«Атака легкой кавалерии» — два фильма об одном легендарном сражении под Балаклавой во время Крымской войны
О Крымской войне в Советском Союзе было снято немного фильмов — «Адмирал Нахимов», «Оборона Севастополя» и документальный «Севастопольские истории. Подводные тайны Крымской войны». Но события войны часто используются для исторических реконструкций, особенно Альминское сражение. Об «Атаке легкой кавалерии» у нас практически никто ничего не знает, хотя на Западе об этом событии были сняты два знаменитых фильма с одним и тем же названием.
Огромные возможности интернета помогли (правда, не так уж и легко) найти и посмотреть оба этих фильма, интересные тем, что здесь показаны события, произошедшие именно в Крыму, возле Балаклавы.
Для англичан этот период войны наиболее памятен: во-первых, в нем есть что-то для русских от Цусимы (когда вроде бы все силы были на нашей стороне, но мы проиграли сражение) и, во-вторых, Бородино (стихотворение Альфреда Теннисона «Атака лёгкой кавалерии» школьники учат в английских, а также австралийских, ново-зеландских школах наизусть).
Кавалерийская дивизия стояла лагерем в Балаклавской долине, Тяжёлой и Лёгкой кавалериями командовали генерал-майоры Джеймс Скарлетт и граф Кардиган. 25 октября отряд генерала Липранди перешёл в наступление и штурмом взял турецкий редут. Турки бежали, бросив ещё три редута. Англичане в этом бою потеряли около десятка орудий. Лорд Раглан позвал генерала Эйри и продиктовал ему приказ лорду Лукану: «Лорд Раглан желает, чтобы кавалерия не дала неприятелю увезти орудия».
Получив приказ, лорд Лукан спросил Нолана, что именно «имеется в виду». Нолан показал рукой, но тут же сам погиб от шальной пули. Лорд Кардиган повел бригаду в 673 всадника в долину между Федюхиными горами и захваченными редутами. На обратном пути бригада понесла тяжёлые потери. 118 человек были убиты, 127 ранены, примерно 60 взяты в плен.
Отрывок из фильма
Черно-белая военная мелодрама 1936 года, «Атака легкой кавалерии» была снята в стиле именно тех годов. Это не исторический фильм, а скорее «история любви». В главных ролях снялись Эррол Флинн и Оливия де Хэвилленд. Эррол Флинн — типичный «красавчик», черноволосый, с маленькими усиками, напоминающий популярного в те годы Роберта Тейлора («Мост Ватерлоо»). Оливия де Хэвилленд нам известна как исполнительница роли Мелани в фильме «Унесенные ветром», за который она получила свой «Оскар».
Хоть действие фильма разворачивается в 1854 году, но фильм выпущен к 1936 году. Почему? В начале фильма мы видим памятник «Погибшим в Балаклавском сражении», установленный уже после войны, в 1856 году. Поэтому фильм и был снят к80-летию не сражения, а памятника.
Основное действие фильма происходит вроде как в Индии, но это страна названа Суристаном. Тут правит некий Сурат-хан. Он вдет себя странно по отношению к англичанам, то использует их финансирование, то предает их, но главное свое преступление совершает в придуманном городе «Чукоти» (ничего не напоминает?) Совершив нападение на форт, он убивает полковника Кэмпбелла, всех женщин и детей. Офицеры и солдаты-индусы клянутся отомстить за смерть близких. Попутно они оказываются на Кавказе, где тоже воюют с Сурат-Ханом.
Тут начинается собственно крымская кампания. Зрителям как-то непонятно — причем тут Крым, но авторы фильма намекают, что русские «раскатали губу» на захват Индии (!?) и потому их нужно остановить. Сурат-Хан почему-то оказывается в Севастополе, точнее, возле Балаклавы, и главный герой обманывает командовании армии, готовит фальшивый приказ и поднимает всю свою бригаду, которые хотят отомстить за резню в Чукоти...
Он направляет кавалерию в смертельную атаку на русских, расположенных в районе Хана. Во время битвы хан смертельно ранит Джеффри, но перед смертью тому удается убить злодея. Кончается фильм тем, что Сурат-Хан корчится на земле, а мстительные британцы втыкают копье за копьем в его грудь...
Район Балаклавы в фильме действительно очень напоминает нынешний пригород Севастополя, вероятно, создателей фильма консультировали те, кто хорошо знал окрестности «Рыбьего садка». Любовная мелодрама, сопряженная с идеей мести — очень хороший способ объяснить простому народу, почему сотни лучших всадников и лошадей погибли под Балаклавой ни за понюшку табаку.
Фильм был снят в США, во время съемок картины погибло более двухсот лошадей, в результате чего Конгрессом США был принят знаменитый закон о защите животных, участвующих в производстве фильмов. (Вы все, наверное, видели эту надпись в нынешних фильмах — «никто из животных не пострадал») Кроме того, были и человеческие жертвы — в сцене сражения погиб один из каскадёров, когда, сорвавшись с лошади, упал прямо на лезвие шпаги. Но теперь сцена «Атаки легкой бригады» считается одной из лучших в мировом кинематографе.
В 1968 году было решено снять другой фильм об этом же событии — но направленность его была уже совсем другой. В эти революционные 60-е годы это был фильм-пародия, фильм издевательство, в общем, антивоенный фильм. Тем более общество как раз было пронизано протестами против войны во Вьетнаме. Здесь очень хорошо использована мультипликация в стиле журнала «Панч». То огромный русский медведь душит индюшку (по-английски — «турчанку») в феске. То английский лев в шлеме «бобби» нападает на медведя. Хорошо показано, как ходят толпы диких людей и орут: «Защитим демократию», «Защитим обиженного», «Война, война!» Создается впечатление, что такой фильм сейчас бы уже никто не отважился снять — уж очень нам хорошо известно о политике двойных стандартов стран НАТО, но понятно, что фильм не потерял своей актуальности и сейчас.
Здесь можно увидеть юной знаменитую Ванессу Редгрейв и даже маленькую девочку — Джойли Ричардсон («101 далматинец»). Лорд Кардиган показан как злостный самодур, издевающийся над своими подчиненными, изводящий придирками капитана Нолана. Фильм номинировался на шесть премий БАФТА, но не сумел получить ни одну из них.
«Крымские сцены» снимали в Турции и потому не смогли избежать некоторых преувеличений. Войска высаживались в Каламитском заливе и после этого очень долго шли по какой-то пустыне, страдая от жажды. Люди падали и умирали. Непонятно, где их водил новый Моисей, ведь от залива до места ближайшего боя — Альминского сражения всего несколько километров. Бой у Альмы в фильме смотрится очень красиво, но местность тут скорее похожа на скалы Карадага — таких высоких холмов возле мелкой крымской речки нет. Хотя даже классики марксизма писали (не бывав никогда в Крыму и видимо с чьих то слов) о том, что «где Альма впадает в Черное море, имеются огромные скалы».
Да и сама балаклавская атака снята среди каких-то серых скал, мало похожих на реальное место. Русские солдаты выглядят очень странно — все в высоких шапках и серых шинелях до пят — в их внешности есть что-то поповское. А слезу пробивают последние сцены фильма, где в глубочайшем страдании всадники пристреливают своих лошадей.
Интересно, что за последние годы и уже после перестройки никто из англичан так и не планировал снять фильм об этом событии именно возле Балаклавы, на реальном месте. Хотя можно вспомнить — как много мест, гостиниц, больниц в Англии и Шотландии названы крымскими именами. Из романа А. Кронина «Путь Шеннона»:
Огромные возможности интернета помогли (правда, не так уж и легко) найти и посмотреть оба этих фильма, интересные тем, что здесь показаны события, произошедшие именно в Крыму, возле Балаклавы.
Для англичан этот период войны наиболее памятен: во-первых, в нем есть что-то для русских от Цусимы (когда вроде бы все силы были на нашей стороне, но мы проиграли сражение) и, во-вторых, Бородино (стихотворение Альфреда Теннисона «Атака лёгкой кавалерии» школьники учат в английских, а также австралийских, ново-зеландских школах наизусть).
Кавалерийская дивизия стояла лагерем в Балаклавской долине, Тяжёлой и Лёгкой кавалериями командовали генерал-майоры Джеймс Скарлетт и граф Кардиган. 25 октября отряд генерала Липранди перешёл в наступление и штурмом взял турецкий редут. Турки бежали, бросив ещё три редута. Англичане в этом бою потеряли около десятка орудий. Лорд Раглан позвал генерала Эйри и продиктовал ему приказ лорду Лукану: «Лорд Раглан желает, чтобы кавалерия не дала неприятелю увезти орудия».
Получив приказ, лорд Лукан спросил Нолана, что именно «имеется в виду». Нолан показал рукой, но тут же сам погиб от шальной пули. Лорд Кардиган повел бригаду в 673 всадника в долину между Федюхиными горами и захваченными редутами. На обратном пути бригада понесла тяжёлые потери. 118 человек были убиты, 127 ранены, примерно 60 взяты в плен.
Отрывок из фильма
Черно-белая военная мелодрама 1936 года, «Атака легкой кавалерии» была снята в стиле именно тех годов. Это не исторический фильм, а скорее «история любви». В главных ролях снялись Эррол Флинн и Оливия де Хэвилленд. Эррол Флинн — типичный «красавчик», черноволосый, с маленькими усиками, напоминающий популярного в те годы Роберта Тейлора («Мост Ватерлоо»). Оливия де Хэвилленд нам известна как исполнительница роли Мелани в фильме «Унесенные ветром», за который она получила свой «Оскар».
Хоть действие фильма разворачивается в 1854 году, но фильм выпущен к 1936 году. Почему? В начале фильма мы видим памятник «Погибшим в Балаклавском сражении», установленный уже после войны, в 1856 году. Поэтому фильм и был снят к
Основное действие фильма происходит вроде как в Индии, но это страна названа Суристаном. Тут правит некий Сурат-хан. Он вдет себя странно по отношению к англичанам, то использует их финансирование, то предает их, но главное свое преступление совершает в придуманном городе «Чукоти» (ничего не напоминает?) Совершив нападение на форт, он убивает полковника Кэмпбелла, всех женщин и детей. Офицеры и солдаты-индусы клянутся отомстить за смерть близких. Попутно они оказываются на Кавказе, где тоже воюют с Сурат-Ханом.
Тут начинается собственно крымская кампания. Зрителям как-то непонятно — причем тут Крым, но авторы фильма намекают, что русские «раскатали губу» на захват Индии (!?) и потому их нужно остановить. Сурат-Хан почему-то оказывается в Севастополе, точнее, возле Балаклавы, и главный герой обманывает командовании армии, готовит фальшивый приказ и поднимает всю свою бригаду, которые хотят отомстить за резню в Чукоти...
Он направляет кавалерию в смертельную атаку на русских, расположенных в районе Хана. Во время битвы хан смертельно ранит Джеффри, но перед смертью тому удается убить злодея. Кончается фильм тем, что Сурат-Хан корчится на земле, а мстительные британцы втыкают копье за копьем в его грудь...
Район Балаклавы в фильме действительно очень напоминает нынешний пригород Севастополя, вероятно, создателей фильма консультировали те, кто хорошо знал окрестности «Рыбьего садка». Любовная мелодрама, сопряженная с идеей мести — очень хороший способ объяснить простому народу, почему сотни лучших всадников и лошадей погибли под Балаклавой ни за понюшку табаку.
Фильм был снят в США, во время съемок картины погибло более двухсот лошадей, в результате чего Конгрессом США был принят знаменитый закон о защите животных, участвующих в производстве фильмов. (Вы все, наверное, видели эту надпись в нынешних фильмах — «никто из животных не пострадал») Кроме того, были и человеческие жертвы — в сцене сражения погиб один из каскадёров, когда, сорвавшись с лошади, упал прямо на лезвие шпаги. Но теперь сцена «Атаки легкой бригады» считается одной из лучших в мировом кинематографе.
В 1968 году было решено снять другой фильм об этом же событии — но направленность его была уже совсем другой. В эти революционные 60-е годы это был фильм-пародия, фильм издевательство, в общем, антивоенный фильм. Тем более общество как раз было пронизано протестами против войны во Вьетнаме. Здесь очень хорошо использована мультипликация в стиле журнала «Панч». То огромный русский медведь душит индюшку (по-английски — «турчанку») в феске. То английский лев в шлеме «бобби» нападает на медведя. Хорошо показано, как ходят толпы диких людей и орут: «Защитим демократию», «Защитим обиженного», «Война, война!» Создается впечатление, что такой фильм сейчас бы уже никто не отважился снять — уж очень нам хорошо известно о политике двойных стандартов стран НАТО, но понятно, что фильм не потерял своей актуальности и сейчас.
Здесь можно увидеть юной знаменитую Ванессу Редгрейв и даже маленькую девочку — Джойли Ричардсон («101 далматинец»). Лорд Кардиган показан как злостный самодур, издевающийся над своими подчиненными, изводящий придирками капитана Нолана. Фильм номинировался на шесть премий БАФТА, но не сумел получить ни одну из них.
«Крымские сцены» снимали в Турции и потому не смогли избежать некоторых преувеличений. Войска высаживались в Каламитском заливе и после этого очень долго шли по какой-то пустыне, страдая от жажды. Люди падали и умирали. Непонятно, где их водил новый Моисей, ведь от залива до места ближайшего боя — Альминского сражения всего несколько километров. Бой у Альмы в фильме смотрится очень красиво, но местность тут скорее похожа на скалы Карадага — таких высоких холмов возле мелкой крымской речки нет. Хотя даже классики марксизма писали (не бывав никогда в Крыму и видимо с чьих то слов) о том, что «где Альма впадает в Черное море, имеются огромные скалы».
Да и сама балаклавская атака снята среди каких-то серых скал, мало похожих на реальное место. Русские солдаты выглядят очень странно — все в высоких шапках и серых шинелях до пят — в их внешности есть что-то поповское. А слезу пробивают последние сцены фильма, где в глубочайшем страдании всадники пристреливают своих лошадей.
Интересно, что за последние годы и уже после перестройки никто из англичан так и не планировал снять фильм об этом событии именно возле Балаклавы, на реальном месте. Хотя можно вспомнить — как много мест, гостиниц, больниц в Англии и Шотландии названы крымскими именами. Из романа А. Кронина «Путь Шеннона»:
Мы всей компанией направились к первой галерее, над которой, как я теперь разглядел, выцветшими золотыми буквами было написано: „Балаклава“. Скеммон движением фокусника извлек свой ключ. Следующая называлась „Альма“, затем шел „Инкерман“ — в общем, было шесть таких галерей.Британская рок-группа Iron Maiden этому сражению посвятила песню «The Trooper» (Кавалерист):
Фильм «Атака легкой кавалерии» (1936 год)
Фильм «Атака легкой кавалерии» (1968 год)
Олег Широков, «Крымское Эхо»
Читайте также: