, а на вставках из светлого клена написали акварелью великолепные букеты цветов. Будучи директором санкт-петербургского Центрального училища технического рисования, Месмахер активно привлекал к работе над оформлением дворца своих студентов. Одна из них — Ольга Бейдеман, ставшая потом известной художницей, — написала десять букетов, используя старинную, известную еще со времен Ренессанса, технику росписи акварелью по дереву. К сожалению, сейчас из десяти панно сохранилось только четыре.

Котельная Массандровского дворца
Инфраструктура дворца была устроена по последнему слову техники. Рядом с ним было построено здание машинного отделения для парового котла и электрогенератора, который в то время называли «динамо-машиной» — освещение во дворце было электрическое. Чтобы труба машинного отделения не портила вид, Месмахер «замаскировал» ее под минарет в мавританском стиле. Котельную соединял с дворцом подземный тоннель длиной около 120 метров.

Примечательно, что водой дворец снабжался (и продолжает снабжаться до сих пор) из горного источника, который протекал под средневековым греческим храмом Рождества Иоанна Предтечи. Источник назывался Ай-Ян, то есть Святой Иоанн, вода в нем считалась святой, и к роднику стекались паломники. После землетрясения 1927 года храм был полуразрушен и его демонтировали, однако часть алтаря, из-под которого бьет родник, сохранилась до наших дней. Правда, увидеть ее нельзя — источник находится на закрытой для посещений территории госдачи № 3, где, кстати, в 2010 году отмечал 60‑летие президент Украины Виктор Янукович.

Вообще-то руководитель Советского Союза предпочитал отдыхать на Кавказе, но в 1947 году Сталин изменил своей привычке и совершил короткое, однодневное, автомобильное путешествие по Южному берегу Крыма. Историки предполагают, что именно тогда он впервые увидел Массандровский дворец. Летом следующего года вождь народов провел на отдыхе в Крыму три недели. Живя в Ливадии, Сталин любил путешествовать на авто в Массандру, которая генералиссимусу нравилась отдаленностью и тишиной. Несколько раз в неделю он приезжал сюда, любил стоять на просторном балконе Массандровского дворца и наблюдать, как сажают эвкалипты. По легенде, проезжая как-то раз возле дворца, руководитель СССР ткнул в пальцем в сторону небольшой полянки и сказал: «Здесь нужно будет построить домик для отдыха». Менее чем через год на указанном месте был воздвигнут собранный из сосновых бревен без единого гвоздя дом, прозванный впоследствии «Сталинским домиком» и ставший украшением госдачи № 3. Однако пожить в нем Сталину так и не пришлось: трехнедельный отдых на ЮБК в 1948‑м году стал его последним свиданием с полуостровом.

Создание крымского Версаля


Массандровский дворец построен в стиле французских замков времен Людовика ХIII, и потому его нередко называют «маленьким Версалем».

Французский архитектор Эдмон Бушар начал строить дворец в 1880 году для князя Семена Михайловича Воронцова.

После смерти князя в 1882 году строительство прекратилось, а через семь лет недостроенный дворец выкупило Удельное ведомство для Александра III.

В 1892 году дворец начали достраивать под руководством Максимилиана Месмахера, известного русского архитектора немецкого происхождения. Предполагалось, что дворец станет главной летней резиденцией для императора вместо деревянного дворца в Ливадии. Однако скоропостижная смерть царя осенью 1894 года навсегда перечеркнула эти планы.

Унаследовавший престол Николай II в память об отце завершил растянувшееся на десятилетия строительство, но никогда не жил во дворце — императорская семья заезжала в него только во время прогулок.

— В Массандровском дворце нет апартаментов для приема и отсутствуют парадные залы, так как он был предназначен лишь для отдыха царской семьи.

Даже тем, кто никогда не бывал в Крыму, Массандровский дворец знаком по фильмам «Сердца трех», «Маленькая принцесса», «Ржевский против Наполеона».

С 1929 по 1941 год Массандровский дворец использовали в качестве санатория «Пролетарское здоровье» для тяжелобольных туберкулезом. Во время немецкой оккупации там был госпиталь, Гитлер планировал после победы над СССР передать дворец гауляйтеру Крыма. В послевоенные годы здание недолго занимал институт виноградарства и виноделия «Магарач», а после смерти Сталина замок вошел в развернутую Никитой Хрущевым в Крыму систему государственных дач.

В 1991 году дворец стал филиалом Алупкинского дворцово‑паркового музея-заповедника. 1 июня 1992 года в нем открылся музей.

Василий Акулов, «Республика»

Читайте также: