Крым в фильме «С камерой по Восточному фронту»
В советских архивах осталось не так много кинокадров о Великой Отечественной в Крыму. Чаще всего попадаются постановочные кадры: танк проезжает по мосту через Салгир, краснофлотцы идут по горящей Графской пристани. Поэтому намного интереснее было увидеть реальные съемки солнечного полуострова, снятые во время пребывания оккупантов на земле Крыма.
В наши руки попал трехсерийный фильм «С камерой по Восточному фронту», смонтированный недавно в Германии на основе любительских съемок Карлом Хёвкесом, посвященный периодам с1939–42, и отдельно 43 и 44 годам. Это личные 16-миллиметровые киноплёнки немецкого репортера, переведённые в «цифру». Он снимал свои кинозарисовки будучи официальным оператором еженедельника «Wochenschau», готовившего со своей камерой материалы для отдела кинопропаганды и... для себя.
Уже во Второй Мировой войне было примерно 300 так называемых «военкоров», которые вели съемки на всех участках фронта и создавали репортажи для «Немецкого киножурнала» по поручению Имперского министерства Народного просвещения и пропаганды.
Так как многие сюжеты снимались при драматических обстоятельствах и в непосредственной зоне боевых действий, больше чем одна треть всех операторов фильмов оплачивала добытый материал своей жизнью. Одним из таких кинооператоров был Гетц Хирт-Ригер, который был совсем юным восторженным юношей и непрофессиональным режиссёром. Куда бы он только не попадал, он всегда имел при себе камеру и запас кассет фирмы «Кодак» в пленках, которые всегда находили место в его полевом багаже.
Из-за своего особенного таланта (обучался Гетц в Берлине как режиссёр документальных фильмов) он был откомандирован на Восточный фронт как солдат вермахта. Здесь он снимал свои сенсационные репортажи, вёл частично цветные съёмки продвижения вермахта на Москву, сражения за Орёл, ход грандиозной танковой битвы под Курском, Кубанскую операцию и фронтовые зарисовки на Днепре.
Интересно, что в первой части еще есть цветные съемки, на них еще хватало средств: немцы разъезжают по прекрасным дорогам и осматривают недавно захваченную Польшу. После нападения на Россию общий характер фильма меняется: техника вязнет, ее долго и муторно пытаются достать. Сразу приходит на ум: не только «генерал Мороз» мешал замыслам захватчиков, но и генерал «Плохие дороги».
Съемки в основном проводили сами немцы, иногда снимая друг друга, и, конечно, вдали от боев — какой же дурак полезет под пули? Здесь можно увидеть среднюю полосу России, немного Кубань и очень много Румынии — это была одна из последних точек сопротивления немцев. Он снимал оборонительные позиции дружественных частей румын на Чёрном море, присоединялся к разведгруппе, идущей вглубь обороны советских войск и пережил кровавую бойню в пригородной зоне Яссы и Кишинёва, где погибло или попало в русский плен примерно 250 000 немецких солдат.
Но нас, конечно же, заинтересовали кадры с Крымом, который сумел занять свое достойное место в этой кинохронике.
Кинотеатр им. Шевченко в Симферополе
На пленке 1943 года голос за кадром рассказывал: «А во время затишья в боях мы вам покажем Крым». В кадр попали кинотеатр «Шевченко», возле которого видны какой-то немецкий автомобиль и велосипед — основные средства передвижения тех времен; театр им. Горького и повозка с лошадью. Оператор внимательно снимает головы Пушкина и Гоголя, этих вроде бы «расово неполноценных» людей — славянина и эфиопа. На афишах — надписи по-немецки и по-русски: «Крымское ревю», или «Алтын бешик» — это крымскотатарский театр давал свое представление «Золотая колыбель» для оккупантов.
Театр им. Горького в Симферополе
Интересно в кадре выглядит и «Пионерский садик» — это большое пустынное место, за которым проглядывает обелиск Долгорукого — собор Александра Невского уже снесли, а вот что на его месте поставить, власти так пока и не придумали. Правда, на заднем плане можно видеть какой-то большой памятник или вазу — краеведы, отзовитесь, кто из вас знает это сооружение?
Пионерский садик и обелиск Долгорукого в Симферополе
Для геббельссовской пропаганды снимают машину, которая привезла муку в столицу Крыма — но кому пойдет этот хлеб, жителям или оккупантам, не уточняется... А за кадром голос диктора рассказывает о географическом положении Крыма, о реке Салгир и о прекрасном городе Симферополе. Правда, тут же упоминают о том, что именно здесь было расстреляно свыше 1000 евреев и потому этот город тоже вошел в историю...
В кадре мы видим симферопольские и крымские церкви, работника кладбища, делающего какой-то заказ, а диктор рассказывает о том, что к этому году съемки уже случилась и Сталинградская катастрофа, и Курская дуга.
Интересны также кадры с бывшим симферопольским рынком, располагавшимся на месте площади Ленина и реставрируемого ныне сквера Тренева. Видны люди, привозившие свои продукты без лошадей, а на себе, на тачках. Здесь же проглядывает и знаменитое «здание с часами», бывшее одним из символов города. Оно сумело простоять еще некоторое время после окончания строительства нынешнего здания Совета министров. И только после какая-то дурья башка решила, что «оно закрывает вид на «Совмин», и эту достопримечательность снесли...
Старый рынок в Симферополе
Простые жители столпились возле одного из распространенных в то время киосков и что-то, вероятно, покупают.
Здесь заканчивается рассказ о Симферополе, и идет описание построенной немцами канатной дороги через Керченский пролив, по которой они переправляли грузы для своей армии, надолго засевшей на Кавказе.
Хирт-Ригер почти всё время снимал двумя камерами. Одной он вёл официальные съёмки, а своей личной — всё то, что не находило официального признания и не показывалось в «Немецком киножурнале»: незамаскированная жизнь немецких солдат на кровавой войне. Гетц Хирт-Ригер стал таким образом невольным летописцем тех давних событий. Его личные киноплёнки, которые, невзирая ни на что, пережили войну, относятся к самым важным сокровищам документальных лент времён Третьего Рейха...
Первая часть
Вторая часть
Третья часть
Ссылки по теме:
В наши руки попал трехсерийный фильм «С камерой по Восточному фронту», смонтированный недавно в Германии на основе любительских съемок Карлом Хёвкесом, посвященный периодам с
Уже во Второй Мировой войне было примерно 300 так называемых «военкоров», которые вели съемки на всех участках фронта и создавали репортажи для «Немецкого киножурнала» по поручению Имперского министерства Народного просвещения и пропаганды.
Так как многие сюжеты снимались при драматических обстоятельствах и в непосредственной зоне боевых действий, больше чем одна треть всех операторов фильмов оплачивала добытый материал своей жизнью. Одним из таких кинооператоров был Гетц Хирт-Ригер, который был совсем юным восторженным юношей и непрофессиональным режиссёром. Куда бы он только не попадал, он всегда имел при себе камеру и запас кассет фирмы «Кодак» в пленках, которые всегда находили место в его полевом багаже.
Из-за своего особенного таланта (обучался Гетц в Берлине как режиссёр документальных фильмов) он был откомандирован на Восточный фронт как солдат вермахта. Здесь он снимал свои сенсационные репортажи, вёл частично цветные съёмки продвижения вермахта на Москву, сражения за Орёл, ход грандиозной танковой битвы под Курском, Кубанскую операцию и фронтовые зарисовки на Днепре.
Интересно, что в первой части еще есть цветные съемки, на них еще хватало средств: немцы разъезжают по прекрасным дорогам и осматривают недавно захваченную Польшу. После нападения на Россию общий характер фильма меняется: техника вязнет, ее долго и муторно пытаются достать. Сразу приходит на ум: не только «генерал Мороз» мешал замыслам захватчиков, но и генерал «Плохие дороги».
Съемки в основном проводили сами немцы, иногда снимая друг друга, и, конечно, вдали от боев — какой же дурак полезет под пули? Здесь можно увидеть среднюю полосу России, немного Кубань и очень много Румынии — это была одна из последних точек сопротивления немцев. Он снимал оборонительные позиции дружественных частей румын на Чёрном море, присоединялся к разведгруппе, идущей вглубь обороны советских войск и пережил кровавую бойню в пригородной зоне Яссы и Кишинёва, где погибло или попало в русский плен примерно 250 000 немецких солдат.
Но нас, конечно же, заинтересовали кадры с Крымом, который сумел занять свое достойное место в этой кинохронике.
Кинотеатр им. Шевченко в Симферополе
На пленке 1943 года голос за кадром рассказывал: «А во время затишья в боях мы вам покажем Крым». В кадр попали кинотеатр «Шевченко», возле которого видны какой-то немецкий автомобиль и велосипед — основные средства передвижения тех времен; театр им. Горького и повозка с лошадью. Оператор внимательно снимает головы Пушкина и Гоголя, этих вроде бы «расово неполноценных» людей — славянина и эфиопа. На афишах — надписи по-немецки и по-русски: «Крымское ревю», или «Алтын бешик» — это крымскотатарский театр давал свое представление «Золотая колыбель» для оккупантов.
Театр им. Горького в Симферополе
Интересно в кадре выглядит и «Пионерский садик» — это большое пустынное место, за которым проглядывает обелиск Долгорукого — собор Александра Невского уже снесли, а вот что на его месте поставить, власти так пока и не придумали. Правда, на заднем плане можно видеть какой-то большой памятник или вазу — краеведы, отзовитесь, кто из вас знает это сооружение?
Пионерский садик и обелиск Долгорукого в Симферополе
Для геббельссовской пропаганды снимают машину, которая привезла муку в столицу Крыма — но кому пойдет этот хлеб, жителям или оккупантам, не уточняется... А за кадром голос диктора рассказывает о географическом положении Крыма, о реке Салгир и о прекрасном городе Симферополе. Правда, тут же упоминают о том, что именно здесь было расстреляно свыше 1000 евреев и потому этот город тоже вошел в историю...
В кадре мы видим симферопольские и крымские церкви, работника кладбища, делающего какой-то заказ, а диктор рассказывает о том, что к этому году съемки уже случилась и Сталинградская катастрофа, и Курская дуга.
Интересны также кадры с бывшим симферопольским рынком, располагавшимся на месте площади Ленина и реставрируемого ныне сквера Тренева. Видны люди, привозившие свои продукты без лошадей, а на себе, на тачках. Здесь же проглядывает и знаменитое «здание с часами», бывшее одним из символов города. Оно сумело простоять еще некоторое время после окончания строительства нынешнего здания Совета министров. И только после какая-то дурья башка решила, что «оно закрывает вид на «Совмин», и эту достопримечательность снесли...
Старый рынок в Симферополе
Простые жители столпились возле одного из распространенных в то время киосков и что-то, вероятно, покупают.
Здесь заканчивается рассказ о Симферополе, и идет описание построенной немцами канатной дороги через Керченский пролив, по которой они переправляли грузы для своей армии, надолго засевшей на Кавказе.
Хирт-Ригер почти всё время снимал двумя камерами. Одной он вёл официальные съёмки, а своей личной — всё то, что не находило официального признания и не показывалось в «Немецком киножурнале»: незамаскированная жизнь немецких солдат на кровавой войне. Гетц Хирт-Ригер стал таким образом невольным летописцем тех давних событий. Его личные киноплёнки, которые, невзирая ни на что, пережили войну, относятся к самым важным сокровищам документальных лент времён Третьего Рейха...
Фильм «С камерой по Восточному фронту»
Первая часть
Вторая часть
Третья часть
Олег Широков, «Крымское Эхо»
В фрагменте про Симферополь есть замечательный кадр. Часовня близ современной гимназии №1 возле которой "на посту" стоит немецкий солдат
ОтветитьУдалить